Использование высокохудожественных произведений на уроках русского языка

Автор: Наталья Викторовна Симакова

Использование высокохудожественных произведений на уроках русского языка

     В современном мире младший школьник живет и развивается окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного так и негативного характера. Это и улица, и семья, и школа, и телевидение, и телефон, и т.д. Все это воспринимается ребенком непосредственно глазом, слухом, мышечными ощущениями. Что может противостоять этому бурному потоку впечатлений и ощущений, потоку, который каждодневно обрушивается на неокрепший интеллект и чувства ребенка? Что в состоянии отвести от него пошлость? Как привить истинный вкус?

    Уроки литературного чтения и русского языка берут на себя большую часть нагрузки по формированию духовных способностей.

    На этих уроках создаются прекрасные условия для обогащения словарного запаса, который так мал у современного школьника, для развития творческого мышления и воображения. А какое внимательное отношение можно сформировать к услышанному, прочитанному, записанному слову!

    Подтверждая положение Ф.О. Буслаева о том, что « грамматическое учение должно быть основано на чтении писателя» методикой работы с произведениями лучших писателей (А.Пушкина, Л.Толстого, К .Ушинского, а так же К.Паустовского, Д. Соколова-Микитова и др.) Я вижу ее значение не только в решении практических задач, но и в развитии подлинно человеческих качеств.

      Благодаря плавному переходу урока чтения в урок русского языка я имею возможность вместо разрозненного дидактического материала, включающего в себя разрозненные слова и предложения предложить детям прекрасные тексты с целостными литературными образами, не сухие предложения типа… Иван Петрович Сомов работает на заводе., а живую, образную, высокохудожественную речь, являющуюся образцом для составления своих интересных и распространенных предложений. «Колыбельная песня зимы тихо пролетает над отдыхающим полем»- 4 класс Афанасьева Аня.

      Записывать свои собственные  словосочетания и предложения, сочинять свои собственные стихи огромное удовольствие для моих учеников. И этому они научились благодаря тому, что всякий раз, приступая к работе над текстом, я напоминаю : «Мы учимся у мастеров слова».

×
×