8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный
с 6:00 по 21:00
?>

Способы повышения мотивации на занятиях художественно-эстетического цикла

Автор: Соболева Наталья Александровна

Способы повышения мотивации на занятиях художественно-эстетического цикла

Мотивация – это система побудительных причин человеческого поведения, теоретической и практической деятельности.

Мотивация отражается:

1.     В понимании, оценке и принятии учебной задачи;

2.     В определении конечных и промежуточных целей работы;

3.     В формировании направленности мышления;

4.     В эстетическом восприятии мира;

5.     В использовании личного опыта.

Уровни развития учебной мотивации:

1.     Отрицательное отношение к учению

2.     Нейтральное отношение к учению

3.     Положительное, но аморфное отношение к учению

4.     Положительное отношение к учению

5.     Активное, творческое отношение к учению

6.     Личностное, ответственное отношение к учению

Современные подходы к преподаванию изобразительного искусства предполагает актуализацию, в числе следующих направлений деятельности учителя – творца:

– организация проектной, художественно-творческой и исследовательской – деятельности обучающихся, с использованием различных художественных технологий;

– использование информационно-коммуникативных средств в обучении и поисковой деятельности студентов;

– формирование информационной грамотности через активацию их языковой компетентности в области изобразительного творчества.

Выше сказанное требует, применение традиционного оборудования и демонстрационных материалов, введения современных средств обучения таких как, мультимедийное оборудование с необходимым программным обеспечением.

Грамотное использование возможностей современных информационных технологий на занятиях изобразительного творчества способствует:

– активизации познавательной деятельности;

– повышению качественной успеваемости;

– достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на занятиях;

– развитию навыков самообразования и самоконтроля;

– повышению уровню комфортности обучения;

– развитию творческо-информационного мышления.

Использование медиа-ресурсов как источника информации повышает интерес студентов к творчеству художников, направлениям в искусстве.

Применение компьютерных технологий может осуществляться не только преподавателем при подготовке и во время занятия, но и обучающимися в процессе своей работы. Одним из способовявляется организация проектной деятельности студентов, оформленная в виде презентаций, печатных сообщений в форме рефератов, докладов. Преимущества использования ИКТ в преподавании изобразительного искусства очевидны:

· знакомство с любой темой с сопровождением показа видеофрагментов, фотографий;

· широкое использование показа репродукций картин художников;

· демонстрация графического материала (таблицы, схемы);

· «посещение» крупнейших музеев мира;

· просмотр видеофрагментов;

· активизация учебного процесса.

В ряде исследований было доказано, что знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся при их применении в конкретных ситуациях. Одним из существенных недостатков знаний учащихся остается формализм, который проявляется в отрыве теоретических положений от умения применить их на практике.Студентом усваивается только та информация, которая больше всего его заинтересовала, наиболее близкая ему. Одна из главных задач современного образования — повышение мотивации на учебных занятиях. При изучении курса изобразительного искусства необходима взаимосвязь многих фактов   для развития творческой личности.

Педагогическая деятельность по развитию учебной мотивации

Направления деятельности:

1.     Пополнение запаса знаний, умений и навыков по предмету.

2.     Развитие общеучебных знаний и навыков.

3.     Развитие познавательного интереса к предмету.

4.     Воспитание личности в процессе обучения.

5.     Развитие у обучающихся умения осознавать свои мотивы в учебной работе.

6.     Развитие логического и образного мышления.

Задачи педагогической деятельности:

1.     Развивать у студентов умение целеполагать:

·         Обучать постановке целей и задач, их формулированию;

·         Обучать умению ставить промежуточные цели.

2.     Развивать у студентов умение планировать достижение поставленных целей:

·         Обучать планированию отдельных учебных действий и их последовательности;

·         Обучать преодолевать затруднения и рассчитывать свои силы.

3.     Развивать у студентов умение контролировать себя и адекватно оценивать в процессе достижения поставленных целей:

·         Обучать самоконтролю по этапам работы в соответствии с объективными требованиями;

·         Обучать адекватно оценивать себя в соответствии со своими индивидуальными возможностями.

В основе педагогической деятельности по развитию учебной мотивации лежат принципы личностно-ориентированного подхода, целью которого является создание максимально благоприятных условий для развития и саморазвития обучающегося, выявления и активного использования его индивидуальных способностей в учебной деятельности:

1.     Опора на субъективный опыт студентов, который используется как один из источников обучения.

2.     Актуализация результатов обучения, предполагающая применение на практике приобретенных знаний, умений и навыков.

3.     Индивидуализация и дифференциация обучения.

4.     Системность обучения, предполагающая соблюдение взаимного соответствия целей, содержания, форм, методов, средств обучения и оценивания результатов, создание целостности знаний.

5.     Организация совместной работы преподавателя и обучающихся.

6.     Креативность обучения, предполагающая реализацию творческих возможностей преподавателя и студента.

Система работы педагога по формированию учебной мотивации:

1.     Диагностика уровня учебной мотивации каждого студента с целью выявления общего отношения к изучению предмета, определение сущности того, что побуждает его учиться.

2.     Перспективное планирование развития учебной мотивации каждого студента с учетом следующих факторов:

·         Опора на достижения обучающегося и зону развития его учебной мотивации – что знает студент, как умеет учиться, как может учиться (обучаемость), как умеет ставить и реализовывать цели;

·         Оптимистической позиции преподавателя, состоящей в том, что у каждого ребенка есть наличный уровень положительной мотивации, на который можно опереться, и перспективы, резервы ее развития.

3.     Создание психолого-педагогических и организационно- педагогических условий для развития учебной мотивации студентов:

·         Разнообразие форм организации учебного процесса;

·         Эстетическое и методическое оформление учебного кабинета;

·         Использование проектной деятельности

Факторы,способствующие развитию учебной мотивации

1.Факторы, связанные с содержанием учебного материала (новизна, связь с практикой, исторический аспект, занимательность, нестандартность.

2.Включенность в коллективные формы работы.

3.Привлечение студентов к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки.

4.Разнообразие форм занятий (лекция, экскурсия, киноурок, практическая работа, самостоятельная работа).

Основные факторы, влияющие на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности

·         содержание учебного материала;

·         организация учебной деятельности;

·         коллективные формы учебной деятельности;

·         оценка учебной деятельности;

·         стиль педагогической деятельности.

Таким образом, мотивация является особо важным и специфичным компонентом учебной деятельности; через мотивацию формируется определённое отношение обучающихся к учебному предмету и осознаётся его ценностная значимость для личностного развития; через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов. Процесс повышения учебной мотивации будет эффективнее, если преподаватель в своей работе будет использовать разнообразные формы, приёмы  и методы и будет учитывать  факторы, влияющие на формирование учебной мотивации.

 

×
×

Статьи
«Новый порядок
аттестации» для учителей
и воспитателей

Подпишитесь на нашего бота в
Telegram, чтобы забрать статьи

Получить статьи