8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный
с 6:00 по 21:00
?>

ЭОР Технологическая карта мастер-класса по теме «Союз» (основная школа)

Автор: Валентина Владимировна Кондратенко

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

мастер – класс по русскому языку

 по теме: «Обобщение и систематизация изученного по теме «Союз».

                                                                       СОГЛАСНО ТРЕБОВАНИЯМ ФГОС

Учебник :   русский язык. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Разумовская М.М.  – М.: Просвещение, 201      

Предметная область:   русский язык

Класс:   7

 

Тип урока:  расширение и углубление знаний

 

Цель: создать условия для обобщения представления о служебных частях речи, отличительных характеристиках союза.

 

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

·        осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

·        стремление к речевому самосовершенствованию; достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

·         формирование умения работать с информацией по теме (отбирать, выделять, выстраивать в логике, обобщать);

·         формирование умения различать, классифицировать (познавательные УУД);

·         формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания (коммуникативные УУД);

·         формирование умений работать самостоятельно, пользуясь консультацией учителя (коммуникативные УУД);

·         формирование разнообразных форм рефлексии (регулятивные УУД).

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

·        обобщение и систематизация знаний по теме: «Союз»;

·        анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;

·        применять морфологические знания и умения в практике правописания.

Оборудование урока :   ПК учителя, мультимедийное оборудование, учебники, рабочие тетради, карточки.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1

Мотивация к учебной деятельности (самоопределение).

2 мин.

 

 

 — Добрый день! Мы начинаем работать как обычно (?), (старательно)  и (с хорошим настроением).

 

Мы готовы продуктивно работать на уроке? (Да)

(хором повторяют звуки см. прил. 1)

Улыбаются. Демонстрируют своё настроение.

 

Повторяют текст и звуки

(см. прил 1).

 

 

Личностные:

самоопределение,

смыслообразование.

Регулятивные:

саморегуляция.

Познавательные:

анализ.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества,

умение выражать свои мысли

2

Актуализация и пробное учебное

действие

5 мин.

 — Читаем стихотворение:

— Что это за слова? (предлоги, союзы, частицы) К каким частям речи они относятся? (к служебным)

 

Формулируем тему урока: («Обобщение и систематизация изученного по теме «Союз»)

 

 

Прочтите текст:

 

 

 

 

 

Слова каких частей речи выделе-ны? (предлог, союз, местоимение, частица)

 

 — Какие ещё части речи существуют в русском языке? (называют)

Читают, выполняют задание.

Они неделимы и целы.

Корней и приставок в них нет.

Нельзя отыскать в них морфемы,

И в этом их главный секрет! 

Отвечают на вопрос.

(записывают тему урока)

 

Читают текст, определяют тему, основную мысль.

Отвечают на вопрос.

Компьютер – друг или враг? Компьютеры настолько прочно вошли в нашу жизнь, что на тех, кто не умеет быть с ним на «ты», смот-рят искоса. Споры относительно пользы и вреда от компьютерных игр ведутся на всех социальных уровнях. Так врагом или другом является для человека компьютер? Нужно помнить, что при несоблюдении режима пользования, компьютер превращается в злейшего врага. Длительное нахождение перед компьютером приводит к ухудшению зрения, а также к психологической зависимости.

Отвечают на вопрос.

Личностные:

нравственно-этическое оценивание.

Регулятивные:

целеполагание

Познавательные:

применение методов информационного поиска,

анализ.

 

Регулятивные: саморегуляция.

 

 

 

 

Коммуникативные:

построение речевого суждения.

 

Познавательные: анализ.

3

Повторение знания, выявление затруднения 4 мин.

 

(повторить:
«Я внимателен, хорошо ду-

маю, уверен в себе.)

На слайде записаны словосочетания:

 Поговорить насчёт гигиены, едва занялся фитнесом, да ещё пагубные привычки, благо советы специалиста помогли, кроме того негативные эмоции, к тому же рациональное питание, не только профилактика, но и иммунитет.

К словам поставить вопросы и определить часть речи, к которой относится каждое слово.

 — Какие слова в словосочетаниях не отвечают на вопрос? (союзы)

 — Нам понятно их значение отдельно от других слов? (нет)

 — Определите их роль. (связывают значимые части речи)

Определяют цель (повторить, что такое союзы и научиться отличать их от др. частей речи) и задачи урока

(правильно писатьсоюзы, определять их вид), отвечая на вопросы, высказывают свою точку зрения.

 

Выбирают способ действия.

Формулируют вывод.

Записывают в тетрадь словосочетания, выделяют союзы, определяют твид.

Личностные: смыслообразование.

Регулятивные:  планирование.

Познавательные:структурирова-ние знаний, анализ, синтез, сравнение, рассуждение.

Коммуникативные: разрешение конфликта, умение выражать свои мысли.

4

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения4 мин.

 

— Как отличить союз от других  частей речи?

 — Какой алгоритм можно использовать?

Давайте попробуем составить этот алгоритм.

— Какие признаки частей речи мы выделяем?

Обдумывают способ учебных действий, строят план достижения цели, составляют алгоритм отличия союза от других частей речи.

 

 

Личностные: нравственно-этическая ориентация самоопре-деление, смыслообразование.

Регулятивные: целеполагание,планирова-ние, прогнозирование,

Познавательные: анализ, синтез, выбор эффективных способов решения.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, постано-вка вопросов, разрешение конфлик-тов, умение выражать свои мысли.

5

 

(написали ленивую во-сьмёрку)

 

Реализация построенного проекта.           8 мин.

 

 

Составляется совместно таблица.

Признак как части речи

Самост. час. реч.

(мест.,

наречие)

Союз

Значение

имеют, отвечают на вопрос, можно заменить др. самост. частью речи

не имеют, слу-жат для связи самостоятельных частей речи, их можно опустить или заменить др. союзом

Син-такси-ческая роль

являются членом предложения

не являются

членом предложения

 

Выдвигают гипотезы, обсуждают. Выбирают оптимальный вариант, который записывают в таблице.

Личностные:

нравственно-этическое оценивание.

Регулятивные:

прогнозирование, контроль, коррекция.

Познавательные:

выдвижение гипотез и их обоснование,

структурирование знаний, классификация,  подведение под понятие.

Коммуникативные:

разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение выражать свои мысли.

6

Обобщение

(систематиза-ция)

7 мин.

 

 

Списать текст, указать, какой частью речи являются выделенные слова, дать их морфологическую характеристику.

В стародавние времена, когда не было бань, люди парились в печках. С собой брали посудину с квасом и веник. Перед тем как идти в баню его распаривали. При условии, что человек ложился на солому, на него брызгали квас или воду. Да ещё от горячих стенок печи пар валил во все стороны. Потом человек начинал очень сильно потеть. Сразу же после бани выливали на себя ушат ледяной воды.

Выполняют задание, объясняют свой выбор действия с проговариванием алгоритма решения вслух.

 

Личностные:

нравственно-этическое оценивание.

Регулятивные:

Контроль, коррекция.

Познавательные:

Анализ, синтез, подведение под понятие,  выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли, инициативное сотрудничество, разрешение конфликтов, согласование действий с партнёром.

7

Физкультми-нутка

1 мин.

 

1. Мы наши пальчики сплели

И вытянули ручки. (потянулись вверх, сомкнутые пальцы ладонями смотрят вверх)

Ну а теперь мы от земли отталкиваем тучки. (касаются сомкнутыми ладошками пола)

2. («стреляем» глазками)

Выполняют упражнение

Личностные: смена умственной нагрузки физической

8

Самостоятельная работа

(10 мин)

Проверка по эталону.                    1 мин.

 

На презентации или на карточке задание.

Учащиеся должны найти и исправить ошибки:

В следствии того что в Древней Греции агромное значение предавали силе и кросоте чиловеческого тела, именно сдесь и зарадились Олимпийские игры… Между тем это было одно из наиболее пачитаемых праздниств Эллады. В результати чево победители Олимпийских игр пользовались исключительным почотом и уважением. В их честь соченялись хвалебные оды, им ставились памятники. Также спорцмены освобождались от налогов и пожизнено обеспечивались питанием за щёт гасударства.

Самостоятельно выполняют задания нового типа,

осуществляют их самопроверку, сравнивают с эталоном,

выявляют и корректируют ошибки, определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения и им предстоит их решить.

Личностные:

нравственно-этическое оценивание.

Регулятивные:

контроль, коррекция, оценка.

Познавательные:

структурирование знаний, рассуждение,  доказательство.

Коммуникативные:

умение выражать мысли

9

Рефлексия учебной деятельности

2 мин.

 

 

(круги глазами по часовой стрелке и против)

Учитель уточняет, достиг ли цели каждый.

— Исследование какой темы мы вели на уроке?

— Какие понятия повторяли?

— Удалось решить поставленную задачу?

— Чему вы научились на уроке?

— Какой вид работы вам было интересно выполнять на уроке?

— Где можно применить полученные знания?

Учитель оценивает работу учащихся на уроке.

Учащиеся осуществляют самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

 

 

 

Дают ответы на вопросы

 

 

 

 

 

 

Личностные:

нравственно-этическое оценивание, осуществление личностного морального выбора.

Регулятивные:

оценка.

Познавательные:

рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли.

11

Домашнее

задание

1 мин.

Учитель даёт задание на дом по выбору: 1.Из учебника русского языка;

2. Из учебника литературы: выписать 4-5 предложений с союзами разных видов (союзы подчеркнуть)

Учащиеся выбирают домашнее задание из предложенного учителем материала.

 

Личностные: самоопределение

Познавательные:

рефлексия способов и условий действия.

 

×
×