8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный
с 6:00 по 21:00
?>

Формы организации детской исследовательской деятельности.Формы организации детской исследовательской деятельности.

Автор: Васильева Марина Валерьевна

Формы организации детской исследовательской деятельности.

Подготовила воспитатель

МАОУ Школы – сада № 42 Васильева М. В.

«Путешествие по карте»

Данная форма организации исследования предполагает формирование детей представлений о пространстве и пространственных отношениях (частях света, места, на карте мира родной страны).

Цель – создать условия для развития у дошкольников естественно – научных представлений об окружающем мире, формирование его целостной картины. Алгоритм проведения исследования :

• выбор пункта назначения;

• выбор средства передвижения;

• определение маршрута (по глобусу и карте (возможны разные пути) и прокладывание его цветными маркерами на карте);

• выяснение того, что дети знают о пункте назначения и характере пути (высказывание предположений, что и кто может встретиться в пути в данной местности);

• познавательно-исследовательская деятельность (программа путешествия);

• подведение итогов (подтверждение или опровержение высказанных предположений; выяснение того, что дети узнали нового).

Варианты тем:

«Поверхность земли и стороны света»;

«Северные земли и их обитатели»;

«Наша страна Россия»;

«Часть света – Антарктида (вечная зима)»;

«Часть света — Африка (вечное лето)»;

«Часть света – Европа (Азия, Австралия, Америка)»;

«Океаны и их обитатели (подводный мир)».

Содержание такой формы исследования зависит от темы. Изучается специальная литература, карта, прокладывается маршрут по карте,

животный и растительный мир.

«Путешествие по реке времени»

Данная форма организации детского исследования предполагает формирование у детей представлений о времени и временных отношениях, о понятии «историческое время». Дети на примерах материальных объектов цивилизации узнают, что такое прошлое и настоящее.

Цель — создать в воображении дошкольников целостные образы из истории человечества через «метки» — символы материальной цивилизации.

Отправной момент исследования – реальные или смоделированные события. Например, Олимпийские игры станут поводом для «Путешествия в историю спорта», демонстрация керосиновой лампы или перьевой ручки — для путешествия в историю осветительных приборов и письменных принадлежностей.

Отталкиваясь от конкретного события, воспитатель ставит проблемные вопросы. Например«Какие есть средства передвижения?», «Какими средствами передвижения пользовался человек, когда ещё не изобрёл колесо, мотор?»

Вопросы побуждают детей сравнивать предметы и явления, устанавливать возможные связи и отношения между ними. Педагог обсуждает вместе с воспитанниками высказанные идеи, предлагает свою версию.

Алгоритм проведения исследования :

• обсуждение реального или вымышленного события;

• постановка цели исследования (узнать);

• анализ – соревнование, активное обсуждение демонстрационного иллюстративного или предметного материала;

• работа в подгруппах: сортировка и закрепление небольших иллюстраций на панно «река времени»;

• сопоставление результатов исследования; составление общей таблицы, вывешивание таблицы на стене в группе;

• дополнение таблицы детьми в процессе самостоятельной деятельности.

«Коллекционирование»

Кто из детей не любит собирать камушки, листики, фантики, магнитики, куклы, машинки, открытки и даже то, что взрослые считают мусором! Коллекционирование – одно из древнейших увлечений. Оно представляет собой собирание предметов, не имеющих прямого практического назначения, но способствующих размышлению.

Коллекционированием реальных объектов дети занимаются в ходе режимных моментов и НОД. Собирая коллекцию, они хотят узнать как можно больше о своих экспонатах.

Достоинство коллекционирования как формы исследования – интегрированность т. е. связь с занятиями по формированию элементарных математических представлений, познанием окружающего мира, экологическим воспитанием, сенсорным развитием.

Коллекционирование раскрывает у дошкольников творческий потенциал, пробуждает любознательность и познавательную активность. Дети учатся классифицировать предметы, осваивают родовые отношения, расширяют представления о видовом разнообразии в природе и рукотворных предметах.

Алгоритм проведения исследования :

• обсуждение реального или образного события;

• постановка цели коллекционирования (создание коллекции);

• анализ – сравнение, активное обсуждение материала;

• работа в подгруппах: группировка классификация) и закрепление небольших иллюстраций в классификационной таблице;

• вывешивание классификационной таблицы на стене в группе;

дополнение таблицы детьми в самостоятельной деятельности.

«Экспериментирование»

Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельность

период дошкольного развития ребенка, после игровой деятельности.

Экспериментальная деятельность в детском саду направлена на развитие у дошкольников любознательности, познавательной активности, стремления самостоятельно находить решение проблем.

Но самые интересные эксперименты – это опыты с настоящими предметами и их свойствами: водой, льдом, воздухом и т. д. Они дают понять ребёнку существенные признаки неживой природы, растительного мира и т. д.

Опыты проводятся, как на занятиях, так и в свободной и совместной с воспитателем деятельности.

Правила при выборе темы экспериментальной деятельности:

• тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его;

• тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования;

• педагог должен разрабатывать любое занятие, точно сформулировать вопросы, задачи, последовательность действий так, чтобы каждый ребенок мог действовать осмысленно;

• тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности;

• тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Дети младшей, средней, а иногда и старшей группы не способны концентрировать собственное внимание на одном объекте долговременно, поэтому следует стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени.

Примерная структура занятия — экспериментирования

• Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации (дошкольникам раннего, младшего и среднего дошкольного возраста помогает воспитатель, в старшем дошкольном возрасте дети справляются самостоятельно);

прогнозирование результата (только старший дошкольный возраст);

• уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования;

• уточнение плана исследования;

• распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах;

• выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования;

проведение эксперимента;

наблюдение и фиксация результатов;

формулировка выводов (детям раннего и младшего дошкольного возраста помогает воспитатель, в среднем и старшем дошкольном возрасте дети делают это самостоятельно).

Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность неуверенность в себе.

Опыт собственных открытий — одна из лучших школ характера. У детей появляются навыки планирования своей деятельности, умения выдвигать гипотезы и подтверждать предположения, делать выводы. Развиваются качества личности: самостоятельность, инициативность, креативность, познавательная активность и целеустремленность.

Таким образом, исследование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира дошкольника и основ культурного познания им окружающего мира. А мы, взрослые, только даём возможность, создаём условия для познания, находясь рядом с детьми. Используя в работе деятельностный подход, когда дети действуют сами и действует педагог, поддерживая инициативу и самостоятельность, взрослые открывают перед детьми целый мир неизведанного, интересного, загадочного.

 

×
×