Автор: Баринова Марина васильевна
Хочу поделиться своим опытом работы с детьми, имеющими тяжелые множественные нарушения развития. В 2016 году я начала индивидуальную работу с ребенком-инвалидом, поступившим на обучение в первый класс нашей школы. До начала работы я ознакомилась с основными, вышедшими к тому времени нормативными документами и Примерной адаптированной образовательной программой развития по варианту 9.2 для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития. Я собрала все имеющиеся документы для поступления в 1 класс, заключение ВК и ЦПМПк, заявление о желании матери обучать ребенка в нашей школе и ее согласие на предоставление образовательных услуг. Собрав все документы, я попросила психолога школы посетить ребенка-инвалида и составить психологическую характеристику, затем я сама посетила ребенка и на основе заключения ВК и ЦПМПк, характеристики психолога и увиденного составила психолого-педагогическую характеристику: «У ребенка сложная структура нарушений деятельности головного мозга, опорно-двигательного аппарата, навыки самообслуживания не сформированы, речь отсутствует, он полностью зависим от посторонней помощи в передвижении, самообслуживании и коммуникации. Процесс общения затруднен в связи с несформированностью всех языковых средств. Эмоциональное состояние в домашней обстановке устойчивое, спокойное. Девочка реагирует на членов своей семьи, свое имя. Обращённой к ней речи не понимает, но реагирует на изменение интонации голоса, приближение чужого человека. Предмет, вложенный в руку, не удерживает, взгляд на предмете не фиксирует. Девочка реагирует на шум и крик вокализацией. С трудом переносит физические нагрузки, быстро утомляется. Движения замедленны, неуклюжи, наблюдается нескоординированность действий рук и ног. Периодически наблюдаются эпилептические приступы. Характерно полное отсутствие словесных форм общения. Девочке нравятся тактильные прикосновения матери, игрушки, целлофанового мешочка, который привязывают к руке. Она испытывает потребность в сенсорных ощущениях: предметы берет в рот, стремится к получению ощущений от соприкосновения с различными материалами Алена реагирует на игрушки издающие звуки, можно заметить, что Алене нравятся поющие игрушки, текущая из крана вода интересуют ребенка. Любит слушать различные мелодии, имеются предпочтения к определенным мелодиям». Исходя из вышесказанного, я определила возможности ребенка для составления СИПР. ЦПМПк рекомендовала учебную нагрузку 5 часов в неделю. Я включила в содержание следующие предметы и коррекционные курсы: в обязательную часть я включила предметы: русский язык и альтернативная коммуникация, окружающий социальный мир. Человек, музыка и движение, адаптивная физкультура, а в часть формируемую участниками образовательного процесса — коррекционные курсы сенсорное развитие и предметно-практические действия. Выбирала я их исходя из возможностей ребенка и по рекомендациям консилиума школы. Затем я составила режим дня и расписание занятий в первой половине дня, учебное занятие длится 40 минут. Я делю его по 20 минут с перерывом 15минут. Изучив в Адаптированной общеобразовательной программе содержание учебных предметов и коррекционных курсов, я составила индивидуальный учебный план и календарно-тематическое планирование по каждому предмету. К сожалению, возможности ребенка не позволяют расширить индивидуальный учебный план, поэтому из содержания рабочих программ я взяла только первые 2-3 строки и разбила их на индивидуальные учебные занятия. Составив СИПР, я ознакомила с ней администрацию, родителя, психолога школы, организатора. С начала сентября я начала проводить занятия в соответствии с учебным планом. Для их проведения я использую различные приспособления, имеющиеся в семье: кресло-каталку, прыгунки, детскую коляску. Но в основном занятия проходят в полулежачем положении с опорой на подушки, так как ребенок слабо удерживает голову. Занятия я начинаю с обмена голосовым сообщением, уровень зрения и слуха у ребенка не выявлен, но на голос родных, мой голос она реагирует улыбается, вокализирует, поэтому в этом учебном году, кроме общения, я ввела просушивание различных сказок (русские народные сказки, песни, потешки, пестушки, прибаутки, стихи детских поэтов), прослушивание звуков животных и подражание им, произнесение звуков учителем и подражания ему. Использую для работы ноутбук, планшет, планшетик с детскими сказками, песенками, стихами, говорящую азбуку. Девочка отдает предпочтение некоторым стихам, песенкам и сказкам. На уроках музыки она любит слушать спокойную плавную музыку, пение птиц, начинает сама вокализировать. На громкую тревожную музыку реагирует, выражая недовольство доступным способом. На занятиях музыки я использую доступные музыкальные инструменты: ложки деревянные, колокольчики, бубен, трещотки, ноутбук и планшет для прослушивания более серьезных произведений, а так же музыкальные игрушки, погремушки.
На занятиях адаптивной физкультурой я выполняю небольшой поверхностный массаж (поглаживание рук и ног, фаланг пальчиков, всего тела, спины), корригирующую гимнастику. Ребенок устает постоянно находиться в одном положении, выполняем повороты, кладем на один бок, на другой. Имеются различные виды массажеров: для тела, для лица, для носа, для рук и ног), массажная подушка, массажный коврик. Все упражнения выполняются только в присутствии матери, так как у ребенка в любой момент могут возникнуть эпилептические приступы. Кроме того я не имею медицинского образования, поэтому массаж выполняю только поверхностный. Все упражнения, повороты головы, движения руками (поднятие, опускание) ребенок выполняет только с помощью учителя. Оценивание достижений ребенка я провожу 2 раза в год в конце первого полугодия и в конце года по следующим критериям: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; «узнает объект», «не всегда узнает объект», «не узнает объект». Выявление представлений, умений и навыков обучающейся в каждой образовательной области создает основу для корректировки СИПР в начале каждого следующего учебного года, конкретизации содержания дальнейшей коррекционно-развивающей работы. В случае затруднений в оценке сформированности действий, представлений в связи с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у ребенка нарушений, оцениваю эмоциональное состояние, любые другие возможные личностные результаты. Перевод из класса в класс осуществляется в соответствии с возрастом. Мною составлена так же программа нравственного развития. В нее входит развитие доброжелательного отношения к окружающим; умения устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с детьми и взрослыми с использованием доступных средств, как вербальных, так и невербальных; доверительное отношение и желание взаимодействовать с взрослыми (во время гигиенических процедур, одевания, приема пищи); умение выражать свои желания доступным способом, делая выбор. Программа формирования экологической культуры и здорового образа жизни включает соблюдения правил гигиены, здоровьесбережения, режима дня. Программа внеурочной деятельности включает организацию различных коммуникативных и сенсорных игр, посещение ребенка членами профсоюза, волонтерами, прогулки по бору, поздравление на День рождения, Декаду инвалидов и другие праздники, присутствие ребенка на мероприятиях, проводимых в школе. Программа сотрудничества с семьей включает индивидуальные консультации со специалистами с целью повышения осведомленности родителей об особенностях развития и специальных образовательных потребностях ребенка, участие родителей в разработке СИПР, выбор единых подходов и приемов работы. Привлечение родителей к разработке и реализации внеурочных мероприятий. Здесь мне бы хотелось сказать о матери девочки, которая оказывает мне полное содействие и делает все возможное для жизни и развития своей дочери. Это неунывающий, очень стойкий человек. Она трогательно любит девочку, заботится о ней, активно пользуется Интернетом. Общается в группе «Дети-ангелы». Знает очень много о работе с особенными детьми и старается все новшества вводить на практике. Психологическая поддержка, общение с родственниками очень важны для них, так как эти люди чаще всего живут в закрытом мире, не имеют возможности общаться с другими людьми из-за постоянного ухода за ребенком инвалидом, поэтому с большой благодарностью принимают такое общение.
Библиографический список
1. Бгажнокова, И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: Программно-методические материалы / И.Б. Бгажнокова, М.Б. Ульянцева, С.В. Комарова и др.; Под ред. И.М. Бгажноковой. – М.:ВЛАДОС, 2007. – 239с.
2. Бондаренко, Н.П. Использование метода базальной стимуляции в коррекционно-развивающей работе с детьми с ТМНР // Научно-практический журнал «Ребенок и общество», 2016 — №2
3 Манелис, Н.Г., Аксенова, Е.И., Богорад, П.Л., Волгина, Н.Н., Загуменная, О.В., Калабухова, А.А., Панцырь, С.Н., Феррои, Л.М. Формирование жизненных компетенций у обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития. Методическое пособие/ Под общ. ред. Хаустова А.В. — М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. — 57 с.
[Электронный ресурс] URL.: http://www.autism.ru/read.asp?id=127&vol