Автор: Соболева Наталья Александровна
Способы повышения мотивации на занятиях художественно-эстетического цикла
Мотивация – это система побудительных причин человеческого поведения, теоретической и практической деятельности.
Мотивация отражается:
1. В понимании, оценке и принятии учебной задачи;
2. В определении конечных и промежуточных целей работы;
3. В формировании направленности мышления;
4. В эстетическом восприятии мира;
5. В использовании личного опыта.
Уровни развития учебной мотивации:
1. Отрицательное отношение к учению
2. Нейтральное отношение к учению
3. Положительное, но аморфное отношение к учению
4. Положительное отношение к учению
5. Активное, творческое отношение к учению
6. Личностное, ответственное отношение к учению
Современные подходы к преподаванию изобразительного искусства предполагает актуализацию, в числе следующих направлений деятельности учителя – творца:
– организация проектной, художественно-творческой и исследовательской – деятельности обучающихся, с использованием различных художественных технологий;
– использование информационно-коммуникативных средств в обучении и поисковой деятельности студентов;
– формирование информационной грамотности через активацию их языковой компетентности в области изобразительного творчества.
Выше сказанное требует, применение традиционного оборудования и демонстрационных материалов, введения современных средств обучения таких как, мультимедийное оборудование с необходимым программным обеспечением.
Грамотное использование возможностей современных информационных технологий на занятиях изобразительного творчества способствует:
– активизации познавательной деятельности;
– повышению качественной успеваемости;
– достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на занятиях;
– развитию навыков самообразования и самоконтроля;
– повышению уровню комфортности обучения;
– развитию творческо-информационного мышления.
Использование медиа-ресурсов как источника информации повышает интерес студентов к творчеству художников, направлениям в искусстве.
Применение компьютерных технологий может осуществляться не только преподавателем при подготовке и во время занятия, но и обучающимися в процессе своей работы. Одним из способовявляется организация проектной деятельности студентов, оформленная в виде презентаций, печатных сообщений в форме рефератов, докладов. Преимущества использования ИКТ в преподавании изобразительного искусства очевидны:
· знакомство с любой темой с сопровождением показа видеофрагментов, фотографий;
· широкое использование показа репродукций картин художников;
· демонстрация графического материала (таблицы, схемы);
· «посещение» крупнейших музеев мира;
· просмотр видеофрагментов;
· активизация учебного процесса.
В ряде исследований было доказано, что знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся при их применении в конкретных ситуациях. Одним из существенных недостатков знаний учащихся остается формализм, который проявляется в отрыве теоретических положений от умения применить их на практике.Студентом усваивается только та информация, которая больше всего его заинтересовала, наиболее близкая ему. Одна из главных задач современного образования — повышение мотивации на учебных занятиях. При изучении курса изобразительного искусства необходима взаимосвязь многих фактов для развития творческой личности.
Педагогическая деятельность по развитию учебной мотивации
Направления деятельности:
1. Пополнение запаса знаний, умений и навыков по предмету.
2. Развитие общеучебных знаний и навыков.
3. Развитие познавательного интереса к предмету.
4. Воспитание личности в процессе обучения.
5. Развитие у обучающихся умения осознавать свои мотивы в учебной работе.
6. Развитие логического и образного мышления.
Задачи педагогической деятельности:
1. Развивать у студентов умение целеполагать:
· Обучать постановке целей и задач, их формулированию;
· Обучать умению ставить промежуточные цели.
2. Развивать у студентов умение планировать достижение поставленных целей:
· Обучать планированию отдельных учебных действий и их последовательности;
· Обучать преодолевать затруднения и рассчитывать свои силы.
3. Развивать у студентов умение контролировать себя и адекватно оценивать в процессе достижения поставленных целей:
· Обучать самоконтролю по этапам работы в соответствии с объективными требованиями;
· Обучать адекватно оценивать себя в соответствии со своими индивидуальными возможностями.
В основе педагогической деятельности по развитию учебной мотивации лежат принципы личностно-ориентированного подхода, целью которого является создание максимально благоприятных условий для развития и саморазвития обучающегося, выявления и активного использования его индивидуальных способностей в учебной деятельности:
1. Опора на субъективный опыт студентов, который используется как один из источников обучения.
2. Актуализация результатов обучения, предполагающая применение на практике приобретенных знаний, умений и навыков.
3. Индивидуализация и дифференциация обучения.
4. Системность обучения, предполагающая соблюдение взаимного соответствия целей, содержания, форм, методов, средств обучения и оценивания результатов, создание целостности знаний.
5. Организация совместной работы преподавателя и обучающихся.
6. Креативность обучения, предполагающая реализацию творческих возможностей преподавателя и студента.
Система работы педагога по формированию учебной мотивации:
1. Диагностика уровня учебной мотивации каждого студента с целью выявления общего отношения к изучению предмета, определение сущности того, что побуждает его учиться.
2. Перспективное планирование развития учебной мотивации каждого студента с учетом следующих факторов:
· Опора на достижения обучающегося и зону развития его учебной мотивации – что знает студент, как умеет учиться, как может учиться (обучаемость), как умеет ставить и реализовывать цели;
· Оптимистической позиции преподавателя, состоящей в том, что у каждого ребенка есть наличный уровень положительной мотивации, на который можно опереться, и перспективы, резервы ее развития.
3. Создание психолого-педагогических и организационно- педагогических условий для развития учебной мотивации студентов:
· Разнообразие форм организации учебного процесса;
· Эстетическое и методическое оформление учебного кабинета;
· Использование проектной деятельности
Факторы,способствующие развитию учебной мотивации
1.Факторы, связанные с содержанием учебного материала (новизна, связь с практикой, исторический аспект, занимательность, нестандартность.
2.Включенность в коллективные формы работы.
3.Привлечение студентов к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки.
4.Разнообразие форм занятий (лекция, экскурсия, киноурок, практическая работа, самостоятельная работа).
Основные факторы, влияющие на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности
· содержание учебного материала;
· организация учебной деятельности;
· коллективные формы учебной деятельности;
· оценка учебной деятельности;
· стиль педагогической деятельности.
Таким образом, мотивация является особо важным и специфичным компонентом учебной деятельности; через мотивацию формируется определённое отношение обучающихся к учебному предмету и осознаётся его ценностная значимость для личностного развития; через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов. Процесс повышения учебной мотивации будет эффективнее, если преподаватель в своей работе будет использовать разнообразные формы, приёмы и методы и будет учитывать факторы, влияющие на формирование учебной мотивации.