Автор: Сергей Александрович Мартынов
«Эффективный учитель для эффективной школы».
Мы считаем, что эффективная школа — это школа, которая обеспечивает успех каждого ученика. А это требует такой организации образовательного процесса и всей школьной жизни, чтобы собственная деятельность каждого ученика стала превалирующей во всех школьных процессах.
Главное условие успешного развития ребёнка в школе — создание и поддержание в ней эффективной мотивационной среды для этапного выявления области его возможной успешности, основанной на принципах позитивизации учебно-воспитательного пространства, поддержании и развитии устойчивого интереса ребёнка к целенаправленной деятельности, адаптации организационно-педагогической структуры школы к способностям и возможностям учащихся.
И сегодня мы с Вами, в рамках кейса «Повышение мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс» обсудим роль центра гуманитарного и технологического образования «точка роста» в формировании благоприятной школьной среды».
Меня зовут Мартынов Сергей. Я выпускник Коми государственного педагогического института. Вся моя трудовая деятельность тесно связана со сферой образования. Уже 2 год являюсь руководителем Центра образования цифрового и гуманитарного профиля, школы поселка Яснэг Сыктывдинского района Республики Коми. Школа имеет статус малокомплектной. Сегодня в школе 69 учащихся и 19 воспитанников. Из которых 57 ребят посещают наш Центр и это составляет 82%. 3.
Центр образования Точка роста в поселке Яснэг открыт Министром образования Республики Коми Якимовой Натальей в начале 2020-2021 учебного года. Это было весьма значимым событием для школы и поселка Яснэг.
Центр образования Точка роста, создан в рамках национального проекта «Образование: шаг в будущее», и является одним из центров федеральной сети образования «Точка роста». По итогам 2021 года в нашей республике создано 85 таких центров. В перспективе такие центры будут в каждой школе Республики Коми и в них каждый учащийся сможет раскрыть свои таланты, возможности и быть успешным.
Современное образование – это залог успешного будущего подрастающего поколения нашего района, региона и страны в целом.
Центры Точка Роста важны для развития общекультурных ценностей, цифровой грамотности, шахматного образования, проектной деятельности, творческой социальной самореализации детей, педагогов, родительской общественности и должны обеспечить формирование современных компетенций и навыков у школьников.
Центр состоит из двух кабинетов, каждый из которых оборудован под школьную и внеклассную проектную деятельность. Кабинеты оборудованы современными приборами и инструментами для работы учащихся и педагогов. Оснащение весьма технологичное и потенциал центра достаточно велик.
Наша команда, состоящая из группы педагогов школы, охватывает все направления работы центра. Учителя реализуют учебные предметы «Технология», «Информатика», Основы безопасности жизнедеятельности». Педагоги дополнительного образования раскрывают таланты детей по направлениям: медиа-творчество, IT-технологии, проектная деятельность, шахматное образование, техническое творчество, объемное моделирование, геоинформационные технологии, технологии виртуальной реальности. Педагог-организатор обеспечивает участие в различных социокультурных мероприятиях. Педагог-психолог проводит занятия с членами школьной службы примирения, предпрофессиональные консультации. Классные руководители регулярно проводят мероприятия по информационной, экологической, социальной и дорожно-транспортной безопасности.
Немного оживим презентацию реальными фотографиями. Все проводимые занятия, мероприятия, уроки показывают востребованность центра. На слайде мы видим показ кукольного театра для воспитанников дошкольной группы. Около 65% программ дополнительного образования реализуются на базе Точки Роста. На слайде видно, как Наталья Владимировна Якимова и Степан Викторович Чураков увлеклись робофутболом при открытии центра. 1 класс собирает свои первые технические модели. Виктор Алмазович ведет урок ОБЖ. Он же является и руководителем отряда «Юнармия», юнармейцы школы в кадре. Педагог-психолог проводит в 7 классе социально-психологическое тестирование. На слайде так же виден кадр из школьного шахматного турнира. Ежегодно мы проводим турнир по шахматам среди жителей поселка. Этот турнир мы относим к социокультурным мероприятиям. В кадре юноши 8-9 классов изучают очки виртуальной реальности. На базе точки роста проходит дистанционное обучение второго иностранного языка.
И эта востребованность дает ожидаемый положительный результат.
Первый год работы точки роста принес первые результаты. Успехи и победы ребят нашей школы подтверждаются на районном и республиканском уровнях.
«Точка роста» — это огромная находка и удача для учителей и школьников. Благодаря новейшим технологиям и возможностям уроки перешли на новый эволюционный уровень. За прошедшие 2 года (учтем, что этот учебный год уже близок к завершению) была проделана колоссальная совместная работа учителя и ученика, так как в центре каждый ребенок найдет что-то интересное для себя, а учитель поможет освоить и воплотить в жизнь.
Благодаря «Точке роста» наши дети научились креативно мыслить, находить нестандартные решения, подбирать альтернативные подходы к решению задач, осваивать новые цифровые образовательные ресурсы, анализировать и давать оценку своей деятельности. Но самое главное, что дает центр — это возможность познать себя, открыть и развить свой талант, добиться успеха.
Успех возможен только когда школьная среда благоприятна и комфортна ребенку.
Весь педагогический коллектив школы понимает, что только в комфортных условиях можно развить в ребёнке качества личности. Родители будут спокойны и удовлетворены, зная, что его ребёнок находится в комфортных условиях и получает всё необходимое для развития, а педагогический коллектив при комфортных условиях сможет более плодотворно работать и творить.
Нам всем должно быть в школе хорошо. Мне кажется тогда жизнь приобретает яркие краски, а настроение становится хорошим. Наши решения мы принимаем вместе, так как система управления должна быть простроена на принципе взаимодействия школьной команды: директор имеет команду из членов административного совета, каждый член администрации имеет свою команду, куда входят дети, учителя и родители. И раскрывая подробней тему своего выступления мы с вами попробуем определить, что нам не достаёт до полного счастья, т. е. – что нам необходимо, чтобы мы чувствовали себя в школе комфортно и безопасно.
Комфортная благоприятная школьная среда — это внутреннее пространство школы, система ее условий, позволяющих сохранить психофизиологическое здоровье учащихся, способствующих их оптимальной включенности в образовательную деятельность, успешной самореализации.
Развитие во многом определяются средой, в которой он живет. От того, насколько комфортно ему в школе, зависит качество образования и психологическое здоровье обучающихся. В настоящее время определенное количество обучающихся испытывают неустойчивое, дискомфортное состояние, затрудняющее выполнение ими школьных требований, испытывающих трудности в общении с педагогами и сверстниками. В связи с этим наша школа реализует в 2022 году антирисковый профиль «КАЧЕСТВЕННАЯ, РЕЗУЛЬТАТИВНАЯ ШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ И ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СРЕДА» в рамках Федерального проекта методической поддержки общеобразовательных организаций, имеющих низкие образовательные результаты обучающихся 500+. Решение проблемы этой направленности я вижу в достижении обучающимися комфорта во время учебного процесса как состояния и качественной характеристики их деятельности.
Существуют основные составляющие понятия «комфортность»: Психологическая. Интеллектуальная. Физиологическая.
Психологическая комфортность — это такое состояние, возникающее в процессе жизнедеятельности, которое указывает на состояние радости, удовольствия, удовлетворения, испытываемые обучающимися, находящимися в школе;
— это условия жизни, при которых любой человек чувствует себя спокойно, ему нет необходимости от кого-либо защищаться. При составлении плана или конспекта уроков или занятий, необходимо знать, для кого вы это делаете, учитывать возрастные и индивидуальные возможности обучающихся.
Считаю, что источником психологической комфортности является:
положительное эмоциональное состояние как обучающихся, так и учителя;
доброжелательное отношение между учителем и обучающимися;
отсутствие негативных факторов в процессе обучения школьников и в профессиональной педагогической деятельности.
Как добиться психологической комфортности на уроке?
использовать в своей работе просьбы, а не требования;
использовать методы словесного убеждения, а не агрессивное словесное воздействие;
использовать компромиссные решения спорных вопросов, а не открытую или скрытую конфронтацию;
не допускать стрессообразующих ситуаций;
использовать на уроках методы эмоциональной разрядки (шутка, улыбка, поговорка, афоризм с комментариями).
Хочу отметить, что принцип психологической комфортности является ведущим, т.к он предполагает снятие всех стрессобразующих факторов учебного процесса, создание в школе атмосферы толерантности.
Говоря о психологическом комфорте школьной среды в целом, нельзя не сказать о значении классного руководителя в создании в классном коллективе комфортной атмосферы жизнедеятельности, интереса ребенка к реализации потребности стать самим собой, индивидуальному и коллективному творчеству. Работа классного руководителя должна строиться так, чтобы формировать традиции классного коллектива, создавать благоприятный микроклимат в классном коллективе, устранять многие проблемы и др.
Классный руководитель проектирует воспитательную систему класса вместе с детьми с учетом их интересов, способностей, пожеланий, взаимодействует с родителями, учитывает этнокультурные условия среды, в которой находится ребенок.
Интеллектуальная комфортность – это удовлетворенность обучающихся своей мыслительной деятельностью и ее результатами на уроке, а также удовлетворение потребности в получении новой информации.
Хорошо известно, что в подавляющем большинстве только 25-30% обучающихся успешно усваивают наиболее трудные предметы: например — математику. Остальные либо лучше справляются с гуманитарными предметами, либо плохо успевают почти по всем предметам. Фундаментальная человеческая потребность в самоутверждении заставляет обучающихся занижать ценность школьных знаний, любознательности, старательности, исполнительности, что связано с образом хорошего ученика и хорошей успеваемости.
Как добиться интеллектуальной комфортности на уроке?
использовать смену видов учебной деятельности на уроке;
использовать методы, способствующие активизации и творчеству самовыражения самих обучающихся;
наличие внешней мотивации (оценка, поддержка);
стимулирование внутренней мотивации обучающихся (стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу);
создание ситуацию успеха на уроке (необходимо постоянное поощрение интеллектуальных способностей обучающихся);
оценка должна помогать учебе, а не мешать учиться.
Физиологический комфорт школьника характеризуется соответствием между телесными, соматическими потребностями и предметно — пространственными условиями внутришкольной среды. В первую очередь это потребности в пище, воде, тепле и т.д., на которых основывается жизнедеятельность человека, и которые необходимо учитывать при организации благоприятной внутришкольной среды. Физиологический комфорт связан с сенсорными процессами, характеризующими зрительные, слуховые тактильные ощущения. Это обеспечение санитарно-гигиенических норм: свет, тепло, хорошее питание, медицинские услуги, чистота. Организация режима дня и учебной нагрузки распределяется таким образом, что наши учащиеся максимально увеличивают объем своих знаний.
Однако не стоит забывать, что для полноценной работы не менее важным является и полноценный отдых, школа оборудована удобными рекреациями, зонами отдыха, диванами для отдыха — все это позволяет отдохнуть, и переключиться на новый урок. Для проведения школьных мероприятий используется большая рекреация, способная при необходимости вместить учеников с их родителями.
И в заключении хотелось бы сказать, что школа — один из первых социальных институтов, с котором сталкивается человек в процессе своего биологического и социального становления. Пока ребенок растет и формируется, педагоги, врачи, психологи, родители должны приложить максимум усилий к тому, чтобы школа перестала быть фактором, вредящим здоровью, а наоборот, была образцом такой среды, которая способствует полному раскрытию задатков ребенка и реально готовит его к будущей жизни.