Автор: Татьяна Алексеевна Васильева
ОГБПОУ «Ульяновский колледж культуры и искусства»
Педагог-хореограф Васильева Татьяна Алексеевна
«ОПОРНО — ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА РЕБЕНКА
КАК ЗАЛОГ ЗДОРОВОГО ОБЩЕСТВА»
Наше современное общество очень стремительно технически совершенствуется. Мы окружаем себя незаменимыми техническими помощниками в быту, на работе. Самые различные механизмы: компьютеры, кухонные комбайны, лифты, автомойки, электромясорубки и прочее призваны облегчить труд человека. И действительно, жить стало легче! Удобнее смотреть телевизор, не вставая с постели, переключая пультом программы. Стирать белье нажатием кнопки, готовить обед в мультиварке, заказывать товары по интернету, совсем не утруждая себя походами по магазинам. Все на службе у человека! Все, кроме самого человека! Мышцы человеческого тела, призванные развиваться, атрофируются и больше не нужны человечеству. В таких условиях человеческое тело деградирует, становится малоподвижным, неспособным решать задачи без электричества или машины. Ладно, если это уже взрослый человек и организм его сформировался, в данном случае он меньше устает и больше успевает. А если ребенок, у которого еще не сформированы мышечные каркасы, попадает в такие «райские» условия, жизнь ему в дальнейшем может преподнести «сюрпризы» в виде лордоза, кифоза или сколиоза (заболеваний позвоночника), не говоря об артритах и артрозах (заболеваний суставов).
Спина – это основа всего человеческого тела, она служит опорой для всех важнейших внутренних органов: сердца, легких, печени, желудочно-кишечного тракта; она участвует во всех движениях тела. Позвоночник с прикрепленными к нему мышцами, как амортизатор, противостоит силе тяжести и обеспечивает разнообразные движения верхней части тела-повороты, наклоны корпуса. Он состоит из 33 костей-24 шейных и спинных позвонков, крестца, 5 сросшихся позвонков и 4 позвонков копчика. Этот гибкий столб поддерживает верхнюю часть тела и защищает спинной мозг. Между позвонками находятся упругие хрящевые диски – амортизаторы и одновременно регуляторы подвижности позвоночника.
Важнейшая функция мышц и связок позвоночника — удержание в вертикальном положении туловища человека. Каждый слой мышц отвечает за различные движения. Движения рук, ног, головы, корпуса. Наклоны вперед, назад, в сторону, повороты, сгибы и скручивания и т.д.
Плохая осанка – это в первую очередь деформация одного или нескольких главных изгибов позвоночника:
- лордоз (прогиб вперед),
- кифоз (прогиб назад) и
- сколиоз (прогиб в сторону).
Как следствие-появление множества хронических заболеваний — нарушается перистальтика кишечника, появляется скованность дыхания, частые головные боли и пр. Дети быстро утомляются. У них садится зрение, они плохо соображают.
Смещение позвонков в детстве чреваты последствиями: отставанием в росте, капризами и истериками, нарушениями в умственном и физическом развитии. Часто боли от зажатых спинномозговых корешков отдают в руку или ноги (ишиас).
Именно конструкция позвоночника позволяет делать человеку различные упражнения, но в то же время, позвоночный столб очень чувствителен к перегрузкам.
Выработка правильной осанки в детстве – лучший способ защиты опорно-двигательной системы на всю жизнь. Занятия физической культурой, танцами, аэробикой, йогой, плаванием помогут развить и укрепить мышцы, поддерживающие позвоночный столб. Из всех позвоночных только люди ходят вертикально, и только они имеют заболевания позвоночного столба. Но сидя человек получает искривления еще чаще. Поэтому разрешайте детям как можно чаще менять положение тела – дома играть на полу, в школе – заниматься стоя у конторки (ее можно легко изготовить под рост ребенка и поставить на стол или парту). Достоинства конторки неоценимы – кровь циркулирует по большому кругу, а не по-малому, как сидя, поэтому уроки в такой позе ребенок выполняет в несколько раз быстрее.
Причины нарушения опорно-двигательной системы
При отборе детей для занятий хореографией, в первую очередь обращаем внимание на физические данные ребенка: гибкость, шаг, подъем стопы, осанка, рост, вес, выворотность (ребенка не придется «переделывать» в процессе обучения), а только потом смотрим на внешность. При проверке ритмических способностей: слуха, ритма, памяти нужно все-таки надеяться на способность детского организма развивать эти качества. Часто среди поступающих встречается «косолапость» одной или обеих ног, завернутость бедер, сутулость, кривобокость, переразгиб ног и рук – так называемая «иксообразность». А чтобы узнать, нет ли плоскостопия у ребенка, достаточно провести «мокрый тест» — отпечаток мокрой стопы должен выглядеть так:
- высокий свод — нет соединения пятки и плюсны;
- норма – есть тонкий перешеек между пяткой и плюсной;
- плоскостопие – пятка и плюсна единое поле прилегания.
Многих неприятностей, связанных с нарушениями опорно-двигательной системы можно избежать, если вовремя обратиться к специалистам. Можно порекомендовать занятия гимнастикой и физической культурой. Ведь кроме искривлений позвоночника она поможет избежать и нарушения работы внутренних органов. Дети, посещающие занятия ритмики, более готовы к «школьной жизни», крепче, выносливее, активнее остальных. Достоинства уроков в том, что проводятся они на специальном коврике и сочетают в себе гимнастику, хореографию, детскую йогу. Об этом речь пойдет чуть ниже. Почему именно занятия, лежа или сидя на коврике, приносят больше практической пользы? Дело в том, что позвоночник до 7 лет еще недостаточно окостеневает, но уже получает множество компрессионных ударов ввиду слабости мышечной системы, которая должна защищать детский организм от повседневной деятельности ребенка — случайных падений, ударов, толчков, вывихов и растяжений. Если было бы возможно детям как можно меньше сидеть и ходить до 7 лет, проблем с позвоночником у них не было бы и в старости. Самое вредное для детского организма — это сидеть – нагрузка на позвонки очень большая; почти в 2 раза меньше нагрузка, если ходить или стоять, и 8 раз меньше – лежать. Поэтому все комплексы упражнений рассчитаны на нагрузку мышц в лежачем положении, что увеличивает во много раз эффективность занятий. Главный постулат возьмем из медицины: «Не навреди!»
Ребенок попадает в детский сад в возрасте от 2 до 3 лет. Программы детского сада предусматривают, казалось бы, все: есть физкультурные занятия, режим прогулок, режим питания, подвижные игры, уроки на свежем воздухе и прочее. Но все это в рамках коллектива. И ребенок вольно или невольно вынужден делать то, что скажет воспитатель. Дети пошли на прогулку, а один не хочет. Но нельзя остаться в помещении – коллективные занятия требуют присутствия всех. Слышим команду: «Гуляем только по веранде!». А растущему, молодому организму этого мало! Ему хочется вертеться и бегать! Или на уроке физкультуры все идет по плану: пройти по бревну, сделать кувырок и т.д. – этого явно недостаточно для ребенка ввиду коллективности занятий. Ведь для активного роста ему требуется отдать большое количество энергии, высвободившуюся от деления и роста клеток. Не отрицая достоинств детского сада, хочется отметить, что дети последних поколений очень слабы физически, много мышечной массы, она рыхлая, податливая, не развита; в основном, это, конечно, городские дети.
Причин здесь несколько:
1. Современная квартира со всеми удобствами исключает физическую работу детей по дому. Деревенские дети крепче своих сверстников — их не ограничивают в активной деятельности: они копают, носят, поднимают груз. Позвоночник городского ребенка испытывает «стрессы» — после согбенного положения от долгого сидения у компьютера или на уроках в школе – кросс вокруг школы на «оценку».
2. В детском саду тоже не хватает физической работы – все, что необходимо — подадут, принесут, поднимут. А в садик привезут и отвезут на машине. Ребенок лишен активного роста, простой ходьбы, бега.
3. Не все детские сады имеют специальные жесткие или ортопедические матрасы, да и дома тоже не все обращают на это внимание, а жаль, ведь ребенок много спит и проводит времени на мягком тюфяке, панцирной сетке, раскладушке и т.д. Это тоже отрицательно сказывается на самочувствии и правильном росте опорно-двигательной системы.
4. Иногда активный рост опорно-двигательной системы (костей) опережает рост мышц. Слабые мышцы спины и особенно живота не могут держать позвоночный столб в вертикальном положении. Развивается сколиоз, защемляются нервные окончания, появляются головные боли и, как итог, замедление общего развития. Отсюда плохое усваивание материала, непонимание, а чаще и непослушание как защита от непонятого материала.
Индивидуальные особенности ребенка, такие, как плоскостопие, слабое зрение, ДЦП не являются помехой для занятий ритмической гимнастикой, а наоборот помогают ему стать активным и умелым в играх со сверстниками.
Значение партерной гимнастики для опорно-двигательной системы.
Специальные физические упражнения
Первые же уроки партерной гимнастики дают основание полагать, что, двигаясь в этом направлении, то есть, укрепляя мышцы спины (в первую очередь), пресса, мускулатуру рук и ног непосредственно лежа, не только укрепляет мышцы тела, но и исправляет физические недостатки: завернутость бедер, коленей, стоп, осанку, исчезает сутулость.
В первой части урока для детей 3-7 лет необходимо научить детей тянуться. Укладываем их на обе лопатки, вытянутые ноги касаются пятками пола, голова прямо, руки за головой вытянуты. Стараемся с сокращенными стопами тянутся «внутри себя» -пятками вперед от себя; руками и макушкой назад от себя. Это позволяет освободить зажатые позвонки или нервные окончания. Такое упражнение необходимо делать всегда перед началом любых физических нагрузок. Также полезно делать его перед сном и после сна прямо в постели, пусть ребенок «понежится» немного – это пойдет только на пользу. С постели вставать надо тоже правильно: только на две ноги сразу! Помните? «Не с той ноги встал!». Действительно, организм расслабляется во сне и очень часто нарушение осанки происходит, когда человек спит, не сознавая своей «неудобной» позы.
Следующие упражнения начинаем со стоп и кончиков пальцев — сгибая и разгибая их – подготавливаем к ходьбе или бегу. Очень полезно помассировать руками стопы, положив одну ногу на другую – дети с удовольствием это делают.
Чередуем обязательно нагрузку на разные части тела.
Далее можно приступить к укреплению мышц живота (пресса) лежа на спине. Поочередно или вместе поднимаем и опускаем ноги – со временем нагрузку увеличиваем.
Для удобства запоминания упражнения имеют легко запоминающиеся и интересные названия:
- «циркуль» — укрепляет мышцы бедер и живота;
- «лесенка» — для пресса и паховых мышц;
- «ножницы» — для передних и задних мышц бедер и т.д.
После упражнений на спине идут обычно движения «сидя на коврике». Стараемся чередовать силовые упражнения с растяжками, в виде наклонов вперед к двум или одной ноге. Сейчас очень много видео уроков по детской йоге, но выполнять их можно только имея определенный опыт и знания. Гибкое тело сохранит до старости прекрасную осанку и не даст развиться артриту или артрозу. Расслабление также полезно детскому организму – ведь задубевшие мышцы автоматически напрягают весь организм и сковывают движения. Но расслаблять мышцы стоит только после хорошего разогрева. Спортсмены и танцоры хорошо знают, что растяжки очень помогают мышцам держать нагрузку всего опорно-двигательного аппарата.
Следующее положение – лежа на животе:
- «рыбка» — поднимаем и опускаем ноги и руки как можно выше;
- «корзиночка» — взять себя руками за стопы поднимаем себя и опускаем;
- «змейка» — изображая ползущую змею, заставляем работать боковые мышцы;
- «бассейн» — имитируем плавание на животе с прямыми ногами и т.д.
Упражнения на боку – махи прямой ногой или согнутой; махи на спине и животе.
Очень много упражнений для мышц спины исполняются стоя на коленях:
- «кошечка» — прогибаем спину вверх или вниз;
- «летучая мышь» — упражнения на растяжку;
- «ветер в лесу» — укрепление передних мышц бедра и т.д.
В заключительной части урока дети с удовольствием исполняют танцевальные комбинации или небольшие танцы на 16, 32 такта. Вот небольшие примеры:
1. «Мишка – медведь и его семья» — (детишки прыгают, топают и хлопают, изображая поочередно всё медвежье семейство)
2. «Лошадка» — изображают скачущую лошадь на 2-х ногах с прыжками: ноги вместе; ноги по 2 позиции; ноги по 4 позиции (выворотно и невыворотно).
3. «Лужа» — прыжки через маленькую лужу на двух ногах: вперед-назад; из стороны в стороны; вокруг себя в «луже»; «собираем капли» — ритмические хлопки.
Вариативность специальных упражнений зависит от возраста детей, их способностей, а также от обратной связи с детьми – некоторые упражнения идут легко, а некоторые, например, из детской йоги поза «лотоса» требуют особого подхода. Замечательно, если присутствующие родители на уроках или воспитатели могут помочь каждому ребенку в отдельности, взяв его вдвоем за руки и ноги в «гамак». В результате позвоночник ребенка «провисает» естественным образом, на него никто не давит и раскачиваем его потихоньку, а иногда поочередно накрест отпускаем державшие его руки, чтобы растянутый в данном случае позвоночник мог вернуть позвонки на свои «родные, дородовые «места». Поднимать ребенка необходимо как лицом вниз, так и лицом вверх, выполняя каждый раз очередность хватки левой и правой руки. Таким образом, мы помогаем межпозвоночным дискам, которые «провалились» и тем, которые «высунулись». Для помощи от сколиоза поднимаем его сначала за одну сторону (левую, например), а потом за другую и тоже держим в провисе.
Ритмика как основа гармоничного развития личности
Старая, добрая ритмика незаслуженно забыта и в детском саду, и в средних школах. Чаще всего это просто упражнения под любую музыку. Урок «ритмики» в школах проходит на фоне современной музыки. И дети повторяют упражнения за педагогом часто мимо музыки, редко в музыку, а главное, без малейшего понятия о структуре музыки, ритме и даже темпе. А ведь еще в начале 20 века швейцарец Эмиль Жак Далькроз – композитор и педагог, прародитель современной ритмики, говорил, что «обучение ритмике есть только подготовка к специальным художественным изучениям». В эти предметы входят и математика, и астрономия, и физика, и живопись, и архитектура. Не чужды ритмике поэзия, литература, пение и музыка. Музыка для занятий должна быть тщательно подобрана по характеру упражнений. Лучше всего подходит классический репертуар, так как такая музыка очень душевна, выстрадана композитором и несет в себе дух и энергию той эпохи, а также четкий образ сочинения. Лучший вариант – живая музыка! Настоящий урок ритмики без стоящего концертмейстера трудно провести. Желательно брать простые и мелодичные вещи, легко запоминаемые. Повторяясь из урока в урок и закрепляясь в памяти, они отлично помогают мышцам. Синтез музыки и биомеханики разрешают чрезмерную сопротивляемость связок. Мышцы становятся сильными и эластичными. Сигнал от звука ноты через слуховой аппарат (и кожу!) поступает к мышцам и обратно, через мозг и кожу, а проявляется в виде натянутых мышц, или расслабленных, если необходимо.
Ритмика укрепляет детский организм, развивает его. С выработкой правильных и сильных мышц, в процессе занятий ритмикой (тело), развивается здоровая, гармоничная личность (душа). Складывается единая, целостная система восприятия окружающей среды, развивается эстетический вкус, культура общения и поведения ребенка. Получают глубокое развитие память, раскрываются творческие способности, развивается фантазия и общий кругозор.
Помимо приобретения навыков счета, дети легко декламируют под музыку, одновременно выполняя какое-нибудь упражнение, например, выпрямляя спину:
«Мы растем, растем, растем
Утром, вечером и днем!
А вообще-то очень
Подрастаем ночью!»
Выполняя наклоны, сидя на коврике, изображают медвежонка, знающего правую и левую лапы:
«Пя-тки!» – говорить, разделяя два слога.
«Пя-то-чки!» — отвечают дети, топая три раза.
Знаменитое упражнение про жука дети начинают с декламации:
«Жук лежит, и встать не может!
Ждет, ну кто ему поможет?»
Мелодекламация отлично мотивирует, подготавливая тело ребенка к правильному исполнению упражнения. Как часть ритмики очень полезна для ведения счета и помогает «слышать» и чувствовать ритм.
Ребенок растет очень быстро. Часто мышцы не поспевают за костями, и ребенок чувствует дискомфорт. Малейшие отклонения в опорно-двигательной системе в детстве, влекут за собой серьезные заболевания в старшем возрасте. Чтобы предупредить их, необходимы профилактические меры – занятия детской йогой, танцами, гимнастикой или физической культурой, которые могут не допустить нарушений осанки. Иногда уроки гимнастики можно использовать как средство реабилитации. Известен случай, когда у ребенка с паховой грыжей, занимавшегося гимнастикой, полностью отпала необходимость в операции.
Не забудем поставить музыку в один ряд с гимнастикой. Музыка также лечит и, причем очень успешно.
Необходимо в современных условиях обязательные уроки ритмики и гимнастики в детских садах и младших классах, как средство сохранения нашего здорового будущего.
Польза от занятий весьма значительна — занимающиеся дети реже болеют, а родители меньше берут больничный лист по уходу за ребенком. Кстати, домашним детям также необходимо посещать кружки или заниматься вместе с родителями.
Постулат, изобретенный не нами, очень подходит для этой работы, посвященной сохранению здоровья наших детей: «В здоровом теле — здоровый дух!»