8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный
с 6:00 по 21:00
?>

мастер класс по внеурочной деятельности

Автор: Чанчикова Галина Геннадьевна

Тема  мастер-класса: Опыт, как исследовательский метод обучения во внеурочной деятельности».

Цель мастер-класса: создание условий для проявления творческой активности, познавательного интереса обучающихся через включение их в эксперименты, опыты исследовательской направленности.

Описание  мастер-класса

1.                   Аннотация педагогического (управленческого) опыта мастера (управленческой команды)

В  соответствии  с  ФГОС  «значительное  внимание  должно  уделяться  проектной  исследовательской  деятельности.  Исследовательская  проектная  деятельность  младших  школьников может  быть  ориентирована  на  организацию  самостоятельных  исследований

— по  изучению   флоры  и  фауны;

— полезных  ископаемых  и  горных  пород;

—  проведение  фенологических  наблюдений;

— изучение  свойств  окружающей  природы,  веществ  и  материалов

Исследовательская  деятельность  формирует  умения  работать  с  разнообразными  источниками  информации,  приборами,  лабораторным  оборудованием.  Выбрана  групповая  форма  работы,  что  способствует  формированию  таких  коммуникативных  умений,  как  умение  распределять  обязанности  в  группе, аргументировать  свою  точку  зрения,  участвовать  в  дискуссии.

     Учебная исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности (Семенова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся. \\ Начальная школа. №2. 2007.- с.45).

     Огромную роль играет детская исследовательская деятельность в современных школьных программах. Подобная деятельность, ставящая учащихся в позицию «исследователя», занимает ведущее место в системах развивающего обучения. Для развития умений исследовательской деятельности, как и любых других умений, необходимо найти и реализовать такие условия, которые отвечают поставленной цели.

 

Особое значение для развития личности школьника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность школьников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. В школьном возрасте такие пробующие действия существенно изменяются и превращаются в сложные формы поисковой деятельности. «Эксперимент наряду с другими практическими методами в процессе обучения обеспечивает эмпирический уровень познания и вызывает более активную мыслительную деятельность учащихся.» (Н.Е. Веракса, Н.Н. Поддьяков, Л.А. Парамонова) Обучение школьников экспериментированию // Вопросы психологии. 1991. №4. — С. 29-34. Комплексной образовательной программы «Мир моих интересов».

    Включение младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность осуществляется через создание исследовательской ситуации посредством учебно-исследовательских задач и заданий и признание ценности совместного опыта. На данном этапе используются следующие методы и способы деятельности: в урочной деятельности – учебная дискуссия, наблюдения по плану, рассказы детей и учителя, мини-исследования; во внеурочной деятельности – экскурсии, индивидуальное составление моделей и схем, мини-доклады, ролевые игры, эксперименты

Опыт ставится тогда, когда в результате беседы о фактах окружающей действительности, известных детям, возникает потребность осознать скрытые причины интересующего явления.

В исследовательской деятельности мы должны нацеливаться не на результат, а на процесс деятельности. Главное – вызвать интерес ребёнка, пробудить желание к познанию необычного и неизученного, вовлечь в атмосферу деятельности, и тогда результат будет обеспечен  

 

2.Обоснование  проекта предстоящего занятия с участниками мастер-класса

 

В настоящее время опыт как исследовательский, практический метод обучения следует рассматривать как один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения. В основу его положен собственный исследовательский поиск, а не усвоение детьми готовых знаний, преподносимых педагогом.

Исследовательская  деятельность  формирует  умения  работать  с  разнообразными  источниками  информации,  приборами,  лабораторным  оборудованием.  Выбрана  групповая  форма  работы,  что  способствует  формированию  таких  коммуникативных  умений,  как  умение  распределять  обязанности  в  группе, аргументировать  свою  точку  зрения,  участвовать  в  дискуссии.

Опыт ставится тогда, когда в результате беседы о фактах окружающей действительности, известных детям, возникает потребность осознать скрытые причины интересующего явления. По ходу опыта внимание учащихся сосредотачивается на главных моментах явлений с помощью постановки вопросов в определенной последовательности .

При постановке опытов создаются условия, заранее подготовленные для изучения, поэтому выводы из опытов сделать легче, чем из наблюдения явлений в природных условиях. На опытах дети учатся понимать явления, которые протекают в природе.

Школьники должны научиться делать выводы на основании своих наблюдений и, проверяя опыты в природных условиях, делать обобщения. В этом сопоставлении опытов с действительностью (природными явлениями и трудовой деятельностью населения) осуществлять связь обучения с жизнью.

Таким образом, опыты помогают лучше понять явления, происходящие в природе, выяснить причинную связь этих явлений. Опыты дают возможность познакомить детей в доступной форме с законами природы.

Опыты являются не только способом сообщения знаний, они развивают наблюдательность и мышление учащихся. Осознав, с помощью учителя вопрос, требующий решения, дети обдумывают способы его разрешения, строят различные предположения, проверяют их путем постановки опытов, наблюдают вызванное ими самими явление, делают выводы.

В ходе исследовательской деятельности у детей развиваются важнейшие общеучебные, познавательные умения и навыки (перечислим некоторые)

1.     Умение видеть проблемы.

Умение видеть проблемы – интегральное свойство мышления. Для того чтобы научиться выявлять проблемы, необходимо время, необходимо овладеть способностью изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон.

2.     Выдвигать гипотезы.

Построение гипотез – основа исследовательского, творческого мышления. Делая предположения, обычно используют слова: может быть, предположим, допустим, возможно, наверное.

3.     Задавать вопросы.

Вопрос направляет мышление ребенка на поиск ответа, пробуждая потребность в познании, приобщая его к умственному труду.

Вопросы можно разделить на две группы:

·        уточняющие (верно ли, что…; надо ли создавать…, должен ли…)

·        восполняющие (где, когда, почему, какие…)

4.     Давать определение понятиям.

5.     Проводить наблюдения и эксперименты.

Эксперименты бывают:

Мысленные, в ходе которых исследователь представляет себе каждый шаг своего воображаемого действия;

Эксперименты с реальными объектами.

6.     Делать выводы и умозаключения.

7.     Классифицировать и структурировать материал.

8.     Работать с текстом.

9.     Доказывать и защищать  свои идеи.

     Исследовательская деятельность младших школьников — это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности. Она обеспечивает условия для развития их ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством их активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и общие умения. Данные исследований (Л.П.Виноградова, А.В.Леонтович, А.Н. Поддьяков, А.И.Савенков) говорят о возможности успешного обучения элементам учебного исследования уже на начальном этапе школьного образования.

Для осуществления данных функций встает необходимость умелой организации учебной деятельности на уроках. Чтобы создать условия для формирования этой деятельности, необходимо сформировать познавательную мотивацию. Сегодня, к сожалению, господствуют методы внешних побуждений – отметка, похвала, наказание. Но действительная мотивация будет иметь место только тогда, когда дети будут стремиться в школу, где им хорошо, содержательно, интересно.

Для формирования положительной мотивации на уроках «Окружающий мир» необходимо учитывать следующие положения:

     выделение основных понятий и учебной задачи урока;

     полную умственную нагрузку всех учащихся в течение урока;

     разнообразие структуры и методов обучения;

    знание учителем психологических и физиологических особенностей младшего школьника, а поэтому применение физкультминуток и дидактических игр;

— использование на уроках самостоятельной, групповой и коллективной работы школьников: решение проблемных задач, выполнение лабораторных опытов, работ с дополнительной литературой.(Кропочева Т.Б.Нетрадиционные уроки естествознания в начальной школе. // Начальная школа. №1.2004. – с.57).

Заключение

     Таким образом, мы определяем учебно-исследовательскую деятельность младших школьников как специально организованную, познавательную творческую деятельность учащихся, по своей структуре соответствующую научной деятельности, характеризующуюся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью. В процессе реализации этой деятельности осуществляется с различной степенью самостоятельности активный поиск и открытие учащимися субъективного знания с использованием доступных для детей методов исследования. Ее результатом является формирование познавательных мотивов и исследовательских умений, субъективно новых для учащегося знаний и способов деятельности, личностное развитие ученика.

     Исследовательская деятельность младших школьников может быть очень разнообразной. Часто при её проведении используются информационно-коммуникационные технологии. Это и поиск информации в Интернете, и оформление результатов работы в виде мультимедийной презентации. Несомненно, овладение учащимися ИКТ соответствует современным задачам обучения. Но следует отметить ещё один момент: для организации исследовательской деятельности учащихся учитель сам должен быть исследователем. Только творец может воспитать творца.

 

3. Описание занятия или имитационной игры с участниками мастер-класса с демонстрацией приемов эффективной работы с учащимися (воспитанниками, педагогами, членами управленческой команды)

Тема занятия:  «Я – не волшебник, я только учусь»

Цели занятия: формирование у младшего школьника учебно-познавательной активности  и   умение видеть и понимать мир  через опыт научно — практической деятельности.

 

Планируемые образовательные  результаты:

1.         Младшие школьники в процессе исследовательской деятельности смогут с интересом осваивать знания через опыт практических опытов и изучения свойств разных предметов.

2.         Умения вести исследования в виде  простейших опытов, использовать различную информацию помогут безболезненно перейти к обучению в старшем звене.

3.         Ведение опытной деятельности поможет сформировать у детей правильную научную картину мира.

 

 

 

 

 

 

 

×
×