8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный
с 6:00 по 21:00
?>

Физкультурно-спортивная деятельность как средство развития социально-значимых качеств у студентов

Автор: ИГОШЕВ МИХАИЛ ВЛАДИСЛАВОВИЧ

Игошев Михаил Владиславович

Сочинский институт (филиал) РУДН

ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ

Аннотация: данная статья содержит понятия о физической подготовленности людей молодежного возраста, о проблемах их незаинтересованности или же желании войти в спортивную жизнь маленькими, но уверенными шагами, в действительности – важности физической культуры в жизни каждого человека, о том, как она развивает самые необходимые личностные качества.

Ключевые слова: физическая культура, социальные качества, общество, самоопределение, студенчество, здоровый образ жизни, молодежь.

Наличие спорта в жизни человека это огромный потенциал. В широком смысле слова под физической подготовкой понимается процесс воспитания физических качеств и освоения жизненно важных движений и базовых движений.[1] Спортивная деятельность является необходимой частью в жизни людей, поскольку она позволяет человеку развивать выносливость и особенно те качества, которые помогают ему приспосабливаться к постоянно меняющемуся положению общества – ее динамичности. Как мы уже знаем, жизнь состоит из различных препятствий, которые под силу перейти лишь посильным людям. Казалось бы, причем тут спорт и жизненные препятствия, однако если в действительности углубиться, то можно понять, что спорт играет огромную роль в развитии выносливости человека не только в физическом аспекте, но и в духовном. Это говорит о том, что физическая культура помогает развивать социально-значимые качества, которые в процессе жизни помогают преодолевать трудности – идти против них.

Что касается студентов, которые занимаются физической культурой или даже обходят эту деятельность стороной? В первую очередь, студенческая жизнь достаточно насыщенная в плане того, что появляется большое количество необходимых задач: длительное обучение, сдача экзаменов, высокая утомляемость, получение диплома, стресс. Все эти критерии необходимо выдерживать, чтобы окончить обучение успешно. Опять же назревает вопрос: «А причем тут спорт?» Дело в том, что физическая культура в действительности является побудителем важных качеств человека в преодолении жизненных трудностей. Занятие спортом развивает в человеке выносливость, быстроту, ловкость, силу духа, которые помогают в будущем. Поэтому не стоит отвергать физическую деятельность. Занятие спортом не означает профессиональная деятельность, достаточно ежедневно выполнять определенные упражнения, которые будут поддерживать вас в форме в течение всего дня. Поэтому, когда вы слышите слово «спорт» не стоит пугаться, поскольку это приносит всегда пользу, главное не перетруждаться.

Необходимо рассмотреть общее состояние физической подготовленности среди молодежи, их отношение к занятиям спортом. В социально-экономических условиях произошли негативные изменения в физкультурно-оздоровительной и спортивной работе среди студентов вузов. По данным Правительства Российской Федерации, самая острая проблема, требующая срочного решения — это низкое физическое развитие студенческой молодежи, наличие в ее среде таких пагубных явлений, как наркомания, алкоголизм, курение. Порой представители молодого поколения отдают предпочтение подобным вредным привычкам нежели ведению здорового образа жизни. Не стоит забывать, что физическая культура и спорт способствуют формированию у человека таких социально значимых качеств, как сознательная дисциплина, выдержка и самообладание, инициатива и находчивость, умение нести ответственность не только за свои действия, но и за действия своих товарищей, за свой коллектив. Так, на развитие внутренней сущности спортсмена, его нравственные, а также волевые свойства в особенности оказывают большое влияние спортивные виды развлечения, которые требуют от занимающихся преодоления трудностей в постоянно меняющейся игровой обстановке, выдержки, оказания помощи товарищам по совместной борьбе за достижение единой цели.

В действительности физическая культура это не только выполнение ряда определенных спортивных упражнений, это, в первую очередь, воспитательная деятельность человека. Данный процесс крайне необходимым всем людям, так как он помогает закалять человека и делать его несломленным перед сложностями. Особенно важен спорт в жизни молодежи, поскольку у них еще идет процесс социализации, самоопределения, что помогает складывать общую картину о том или ином человеке. Ведение активной деятельности — это всегда плюс, так как движение – это жизнь, оно строит внутри человека силу воли, которая очень важна в практике, а также предотвращает риск появления различных заболеваний. Недаром говорят, что физические упражнения являются одним из лучших «лекарств» от утомления и для повышения работоспособности[2], ведь здоровье — качественная предпосылка будущей самореализации молодых людей, способности к созданию семьи и деторождению, к сложному учебному и профессиональному труду, общественно-политической и творческой активности. В современных условиях здоровье перестает быть только личным делом молодого человека, оно становится фактором выживания социума в целом. Отношение молодежи к здоровью и факторам, формирующих его, представляет собой систему индивидуальных, избирательных связей личности с различными явлениями социальной среды, способствующими, или наоборот, угрожающими состоянию здоровья, а также определенную оценку индивидом своего физического состояния. Физкультурно-оздоровительная работа считается одним из главных принципов, который применяют с целью поддержания самочувствия учащихся. Однако, при положительном отношении к физкультурно-оздоровительной деятельности в целом, большинство студентов активного интереса к ней не проявляют. Процесс социализации в отношении здоровья не достигает цели формирования личностного отношения студенческой молодежи к собственному здоровью. В ценностном сознании студенческой молодежи здоровье только декларируется, но отношение к здоровью как к главной ценности, от которой зависит полноценная жизнь человека, еще не сформировано. К сожалению, мотивами физкультурно-оздоровительной деятельности студенческой молодежи являются, во-первых, улучшение внешней привлекательности и лишь потом улучшение состояния здоровья. В значительной мере такое поведение определяется неосознанными действиями, связанными с отсутствием знаний, умений и навыков ведения здорового стиля жизни. Использование возможностей физического воспитания как фактора социализации в отношении здоровья, заключается в мотивации сознательного отношения к сохранению и укреплению физического и психосоциального здоровья, приобретения навыков и привычек здорового образа жизни. Никак не нужно выпускать из виду то, что физическое совершенствование считается не только попросту желанным качеством будущего профессионала, но и важным компонентом его индивидуальной сущности.

Ниже указан график активного ведения спортивной деятельности среди молодежи города Сочи и видов его проявления:

Рис.1 «Занимаетесь ли вы физической культурой?»

Проведя небольшой социальный опрос среди молодежи студенческого возраста, были получены следующие результаты: мнения между опрошенными в ответе «да», «нет» практически наравне, это говорит о том, что половина молодежи действительно проявляет некий интерес к спорту, а другая вовсе нет, что говорит об их низкой физической осведомленности. Однако задав им дополнительный вопрос «Каким именно видом спорта вы занимаетесь или хотели бы заниматься?», был получен некоторый список, который включает в себя следующие физические активности: стандартная зарядка, йога, классический бег, в редких случаях профессиональная направленность. Данные результаты свидетельствуют о том, что студенты, хоть и не регулярно, но стараются включать в свою жизнь физическую деятельность в каких-то размерах, что очень даже неплохо.

Однако как бы ни было иначе, спорт уже есть в нашей жизни, он проявляется уже в том, что мы двигаемся, проходим какие-либо дистанции, совершаем определенные активные действия. Это означает, что на подсознательном уровне спорт в нашей жизни действителен, но мы это не всегда признаем и не считаем это спортом вовсе. Не стоит забывать, что даже незначительные признаки физической активности в нашей жизни имеют накопительный и последовательный эффект, то есть определенные активные действия собираются как цепочка друг за другом и помогают человеку «вытянуться».

Таким образом, физическая культура, как неоднократно было сказано выше, является необходимой частью в жизни каждого человека, в особенности в жизни студента, когда организм еще молод и полон сил, что очень важно развивать в правильном направлении. Если человек хочет достичь высокопоставленных целей и желаний, ему нужно быть выносливыми и несломленным, потому что на пути достижения цели есть очень много препятствий, а преодолеть их возможно, если человек обладает соответствующими качествами, которые поможет развить спорт. Занятие спортом не подразумевает определенные профессиональные упражнения, достаточно постепенно вводить в свою жизнь перечень физических заданий, которые помогут держаться в форме и развивать свою выносливость. Однако не стоит пренебрегать спортивными упражнениями, чтобы не ухудшать состояние своего здоровья, а напротив, улучшать, на что направлено введение спорта в жизнь.

 

Список использованной литературы

1.              Бишаева, А.А. Физическая культура (для бакалавров) / А.А. Бишаева, В.В. Малков. — М.: КноРус, 2018. — 167 c

2.              Виленский, М.Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента (для бакалавров) / М.Я. Виленский, А.Г. Горшков. — М.: КноРус, 2018. — 256 c.

3.              Гришина, Ю.И. Физическая культура студента: учебное пособие / Ю.И. Гришина. — РнД: Феникс, 2019. — 283 c

 

 

 

 

 


[1] Бишаева, А.А. Физическая культура (для бакалавров) / А.А. Бишаева, В.В. Малков. — М.: КноРус, 2018. — 37 c

[2] Гришина, Ю.И. Физическая культура студента: учебное пособие / Ю.И. Гришина. — РнД: Феникс, 2019. — 163 c

×
×

Статьи
«Новый порядок
аттестации» для учителей
и воспитателей

Подпишитесь на нашего бота в
Telegram, чтобы забрать статьи

Получить статьи