Автор: Бухарева Ольга Григорьевна
Заседание окружного методического объединения ««Организация учебной деятельности в рамках преподавания курсов ОРКСЭ, ОДНКНР» в рамках августовской педагогической конференции в Изобильненском городском округе Ставропольского края
Докладчик:
Бухарева Ольга Григорьевна,
преподаватель ОРКСЭ
МБОУ «СОШ № 11» ИГОСК
Руководитель РМО:
Огарь Наталья Алексеевна
24.08.21г.
С 2012 года во всех образовательных учреждениях России учащиеся 4-х классов начали изучать новый обязательный предмет – комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики».
Цель курса ОРКСЭ — формирование у учащихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России.
Данный курс позволяют решать проблемы духовно – нравственного воспитания, носит развивающий и просветительский характер, предоставляет школе и учителю большие возможности для вовлечения родителей в воспитательный процесс, в учебную и внеурочную деятельность класса.
Формы и виды учебной деятельности, рекомендуемые для организации занятий в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» основываются на сочетании различных методов обучения:
а) словесных, которые наиболее успешно решают задачу формирования теоретических и фактических знаний, а их применение способствует развитию логического мышления, речевых умений и эмоциональной сферы личности;
б) наглядных, которые наиболее успешно решают задачу развития образного мышления, познавательного интереса, воспитания художественного вкуса и формирования культурной эрудиции;
в) практических, проблемно-поисковых и методах самостоятельной работы, применение которых необходимо для закрепления теоретических знаний и способствует совершенствованию умений практической деятельности в конкретной сфере, развитию самостоятельности мышления и познавательного интереса;
г) репродуктивных, необходимых для получения фактических знаний, развития наглядно-образного мышления, памяти, навыков учебного труда;
К наиболее предпочтительным формам учебной работы на занятиях в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» могут быть отнесены:
Взаимные вопросы и задания групп. После прочтения текста, просмотра кинофрагмента или иллюстративного материала, сообщения, рассказа учителя, экскурсии и т.д. учащиеся сами формулируют вопросы и задания содержательного или проблемного характера, которые потом распределяются между группами. Распределение предпочтительно проводить в игровой форме.
Взаимообъяснение. Предметом деятельности в этой учебной ситуации может выступать как содержание изучаемого материала, так и собственно организация деятельности. В первом случае учащиеся выступают в роли учителя, рассказывая, демонстрируя или объясняя одноклассникам небольшой фрагмент темы. Во втором случае учащиеся дают одноклассникам рекомендации по организации работы в группе, поиску информации, предлагают свой алгоритм выполнения задания и т.д.
Беседа. Является фронтальной формой работы, поэтому важно, чтобы она не превращалась в лекцию учителя, т. к. в лекции реализуются в большей степени между учителем – носителем информации и учеником – реципиентом этой информации, что не способствует повышению мотивации к обучению и значительно снижает его эффективность. При организации и проведении беседы на уроке учителю необходимо владеть способами установления, поддержания и активизации механизмов обратной связи. В основе беседы лежит хорошо продуманная система логически связанных вопросов, которые по содержанию и форме соответствуют уровню развития учащихся и особенностям изучаемой темы.
Интервью. Эта форма учебной деятельности может быть использована как в урочной, так и во внеурочной деятельности учащихся в качестве пролонгированного домашнего задания (например, взять интервью по определенной теме у членов своей семьи, старшеклассников, представителей педагогического коллектива школы). Также в формате интервью может осуществляться рефлексия по итогам работы класса на уроке или по итогам изучения темы. Вопросы для интервью должны быть разработаны самими учащимися, а полученные ответы могут использоваться в дальнейшем, например, в качестве материала для создания проблемных ситуаций. Также результаты проведения интервью по особо важным разделам курса могут лечь в основу большого итогового проекта, который предполагается презентовать по окончании обучения.
Драматизация (театрализация). Эта форма организации учебной деятельности обладает большой привлекательностью для младших школьников, т.к. по своей сути близка к игре, а также предоставляет им возможности для самопрезентации. Однако необходимо помнить, что необходимый педагогический эффект драматизации достигается при условии активного участия детей в деятельности на всех этапах: написание сценария, распределение ролей, режиссура, сценография, костюмирование и т.д., каждый из которых может быть поручен определенной творческой группе. Драматизация может быть включена в урок в качестве иллюстративного фрагмента или презентации выполнения домашнего задания, либо стать результатом долгосрочной проектной работы учащихся.
Составление словаря терминов и понятий способствует систематизации и усвоению материала курса. Содержание словаря составляют понятия, наиболее характерные для конкретного содержательного модуля, являющиеся ключевыми для понимания мировоззренческой и культурной специфики изучаемого. Работа со словарем способствует не только пониманию сути изучаемых явлений и фактов, но и совершенствует навыки работы с источниками информации, навыки устной и письменной речи, т.к. требует создания точных, понятных, грамотных формулировок.
Составление галереи образов. Эта работа направлена прежде всего на формирование образного восприятия изучаемого материала, на установление внутренних связей курса не только на теоретическом, но и на визуальном уровне. Еще одна важная задача, решаемая организацией такой работы – формирование культурной эрудиции учащихся. Содержанием Галереи образов может стать самый разнообразный наглядный материал: фотографии, иллюстрации, репродукции картин, фотографии и изображения культовых сооружений, фотографии музейных экспозиций, костюмы, ритуальные и бытовые предметы, характерные для рассматриваемой религиозной культуры.
На уроках ОРКСЭ учащиеся могут выполнять различные творческие задания — рисунки, постеры, устные рассказы, подбор пословиц, обсуждение тех или иных поступков сказочных героев.
Предмет ОРКСЭ можно проводить и в нетрадиционной форме. Это могут быть: уроки-экскурсии, конкурсы и викторины, уроки — творческие лаборатории и круглые столы, праздники, уроки-выставки и презентации.
Курс способствует развитию навыков общественной жизни, коллективной деятельности учащихся. Задача учителя – создать условия для возникновения интереса к знанию культуры и основ религии народов России, познавательной и творческой деятельности. Научить школьников видеть и понимать объекты, явления, научить их вести посильную исследовательскую работу (наблюдения, поиск, опыты), собирать материалы, классифицировать, сопоставлять их; пользоваться различными источниками информации.
Метод проектов уникален, так как ориентирован на достижение целей самих учащихся. Он эффективен, так как его структура естественным образом совпадает со структурой учебной деятельности, и направлен на получение практического результата.
Для каждого ребенка всегда найдется проект по силам: кто-то умеет сочинять, кто-то прекрасно рисовать, у кого-то отлично развиты память и воображение, кто-то быстро осваивает работу с программами за компьютером, кто-то делает замечательные поделки своими руками. Такая деятельность нравится детям, они начинают самостоятельно отслеживать свои успехи в развитии, у них формируется чувство собственного достоинства. Ученик, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится более раскрепощённым, любознательным.
Немаловажной формой работы являются и семейные проекты в рамках изучаемого курса: различные поделки к праздникам, тематические рисунки, изучение и составление семейного древа, работа с архивными семейными документами и фотографиями. Такая форма работы часто является домашним заданием. Также, к домашним заданиям можно отнести и написание маленького тематического эссе, в котором ученики могут выразить своё отношение к тому или иному вопросу. Ещё одной классической формой домашнего задания является работа с учебником. Здесь лучше ограничиться ответами на вопросы по заданной теме и лучше не перегружать учеников подробными пересказами.
В конце учебного года все формы и виды детской деятельности в рамках курса ОРКСЭ можно объединить в большой творческий спектакль. Таким образом, все дети будут привлечены к творческому процессу независимо от того, какой именно модуль курса ОРКСЭ они изучали. Кто-то станет художником-оформителем, кто-то декоратором или помощником режиссёра. Спектакль желательно привязать к исторической теме своей малой Родины, используя местный фольклор., где каждый из детей нашёл своё творческое поле.