Автор: Рослякова Екатерина Григорьевна
Музеи как исследовательские центры
1. Исследовательская деятельность в музеях
Исследовательская работа в музеях развивается в двух направлениях:
Первое направление — изучение музейного собрания и памятников(включая недвижимые памятники, среду, нематериальные объекты наследия). Изучение этих объектов является основным направлением музейных исследований. Это направление исследовательской работы связано с теми науками, источниковый материал которых представлен в музее: история, этнография, археология, биология, искусствоведение и т.д. В процессе исследовательской деятельности открываются новые источники, определяются способы их использования и введения в научный оборот, расширяется и углубляется научная проблематика. Как и в других научных учреждениях, научно-исследовательская работа в музее определяется направлениями, характерными для современного состояния соответствующих отраслей науки.
Музейные исследования по научным дисциплинам, как правило, ориентированы на возможность их дальнейшего использования в музейной работе.
Наиболее очевидна связь с наукой музеев научно-исследовательских институтов и вузов, таких, как музеи Московского государственного университета, Академии наук, Казанского, Томского, Новосибирского и других государственных университетов. Такие крупнейшие музеи, как Политехнический музей, Исторический музей, Эрмитаж, Третьяковская галерея и др. всегда были крупными центрами исследований по своим отраслям научного знания. В системе Академии наук был создан ряд литературно-мемориальных музеев, которым делегировалась функция центров по соответствующим разделам литературоведения (музеи А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, A.M. Горького). Ряд музеев имеют официальный статус научно-исследовательских учреждений. К ним относятся такие крупные исследовательские музеи, как Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Государственный Исторический музей, Политехнический музей, Государственный музей-заповедник «Московский Кремль» (Москва), Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей (Санкт-Петербург). В последние годы статус научно-исследовательских институтов стали получать музеи российской провинции, например, Хабаровский краевой краеведческий музей. Получение такого статуса определяется эффективностью исследовательской работы, регулярными изданиями научных трудов, высоким научным потенциалом специалистов музея. Можно констатировать, что в музеях, как это было и в дореволюционные годы, трудятся ученые, имеющие научные степени и звания. Многие музеи сложились и по сей день остаются основными научно-исследовательскими центрами для своей территории (например, Каргопольский музей-заповедник Архангельской области). Некоторые мемориальные музеи являются единственными или ведущими учреждениями, в которых в полном объеме ведутся исследования жизни и деятельности выдающейся личности или события, к их числу следует отнести Музей-заповедник Л.Н. Толстого «Ясная Поляна», Мемориальный музей А.Н. Скрябина. Но и в небольших музеях достаточно возможностей для постановки важной и творческой исследовательской работы в разных областях знаний.
Исследовательская работа музеев находит преломление в научных конференциях, симпозиумах, чтениях и др. Издание материалов этих форумов фиксирует научную работу музеев. Многие музеи активно взаимодействуют как с региональными, так и федеральными российскими научными центрами по конкретным направлениям своих научных изысканий. В числе таких музеев — Калужский, Пензенский, Саратовский и др. областные краеведческие музеи.
Второе направление — музееведческие исследования— является общим для всех музеев, выполняющих определенные социальные функции, и развивается непосредственно на базе музееведения и смежных с ним дисциплин (социология, педагогика, психология). К группе музееведческих исследований относятся:
— разработка концепций музеев и отдельных направлений музейной деятельности;
— научное проектирование экспозиций и выставок;
— социологическое изучение музейной аудитории;
— разработка форм и методов культурно-образовательной деятельности;
— разработка проблем обеспечения физической сохранности
музейных коллекций;
— исследование истории развития музейного дела, музеев разных видов и групп, территорий, отдельных музеев;
— общетеоретические музееведческие исследования.
В осуществлении музееведческих исследований музеи активно сотрудничают с музееведческими и памятниковедческими центрами, такими как Российский институт культурологии, Институт культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева, Лаборатория музееведения Государственного центрального музея современной истории России, Методический центр Государственного Исторического музея (Москва), Научно-практический центр по проблемам музейной педагогики Государственного Русского музея (Санкт-Петербург), кафедра музейного дела Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма (Москва).
Большое значение для успешного осуществления исследовательской работы второго направления имеет музееведческое образование научного коллектива, знание сотрудниками новейших достижений музееведения, психологии, социологии, педагогики (см. главу 10 «Подготовка музейных кадров). На растущий интерес музейных специалистов к музееведческим исследованиям указывает появление в последнее время диссертационных работ, защищенных по специальности «музееведение…», авторами которых являются практикующие музейные работники (Т.П. Калугина, Н.А. Мазный и др.)
В рамках одного музея научно-исследовательская работа первого и второго направлений находится во взаимодействии. С одной стороны, учитывается все то новое, что происходит в профильных науках, источниковый материал которых хранится в музее. С другой стороны, музей — единый организм, поэтому все достижения и открытия в исследовательской работе первого направления находят преломление в музееведческих исследованиях. Например, изучение этнографических собраний краеведческого музея может быть положено в основу концепции этнографической экспозиции, выставки, разработки сценария фольклорного праздника, тематики работы кружка, интерактивной детской экскурсии и др. При разработке перспективного плана выставок потребуется углубленное изучение фондов, музейных каталогов, разработка программ комплектования фондовых материалов, включающих систему выявления и сбора материалов в государственных учреждениях (архивах, других музеях) и у частных лиц, что, в свою очередь, предполагает исследования в области профильной науки.
2. Методы исследования музейных предметов
а) Определение (атрибуция) музейных предметов.
В процессе определения исследуемого предмета выявляются все его существенные признаки. Изложение методики определения музейных предметов целесообразно начать с вопроса о материале, способе изготовления, размере, форме предметов. Эти признаки важные не только для правильной организации учета и сохранения фондов, но и для определения других признаков исследуемого предмета.
Для определения материала необходимы знания физико-химических свойств различных материалов. Обычно мы без особого труда узнаем металл, дерево, стекло, керамику, ткань, бумагу и т.д. Сложнее установить с какой конкретной разновидностью данного материала мы имеем дело. Для определения пород дерева, сортов бумаги, состава волокон и пр. нужны специальные знания.
При определении предмета устанавливается способ его изготовления. Изготовить предмет можно ручным и механическим способом. Каждый способ изготовления придает предмету характерные черты.
Размер предмета – признак на первый взгляд чисто формальный, но он часто несет информативные свойства. Например, микроприборы позволяют судить об уровне развития производства. Определение формы и устройства предмета имеет особое значение. Форма предмета, а во многих случаях и наличие декора свидетельствует о том, что памятник материальной культуры предназначался и для эстетического воздействия на человека.
Процедура определения музейного предмета включает также анализ его стилистических особенностей.
Важную роль в изучении предмета играет определение места его создания. Определение этих параметров значительно упрощается в тех случаях, когда нам известен его автор или мастер.
Авторская принадлежность предмета интересна музееведу тем, что созданные человеком материальные и духовные ценности позволяют судить о его профессиональных и творческих возможностях. В ряде случаев существенно знать, какому конкретному лицу принадлежал исследуемый предмет.
Особенно важно выявить предметы, связанные с выдающимися событиями или выдающимися личностями, т.е. предметы мемориальные. Мемориальные предметы, связанные с выдающимися событиями, нередко обнаруживаются на месте, где развертывалось событие.
Чем больше ярко выраженных признаков имеет предмет, тем легче он поддается определению. Для определения музейных предметов очень часто необходимо привлечение знаний из разных дисциплин: нумизматики, геральдики, палеографии, археологии и др. При определении предметов широко используются каталоги, определители, монографии, справочники.
б) Классификация и систематизация.
Каждому музею важно установить, какие из классификационных схем ему необходимы, т.е. разработать для себя систему классификаций.
Общая классификация музейных предметов делит их по типам источников. Она дает возможность не только охватить все собрание музея, но и помогает выявить, каких предметов не хватает в нем.
Параллельно с общей классификацией применяются классификации, группирующие музейные предметы по одному родственному признаку.
Классификация по хронологическому признаку может быть 2-х видов – по времени создания предметов и по времени их бытования. У нас такая классификация применяется для письменных и фотоисточников.
Классификация, основывающаяся на авторской принадлежности, группирует предметы, относящиеся к работам конкретного автора или мастера.
Классификация по именному признаку объединяет музейные предметы, относящиеся к конкретному лицу.
Предметная классификация группирует предметы, родственные по назначению или сюжету. В музейной практике чаще всего применяется предметная классификация вещественных источников.
3. Исследования в области экспозиции
а) Музейно-педагогические исследования.
Музейная педагогика названа стыковой наукой, синтезирующей элементы педагогики и музееведения, она изучает содержание, принципы и методы специфического для музея процесса воспитания и образования. Музейно-педагогические исследования носят междисциплинарный характер, а результаты этих исследований обогащают как музееведение, так и педагогику.
б) Социологические исследования.
Эти исследования относятся в первую очередь к изучению социально-демографического состава посетителей, их потребностей, мотивов посещения музеев, поведения.
Получаемые результаты активно используются при разработке перспективных планов музеев, при планировании подготовки экспозиций, экскурсий.
В круг проблем исследований включаются такие аспекты, как предметность, наглядность, образность, доступность, эмоциональное воздействие в целом.
Таким образом, среди научно-исследовательских учреждений музеи занимают определенное специфическое место.
4. Исследования в области музейной коммуникации
Музееведческие исследования призваны формировать новые знания в области теории и методики сбора, хранения, обработки и использования музейных предметов. В этой сфере выделяют следующие направления исследовательской деятельности музеев:
• разработка научной концепции музея;
• исследования в области комплектования фондов
• изучение музейных предметов и коллекций;
• исследования в области охраны и хранения фондов;
• научное проектирование экспозиций и выставок;
• исследования в области музейной коммуникации;
• изучение истории музейного дела;
• изучение историографии музееведения.
Разработка научной концепции музея представляет собой всестороннее обоснование целей и задач создания, функционирования и развития музея, а также способов и средств их реализации.