Автор: ИГОШЕВ МИХАИЛ ВЛАДИСЛАВОВИЧ
Игошев Михаил Владиславович
Сочинский институт (филиал) РУДН)
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА СТУДЕНТОВ
Аннотация: В данной статье рассматривается обязательное занятие физической культурой студентам высших учебных заведений. Спорт является неотъемлемой частью жизни здорового человека. Он способствует повышению внимательности, упорства, стабильности и многих других положительных качеств. Помимо этого он является отличным инструментом в процессе социализации личности студента.
Ключевые слова: физическое воспитание, спорт, студенчество, здоровье,студент.
Возникновение физического воспитания принято относить к самому раннему периоду человечества. Некоторые его элементы возникли еще во времена первобытного общества. Людям приходилось добывать себе пищу, охотиться, строить себе жилища, все это приводило к их физическому совершенствованию, они становились сильнее, быстрее и выносливее.
В то время основным источником выживания была охота на крупных животных. Для преодоления водных пространств и болотистых мест были необходимы навыки плавания. Физическая культура становится общественной формой добывания пищи.
Мы можем проследить за развитием физической культуры, начиная с 150 000 до н.э. благодаря найденным археологическим раскопкам. Например, мы можем утверждать, что 120 тысяч лет до н.э. был изобретен лук.
На следующем этапе основным видом деятельности стало земледелие и скотоводство. В это время у людей появляется интерес к верховой езде.
Во времена появления частной собственности появляются церемонии, посвящения мужчин в воины, то есть возникают соперничество и первые состязания.
То есть уже с тех времен у людей возникает потребность в физическом воспитании.
Система физического воспитания — это исторически обусловленный тип социальной практики физического воспитания, включающий мировоззренческие, научно-методические, программно-нормативные и организационные основы, обеспечивающие физическое совершенствование людей.
Система характеризуется:
-идеологическими основами (социальные установки, идеи, продиктованные потребностями общества); социально-экономическими основами
-теоретическими основами (целостная концепция о правилах, средствах и методах ФВ);
-программно-нормативными основами (программный материал и нормативные установки в качестве критериев физической подготовки — да и только);
-организационными основами (тем, как эти исходные основы закрепляются организационно и реализуются в деятельности организаций и учреждений, контролирующих и осуществляющих ФВ в обществе.
На протяжении длинного периода физическая культура рассматривалась окружением в большей степени в качестве факультативной дисциплины, не обладающая особенной значимостью. И это вопреки тому, что она введена в список неотъемлемых учебных дисциплин.
Возвращаемся в наше время. В современном обществе остро стоит вопрос о физическом состоянии студентов, так как данный показатель напрямую связан с работоспособностью и умственной деятельностью людей.
Уже долгое время физическая культура и спорт стали обязательной составляющей в образовательной системе, так как с их помощью формируется не только физическое здоровье учеников, а также закаляется ум и характер.
Также ученые обеспокоены частыми проблемами со здоровьем у подростков, в основном у студентов. Причиной этому служит малоподвижный образ жизни, в основном это происходит из-за большой учебной загруженности, сначала они сидят на лекциях, а затем дома, выполняя задания по учебе. В связи с этим у студентов наблюдается гиподинамия, избыточная масса тела, нарушение опорно двигательного аппарата и осанки, ухудшение зрения, нервно психологические расстройства.
Существует простая, но очень эффективная формула повышающая работоспособность студентов:
Определенные физические нагрузки+ умственная деятельность!
На своем опыте могу сказать, что после долгих часов учебной нагрузки снижается концентрация внимания, мышления, фантазии, памяти. В перерывах обязательно нужно уделять время на определенные физические нагрузки. Это приведет мысли в порядок, снимет напряжение, поднимет настроение, и вы со свежей головой и слегка оздоровившимся телом выполните свою работу намного быстрее и эффективнее.
Для человека нет ничего важнее собственного здоровья. От его состояния зависит эффективное выполнение планов, основных жизненных процессов, задач. К несчастью, большинство людей, в основном подростки, халатно относятся к самым базовым нормам здорового образа жизни.
Как уже было сказано, физическая культура влияет не только на физическое здоровье, она также оказывает сильное воздействие на личные качества человека, а также на психологическое здоровье. Физическая культура развивает у студентов самоуверенность, целеустремленность, ответственность, упорство, а также приучает работать в команде, ведь часто на занятиях приходится работать в команде как одно целое. Все эти качества помогают студенту освоиться в учебном заведении. Ведь зачастую именно те студенты, которые занимаются физической культурой или спортом, имеют явные лидерские качества, обладают коммуникабельностью и общительностью. Они активно проявляют себя в процессе обучения и именно у них вырабатывается повышенная стрессоустойчивость, определенный режим дня, уверенность, а главное — повышается уровень здоровья.
Физическая культура оказывает огромное воздействие на профессиональную деятельность бакалавра и специалиста, причиной тому служат постоянное напряжением внимания, зрения, малой подвижностью и интенсивной интеллектуальной деятельностью. Снятие утомления нервной системы и всего организма, повышение работоспособности, укрепление здоровья — все это и не только польза, которую приносят занятия физической культурой.
С появлением новых технологий увы многие подростки совсем утратили интерес к спорту, участию в различных спортивных мероприятиях и даже к утренней зарядке. Из этого мы можем сделать вывод, что мотивация студентов является одной из важных задач современного общество, ведь от этого зависит здоровье нашей молодежи и будущее России в целом.
Ученые доказали, что четыре часа занятий в неделю недостаточно для развития хороших физических качеств, рекомендовано минимум от восьми до десяти часов физической нагрузки, но время занятий в ВУЗах ограничены, а это значит, что студенты сами должны заниматься в свободное время. Можно заниматься как базовыми физическими нагрузками, так же заниматься каким-либо видом спорта.
Также было проведено тестирование, в нем приняли участие студентки первых и вторых курсов экономической специальности, результаты которого оставляют желать лучшего, было выявлено сильное нарушение выносливости у девушек, полученные данные подтверждают плачевность ситуации, ведь выносливость является одним из основных показателей здоровья человека.
В организации занятий по дисциплине «Прикладная физическая культура и спорт» есть ряд проблем:
-Низкий авторитет дисциплины.
Да, к сожалению, немалая часть общества пренебрежительно относится к данной дисциплине, считая ее не особо важной или даже вовсе не нужной в образовательной системе.
-Большая загруженность залов.
-Устаревшее материально-техническое обеспечение.
Итак, учитывая все выше перечисленное, приходит осознание значимости преподавателя в физическом воспитании студентов. Основной целью которого является замотивировать, заинтересовать студента заниматься спортом, путем интересных академических занятий. Известно много спортсменов, начавших свою карьеру еще в студенческие годы.
Работа спортивных клубов заключена в проведении различных соревнований для студентов разного уровня, начиная с первенства и заканчивая всероссийскими соревнованиями.
Немалую роль в формировании правильных жизненных принципов играет администрация вуза. В учебных заведениях должна проходить пропаганда здорового образа жизни. Так, например активные студенты проводят различные активные мероприятия. Основная концепция молодежной политики, позволяет использовать креативные подходы в проведении различных мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у студентов. Такой подход позволяет не только пробуждать у учащихся интерес к разным активностям, но и дает возможность студентам проявить себя как организаторов.
Кафедра физического воспитания студентов должна учитывать их интересы, возможности и пожелания. Зачастую спортивные клубы организовывают работу по следующим видам спорта: футбол, плавание, легкая атлетика, волейбол и тд.
Радует тот факт, что на территории России активная развивается спортивная индустрия. Строятся спортивные школы, залы, стадионы, часто проходят различные игры, чемпионаты, в СМИ постоянно показывают спортивные ролики, матчи и многое другое. Это все как раз таки способствует развитию интереса молодого поколения в данной сфере деятельности.
Стоит обязательно упомянуть о студентах и учащихся с ограниченными возможностями. По понятным причинам эти дети нет желания заниматься спортом. К ним нужно находить определенный подход, мотивация и специальная программа тренировок, обязательно под профессионала, так как они больше подвергнуты риску поранить себя или нанести более серьезный вред своему здоровью.
Спорт для людей с ограниченными возможностями не просто способ привести в порядок свое тело, но и способ обрести иную жизнь, особенно это касается студентов, ведь они также способны и талантливы. Не может не радовать тот факт, что они тоже участвуют в олимпиадах, я говорю о Паралимпийских играх. Олеся Владыкина, Роман Петушков, Григорий Мурыгин, Михалина Лысова – это малый список российских чемпионов Паралимпийских игр.
Итак, подводя итог из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что на сегодняшний день, физическое состояние студентов находится в непростом положении, причиной этому служат сидячий, малоподвижный образ жизни, развитие новых технологий привело к снижению у них интереса и мотивации занятия спортом, чем очень обеспокоены многие ученые.
Занятие физической культурой считается обязательным во всех учебных заведениях, так как физическое воспитание помогает развивать в них следующие качества: ответственность, выносливость, упорство, силу, а также совершенствуются умственные возможности, психологическое состояние, также физическая культура является методом социализации студентов, все эти качества особенно актуальны для студентов.
Список использованных источников:
1. Алешин В.В. Физическая подготовка студента: учеб. пособие. – М.: Научный консультант, 2018. – 98 с.
2. Бабушкин Г. Д., Яковлев Б. П. Психическая нагрузка в соревновательной деятельности и методика диагностики ее переносимости спортсменом // Омский научный вестник. – 2013. – №5. – С. 178-182.
3. Бестужев -Лада И.В. Молодость и зрелость: Размышления о некоторых социальных проблемах молодежи. — М.: Политиздат, 2004.
4. Бикмухаметов Р.К. Интеграция физического и духовного воспитания студентов педвуза / Р.К. Бикмухаметов // Педагогика. — 2004. — № 9. — С. 64-70.
5. Бишаева А. А. Профессионально-оздоровительная физическая культура студента: учеб. пособие. — М., 2013.