Автор: Гаевская Наталья Юрьевна
Анализ педагогического опыта преемственности детского сада и начальной школы по курсу Окружающего мира
Изучение Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного и начального образования показывает, что проблема преемственности на сегодняшний день решена не полностью.
Так, в ФГОС ДО по представленному выше вопросу посвящается весьма небольшая часть документа, равным образом происходит и в ФГОС НОО. Стандарт дошкольного образования одной из задач определяет обеспечение преемственности, реализуемой в образовательных программах на разных ступенях образования (пункт 1.6.).
Стандарт начального образования выделяет проблему реализации преемственности на разных ступенях образования, которая затрагивается в нескольких последующих пунктах (пункты: 6, 7).
Педагоги, психологи и другие специалисты, работающие в сфере образования, родители детей знают, как тяжело ребенку в раннем возрасте приходить в детский сад, отвыкать от постоянного внимания матери и приспосабливаться к новому коллективу, представляющему из себя 87 воспитателя и сверстников, таких же ребят.
Тоже происходит и со старшим дошкольником, когда наступает время идти в школу. Выпускнику дошкольного учреждения, у которого ведущей была игра, довольно, сложно переключится на учебную деятельность. Ребенок привык к активному образу жизни и дневному сну, чего в последующем может не хватать ученику начальных классов.
Кроме того, у будущего первоклассника происходит становление новой социальной роли, что является очень почётным, по мнению самого ребенка. Он начинает чувствовать себя более взрослым, уверенным, самостоятельным и у него появляется желание пойти в школу.
Поэтому следует отметить, что даже при осуществлении преемственности между ДОУ и начальной школы, ребёнку будет нелегко приспособится к новому образовательному учреждению, коллективу и педагогу.
Целью осуществления преемственности между ДОУ и начальной школой является: подготовка воспитателей и учителей начальных классов, будущих первоклассников и их родителей к переходу на новую ступень образования.
Постепенно изучая различные научно-педагогические статьи и другие источники, можно отследить, что в основном литература, посвящённая осуществлению преемственности между ДОУ и начальной школой, относится к периоду конца 90-х – начала 2000 годов.
Современные же исследования всё больше посвящаются различным видам готовности, их взаимосвязи и пользе на этапе перехода ребёнка в школе. Хотя нужно учитывать, что готовность ребенка к школе – это лишь отдельная задача обеспечения преемственности ДОО и школы.
На основе анализа научно-педагогической литературы, можно определить задачи преемственности:
1) определение и достижение преемственных целей ДОУ и начальной школы (сохраняющихся и развивающихся на обоих этапах);
2) создание единого образовательного поля в ДОУ и начальной школе; 3) использование в начальной школе форм, методов и технологий ДОУ;
4) координация и совместная разработка содержания обучения и воспитания;
5) работа с родителями (просвещение и обучение родителей по вопросам возрастной психологии и психологии общения, формирование отношений доверия с родителями для дальнейшего взаимодействия).
Также, следует отметить, что именно в семье идёт первоначальное воспитание ребёнка, формирование его умений и навыков. Если родители будут недостаточно готовы к подготовке детей к школе, то даже организация преемственности между ДОУ и НОО не смогут в полной мере реализовать этот процесс. Поэтому необходимо не только взаимодействие данных учреждений, но и участие немаловажного социального института – семьи ребенка.
Дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования многих способностей и качеств ребенка, которые входят в число необходимых предпосылок формирования учебной деятельности и без которых она будет неизбежно хромать, нередко перерастая в неумение или в нежелание учиться.
Рассматривая теоретический аспект, исследователи отмечают, что интеллектуальная готовность детей к школе взаимосвязана с мыслительными операциями и степенью их развития. В процессе работы были отмечены определенные изменения в качественном и процессуальном характере, существенно отличные от зафиксированных в начале исследовательской деятельности.
В связи с положительными результатами данного исследования, можно сделать вывод о том, что преемственность играет важную роль в развитии интеллектуальной готовности старших дошкольников к школе. Коррекционно-развивающие мероприятия проводились не только с детьми и их родителями, а также с педагогами, т.е. шла активная подготовка к школьному обучению.
Говоря о процессе адаптации ребенка в школе, следует отметить, что при выборе школы, учителя начальных классов, используемой им образовательной программы, нужно учитывать возрастные индивидуальные особенности развития ребенка, своеобразие предлагаемых программ, личностные качества педагога и многое другое.
Естественнонаучное образование является одним из важнейших компонентов общего образования на всех трех обозначенных этапах. Значение естественнонаучного образования в последние годы приобретает все большее значение, так как велика роль естественных наук в создании современных передовых технологий, новых материалов, новых предприятий и т.п.
Значительный вклад в формирование нового взгляда на роль дошкольного образования вносит Основная образовательная программа дошкольного образования «Вдохновение» [9, с. 33]. Эта программа определяет цели, объем, содержание, условия и планируемые результаты образовательной деятельности дошкольной образовательной организации, которые сформулированы на основании требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) [4].
Формирование взглядов ребенка на мир происходит в результате его взаимодействия с другими людьми, в совместной деятельности и общении. В этом взаимодействии одинаково активны и взрослые, и дети, они совместно конструируют смыслы деятельности и заново выстраивают навыки, что и можно назвать со-конструированием.
«Вдохновение» может рассматриваться как основа для построения преемственных программ общего образования на всех его уровнях. Это возможно благодаря тому, что программа содержит описание образовательной деятельности, соответствующее направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях (социальное коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие).
Познавательная образовательная область данной программы включает направления «Окружающий мир: естествознание, экология и техника» и «Окружающий мир: общество, история и культура».
Очевидно, что можно проследить дальнейшее познавательное развитие ребенка на уровне начального общего образования в рамках изучения предмета «Окружающий мир».
Дошкольное образование является первым уровнем общего образования, в содержание которого входит познавательное развитие по направлению «Окружающий мир» (естествознание, экология и техника; общество, история и культура).
«Окружающий мир» как направление познавательного развития дошкольника – это система формирования, развития и поддержки естественного стремления детей к исследованиям, проявлению любознательности по отношению к окружающему их предметному, природному и социокультурному миру.
Однако их творческие способности в подавляющем большинстве разбиваются о стену общепринятых взглядов и догм, выдаваемых за знания и опыт. У детей, например, есть тонкое природное чувство цвета и оттенков, но оно, как правило, «атрофируется» в школе, где они узнают, что снег белый, а земля – коричневая. Но под ясным зимним небом снег может оказаться голубым, отражая небесный цвет, а земля – багряной с розово-фиолетовыми оттенками» [8, с. 12].
Естественная любознательность детей плавно перетекает в познавательную деятельность по изучению окружающего мира при переходе на следующий уровень образования. Познавая окружающий мир, ребенок учится:
− осознанно наблюдать за отдельными процессами окружающего мира;
− узнавать и объяснять возможности различных природных материалов;
− осознавать пользу и назначение составляющих экологической системы;
− сравнивать, описывать и оценивать явления природы, наблюдая их;
− собирать, систематизировать и оценивать информацию; высказывать предположения, объясняя наблюдаемые явления;
− проводить простые исследования, наблюдая, экспериментируя, обсуждая;
− проводить простые измерения, понимая смысл этого;
− формулировать вопросы на основе наблюдений за процессами в окружающей среде; запоминать и описывать долгосрочные изменения в природе;
− использовать полученные представления в повседневной жизни;
− развивать свою инициативность, способность к соучастию, к совместной деятельности, как со сверстниками, так и с взрослыми.
Таким образом, у ребенка формируется ценностная позиция по отношению к самому себе, другим людям и к природе. В этот период ребенок знакомится с разнообразием растительного и животного мира; понятием экологических взаимосвязей; с физическими явлениями и процессами (на элементарном уровне); свойствами различных материалов.
На основе повседневного опыта происходит знакомство детей с техникой, техническими приспособлениями и формируется умение использовать их по назначению. На данном уровне образования у детей также формируются первичные представления о том, что такое общество, отдельные его члены и культура.
Уже в дошкольном возрасте, взаимодействуя с людьми и познавая окружающий мир, ребенок учится воспринимать себя как представителя определенной культурно-исторической общности. Знакомство детей с культурой мира, страны, родного края неразрывно связано с познанием окружающего мира во всем его многообразии природном, техническом, экологическом.
Все вышеперечисленное определяет готовность дошкольника к переходу на следующий уровень общего образования – начальную школу, где изучается учебный предмет под названием «Окружающий мир». Он включает основы естествознания (физические, химические, биологические знания), а также основы географии, истории (обществознание). Кроме этого, в него включены содержательные элементы знаний из экологии, безопасности жизнедеятельности, психологии, информатики и других.
Основная образовательная программа дошкольного образования «Вдохновение» полностью соответствует требованиям ФГОС ДО и базируется на новейших результатах исследований отечественных и зарубежных, психолого-педагогических исследований в области дошкольного детства.
Данная образовательная программа создает прочную основу для обеспечения преемственности изучения окружающего мира на уровне начального общего образования и создает предпосылки для формирования правильных представлений о целостности мира и формирования научного мировоззрения в основной и старшей школе.
Преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования прослеживается в целевых разделах обоих документов. Так в ООП «Вдохновение» указано: «Целью Программы является целостное и разностороннее развитие детей младенческого, раннего и дошкольного возраста, сообразное актуальной социокультурной ситуации детства и требованиям современного общества и государства, через создание системы образовательных процессов и условий, поддерживающих активное участие детей в образовательной деятельности, обеспечивающих индивидуализацию их развития и позитивную социализацию» [9].
В Примерной основной образовательной программе начального общего образования читаем, что реализация данной программы предполагает «воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава» [27].
Важно подчеркнуть, что явления природы, изучаемые и дошкольниками, и младшими школьниками, можно назвать «интеграторами» процесса изучения, как природного, так и социокультурного мира на всех уровнях образования. Поясним данное утверждение.
Во-первых, на данном рассматриваемом уровне дети учатся наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи, объяснять явления.
Во-вторых, в этот период формируется ценностная позиция по отношению к природе, другим людям, к себе.
В-третьих, дети самостоятельно конструируют знания и смыслы в процессе взаимодействия с окружающей средой, соотнося имеющиеся представления о мире с опытом, полученным от реального взаимодействия с ним (например, наблюдают радугу; играют со сверстниками; общаются с взрослыми людьми и т.п.).
Итак, целостная естественнонаучная картина и научное мировоззрение как звенья одной цепи, должны формироваться последовательно от уровня дошкольного образования до уровня среднего общего образования. Однако надо осознавать, что невозможно раз и навсегда подготовить учащегося ко всему, что его ждет; в течение всей жизни придется разучиваться и переучиваться, чтобы реагировать на меняющийся окружающий мир, жить и работать в нем, ориентируясь на мировоззренческие установки, заложенные еще на уровне дошкольного образования.