8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный
с 6:00 по 21:00
?>

Каким быть уроку математики в современной школе по ФГОС ООО…

Автор: Наталья Владимировна Столярова

МБОУ «Каменская СОШ №1 с углублённым изучением отдельных предметов имени Героя Советского Союза В. П. Захарченко»,

Учитель математики ВВК, Столярова Н. В., 2022 г.

 

Каким быть уроку математики в современной школе по ФГОС ООО…

Свою статью я хочу начать со словами  Н. Рериха, однажды он сказал

«Новый мир имеет новые условия и требует новых действий…» Актуальность его слов и в наше время велика.

21 век семимильными шагами шагает по планете, новые открытия, изобретения… влекут за собой проблему постоянного пересмотра обучения, именно поэтому с 1 сентября 2022 года образование переходит на новые образовательные стандарты третьего поколения, а именно внедрение ФГОС НОО и ФГОС ООО. Сейчас школы решают эту задачу поэтапно. С этого года начнут действовать ФГОС в каждой школе, а обучающиеся, которые будут приняты на обучение в первые и пятые классы в 2022 году, будут учиться уже по обновлённым ФГОС.

Основным принципиальным отличием ФГОС третьего поколения является  ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личностной компетентности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности. Компетентностный подход предусматривает иную роль ученика в учебном процессе, а именно: работа с информацией, моделирование, рефлексия.

Учащийся должен уметь не просто воспроизводить информацию, а ещё и самостоятельно мыслить и быть готовым к реальным жизненным ситуациям.

По новому ФГОС школьники должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать самостоятельные решения…

Изменение методики преподавания математики, использование дополнительно учебно-методических материалов, в том числе и цифровых, в корне изменит и сам урок:

чётко сформулированные тема, цель, задачи урока; спланированная деятельность учителя и ученика; развивающая и проблемная направленность урока; поисковые ситуации; рассуждения, выводы учеников…

Единство учебно — воспитательной деятельности в образовании, предусматривает  такие направления как:

1. Гражданское воспитание.

2. Патриотическое воспитание.

3. Духовно-нравственное воспитание.

4. Эстетическое воспитание.

5. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия.

6. Трудовое воспитание.

7. Экологическое воспитание.

8. Ценности научного познания.

   Отсюда, каждый урок  математики должен быть пронизан нитями воспитания, особое место отводится патриотическому воспитанию. Ученики из урока к уроку, постепенно,  обретают российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, Родину, прошлое и настоящее многонационального народа страны.

В эпоху цифровой трансформации всех сфер человеческой деятельности невозможно стать образованным современным человеком без базовой математической подготовки, именно она служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а после школы реальной необходимостью становится непрерывное образование.

Современная школа по ФГОС ООО предусматривает также уровни освоения математики:

1.     Базовый уровень (математика для жизни).

2.     Углубленный уровень (математика для прикладного применения в профессии).

3.     Творческий уровень.

    В связи с этим меняется содержание материала урока, количество часов, отведённых на изучение данных тем и их практическую отработку.

    В новых Стандартах сформулированы требования к современному учителю: во-первых, это, прежде всего, профессионал, который:

учит детей определять границы своего знания, видеть проблему и ставить проблемные вопросы;

— учит детей осуществлять контроль и самооценку своей деятельности в соответствии с

выработанными критериями;

— организует учебное сотрудничество детей, совместно — распределенную деятельность при решении учебных задач;

— создает условия для выстраивания ребенком индивидуальной траектории изучения предмета.

Во-вторых, это учитель, применяющий  развивающие технологии.

В-третьих, современный учитель обладает информационной компетентностью.

   Умение педагога возбуждать, укреплять и развивать познавательные интересы учащихся в процессе обучения состоит в умении сделать содержание своего предмета богатым, глубоким, привлекательным, а способы познавательной деятельности учащихся разнообразными, творческими, продуктивными. При реализации стандартов важно вооружить учащихся универсальными способами действий, которые помогут им жить в современном мире.

Хочется остановиться на критериях результативности урока:

— цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику;

— учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие;

— использует разнообразные формы, методы и приёмы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе;

— учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы;

— педагог эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилам и творчески;

— на уроке задаются задачи и чёткие критерии самоконтроля и самооценки;

— учитель принимает и поощряет выражаемую учеником собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения;

— на уроке создаётся атмосфера сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта;

— на уроке осуществляется глубокое личностное взаимодействие «учитель-ученик».

Педагог, я считаю, должен  опираться на опыт учеников по отношению к излагаемому содержанию. Для этого на своих уроках стараюсь создавать атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулировать учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ; использую  в ходе урока дидактические  материалы, позволяющие ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания; оцениваю деятельность ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения; поощряю стремления ученика находить свой способ работы, анализировать способы работы других учеников, выбирать и осваивать наиболее рациональные; создаю педагогические ситуации общения на уроке, позволяющие каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы.  Именно это, я считаю, приведёт к качественным знаниям детей на уроках.

Наше общество стремительно развивается в информационном пространстве. Оно включается в постоянно расширяющуюся систему политических, социальных и экономических отношений со множеством зарубежных стран. Государственный заказ на гармонично развитых, образованных, творческих, грамотных и мобильных специалистов не утратит своей актуальности.

    «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые, научившись копировать, умели бы сделать самостоятельное приложение этих сведений» Л.Толстой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        

 

 

 

 

 

 

×
×