Автор: Горбенко Татьяна Алексеевна
Читать – это ещё ничего не значит:
что читать и как понимать читаемое –
вот в чём главное дело.
К. Д. Ушинский
Изначально грамотность связывали с владением навыками устной и письменной речи, т.е. грамотный человек – это тот, кто умеет говорить, читать и писать в соответствии с нормами литературного языка. Сегодня мы говорим о функциональной грамотности, которая понимается, как способность человека использовать постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Базовым навыком функциональной грамотности считается именно читательская грамотность.
Читательская грамотность – это то, что можно измерить. Это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
В возрасте 10 лет считается, что ученик обучен читать, завершен процесс обучения чтению.
Теперь давайте остановимся еще на двух понятиях — функциональное чтение и смысловое.
Функционально чтение – это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания
Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание. Цель смыслового чтения — максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.
В концепции универсальных учебных действий выделены действия смыслового чтения, которые связаны:
‑ с осмыслением цели чтения и выбора вида чтения в зависимости от цели;
‑ с извлечением необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
‑ с определением основной и второстепенной информации;
‑ с формулированием проблемы и главной идеи текста
Но в наш век новых информационных технологий роль книги изменилась, любовь к чтению стала «падать». Дети предпочитают книге телевидение, видеопродукцию, компьютер и, как результат, школьники не любят, не хотят читать.
Как сформировать «функционально грамотную личность»? Для выращивания функционально грамотной личности ведущую роль играют не столько предметные результаты, сколько личностные и метапредметные, что полностью соответствует новому стандарту. Это залог успешной адаптации в обществе.
Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией.
Базовым гуманитарным предметом для формирования читательской грамотности являются уроки литературного чтения, на которых можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи развития младшего школьника.
Важной частью работы учителя по данному направлению является определение результативности деятельности и выявление уровня читательской грамотности.
За основу в работе я беру технологию смыслового чтения, которая включает в себя три этапа работы с текстом:
I этап. Работа с текстом до чтения
II этап. Работа с текстом во время чтения
III этап. Работа с текстом после чтения
Рассмотрим несколько приёмов, используемых на уроках литературного чтения в начальной школе для формирования читательской грамотности.
I этап. Работа с текстом до чтения (предтекстовая деятельность). Она включает:
1. Постановку цели чтения: знакомство с текстом, его анализ; формирование навыков осознанного чтения; привитие интереса к чтению.
2. Определение характера текста:
Сплошные тексты (без визуальных изображений
Несплошные тексты (с визуальными изображениями).
3. Просмотр заголовка текста.
Предположение о цели его написания, т.е. замысел автора.
Наиболее распространенные приемы:
«Ориентиры предвосхищения»
Цель – актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношения к теме текста.
1) Предлагаются учащимся суждения. Они должны отметить те, с которыми согласны.
2) После чтения они отмечают их еще раз. Если ответ изменился, то учащиеся объясняют, почему это произошло (послетекстовая стратегия)
«Рассечение вопроса»
Цель: смысловая догадка о возможном содержании текста на основе его заглавия. Предлагаю ученикам прочитать заглавие текста и предположить, о чем пойдет речь в тексте.
«Верите ли вы, что…»
Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются.
1. Верите ли вы, что сегодня мы познакомимся с новым произведением?
2. Верите ли вы, что главным героем будет мальчик?
3. Верите ли вы, что Саша может быть мальчиком?
Таким образом, основная цель работы с текстом до чтения — развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умения предполагать, предвосхищать содержание текста.
II этап. Работа с текстом во время чтения.
1.Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.
Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).
2.Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста. Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
3. Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Выявление скрытого смысла произведения, если таковой имеется. Постановка к тексту обобщающих вопросов, как учителем, так и детьми. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.
Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации (истолкования, оценки).
Во время чтения выдвигаются гипотезы, которые опровергаются и доказываются в процессе чтения.
К приёмам текстовой деятельности относятся (во время чтения):
«Чтение про себя с вопросами»
Цель — научить вдумчиво читать текст, задавая самому себе всё более усложняющиеся вопросы.
1. Чтение первого абзаца. Задаются вопросы.
2. Чтение про себя второго абзаца. Работайте в парах. Один задаёт вопросы, другой — отвечает.
3. Чтение третьего абзаца. Меняются ролями. Задают вопросы и отвечают.
«Чтение с остановками»
Цели — управление процессом осмысления текста во время его чтения.
Чтение текста с остановками, во время которых задаются вопросы. Одни из них направлены на проверку понимания, другие — на прогноз содержания последующего отрывка.
«Чтение про себя с пометками»
Цель — мониторинг понимания читаемого текста и его критический анализ.
Данную стратегию чаще всего использую для работы со сложными научными текстами. Учащиеся при чтении делают пометки: понял, не понял, надо обсудить.
«Ключевые слова». Это наиболее важные слова в тексте.
«Восстанови текст» (развивает логическое мышление).
Использование этих и других приёмов помогает:
-научить детей ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл;
-находить в тексте требуемую информацию;
-выделять не только главную, но и второстепенную информацию;
-читать внимательно и вдумчиво.
III этап. Работа с текстом после чтения.
Это:
1. Смысловая беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
2. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
3. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной
Цель: корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским замыслом.
Приёмы послетекстовой деятельности:
«Вопросы после текста»
«Синквейн» (творческая работа по выяснению уровня осмысления текста).
«Написание творческих работ» хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы.
«Мозговой штурм» позволяет активизировать младших школьников, помочь разрешить проблему, формирует нестандартное мышление.
Так, например, предлагаю детям вспомнить пословицы, которые бы подошли к данному произведению, и записать в тетрадь. Приём работы с пословицами — Логическо – поисковое задание. В конце урока дети озвучивают свои записи и выбирают пословицу, наиболее точно отражающую главную мысль сказки.
«Создание диафильма» На уроках литературного чтения предлагаю ученикам иллюстрирование изучаемого произведения. Этот вид работы учит делить текст на смысловые части, к которым надо нарисовать иллюстрацию. Хорошо проходит данный вид работы в группах.
Правильно сформированные навыки чтения – мощный инструмент дальнейшего саморазвития личности. Подобная работа с текстом не только растит читателя, но имеет и развивающий эффект. Формируется познавательный интерес, развивается речь, улучшается запоминание материала, активизируется воображение, появляется внимание к слову, умение сопоставлять факты и делать умозаключения. Технология смыслового чтения позволяет вырабатывать правильный тип читательской деятельности, что поможет думающему ребенку стать думающим читателем.
При использовании на уроках литературного чтения указанных форм и методов работы у учащихся формируются навыки мышления, являющимися важными составляющими понятия «читательская грамотность», которая является базовым навыком функциональной грамотности младшего школьника.