Автор: Малевич Светлана Васильевна
Малевич Светлана Васильевна,
Заместитель директора по УВР, педагог,
МБУДО «Центр внешкольной работы» г. Отрадное
г. Отрадное, Ленинградская область
Игровые формы обучения при реализации проекта «Основы финансовой грамотности» в дополнительном образовании
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». (В. А. Сухомлинский)
В настоящее время в образовании возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. К таким активным формам обучения относятся игровые технологии.
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которые позволяют сделать интересными и увлекательными работу учащихся на творческо-поисковом уровне. Занимательность условного мира игры, делает положительно эмоционально окрашенной, а эмоциональность игрового действа активизирует все психологические процессы и функции ребенка.
Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.
Актуальность игры в настоящее время повышается из-за перенасыщенности современного мира информацией. Во всем мире, и в России в частности, неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на учащихся огромный объем информации. Актуальной задачей образовательных учреждений, в том числе и дополнительного образования, становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации.
В рамках проекта «Основы финансовой грамотности» реализуется несколько финансовых игр: Финансовые ребусы, Как тратить карманные деньги и Личные финансы.
Интеллектуальные соревнования нацелены на привлечение внимания школьников к необходимости повышения уровня финансовой грамотности в процессе поиска ответов на вопросы разной сложности.
Основная цель игр – это знакомство с основными понятиями и систематизация существующих знаний участников через погружение в предметный материал в игровой форме.
Задачи финансовых игр:
· формирование устойчивого интереса обучающихся к исследовательской деятельности;
· повышение мотивации обучающихся к освоению финансовой грамотности;
· развитие умений пользоваться полученной информацией в процессе принятия финансовых решений.
Финансовые игры подразумевают активную роль ведущего, использование презентации, возможно музыкальное сопровождение для создания соответствующей атмосферы и повышения интереса участников.
Соревновательный характер мероприятия способствует вовлечению участников, задания разнообразны и задействуют разные стороны личности.
Ведущий организует конструктивные коммуникации, процесс общения с участниками. Его главная задача – за короткий промежуток времени сформировать у участников интерес к игре, а по ее окончании – базовый понятийный аппарат. Ведущий должен разъяснить участникам правила игры, постараться управлять вниманием аудитории, быть беспристрастным и корректным в общении.
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, усваивать ряд учебных элементов.
Вывод: использование игровых форм обучения в образовательном процессе безусловно способствует повышению качества обучения, а составление игровых технологий из отдельных игр и элементов — забота каждого педагога дополнительного образования.