8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00

«Специфика профессиональной деятельности педагога детского дома

Автор: Коос Екатерина Валерьевна

СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

ДЕТСКОГО ДОМА

 

Аннотация В статье поднимается проблема своеобразия педагогической деятельности в условиях детского дома; вскрываются факторы, определяющие это своеобразие; обосновывается необходимость специализированной подготовки педагогов для работы в условиях сиротского учреждения. С учетом анализа истории проблемы и ее современного состояния, автор формулирует собственное видение подходов к ее решению.

Ключевые слова: сиротство; корректирующий, коррекционный, развивающий блоки; профессиональные функции педагога детского дома.

 

Сиротство – одна из ключевых государственных проблем. В настоящее время в России 800 000 детей воспитывается без семьи, в условиях сиротских образовательных учреждений – домов ребенка, детских домов, школ-интернатов и т.д. В условиях сиротского учреждения огромная роль в становлении личности воспитанника, его адекватной социализации принадлежит педагогу. Педагог детского дома призван, не только осуществлять весь спектр образовательных услуг, которые реализуются в условиях обычного образовательного учреждения, но и компенсировать детям, насколько это

возможно, отсутствующих родителей.

Сегодня в практике работы детских домов содержание профессиональной деятельности педагога мало отличается от содержания деятельности учителя в школе или

воспитателя в детском саду. Он сосредоточен на выполнении образовательных функций. Потребность в любви и заботе – базовая потребность личности. Без ее реализации невозможно говорить о гармоничном развитии человека. Нереализованность данной потребности приводит к тяжелым личностным деформациям, мешающим дальнейшей успешной социализации ребенка. В связи с этим становится понятным то, что деятельность педагога детского дома – это особый вид педагогической деятельности, отличающийся от профессиональной деятельности педагога общеобразовательного учреждения для детей из семьи.

В последнее время активизировалось внимание к данному вопросу. Появились работы по вопросам сиротства [1-5].  Особую актуальность приобретает проблема разработки содержания деятельности педагога детского дома с учетом своеобразия условий, в которых он работает и конкретизации его профессиональных функций. Своеобразие профессиональной деятельности педагога детского дома определяется рядом условий, важнейшим из которых является специфический контингент воспитанников.

Спектр профессиональных задач, которые призван решать педагог детского дома гораздо шире, чем задачи, решаемые в условиях обычных образовательных учреждений.

Их можно разделить на три взаимосвязанных блока.

Компенсирующий блок. Воспитанники детских домов, интернатов, приютов долгое время были лишены многих необходимых для нормального развития условий. Мы имеем в виду, не только материальные проблемы, хотя они тоже, несомненно, важны, но и такие жизненно необходимые ребенку условия, как потребность в любви, заботе, новых положительных впечатлениях и т.д. Детям необходимо компенсировать то, чего они не дополучили на предыдущих этапах развития.

Коррекционный блок. Воспитанники детских домов – это дети, которые уже на начальных этапах своего становления столкнулись с теневой стороной жизни, оказавшей не лучшее влияние на их развитие. Как правило, коррекция затрагивает все стороны развития: восстановление, насколько это возможно, здоровья ребенка, преодоление проблем в интеллектуальной сфере, эмоциональной недостаточности и личностных особенностей, сложившихся в результате негативного влияния среды.

Развивающий блок Дети – воспитанники детских домов имеют все те права, которыми обладают дети из семьи. Поэтому задачей детского дома является гармоничное всестороннее развитие ребенка, обеспечение ему всех тех возможностей для полноценного развития, которыми обладают дети из семьи.

Характер педагогического процесса в учреждениях для детей сирот (закрытый характер; преобладание фронтальных форм работы; круглосуточный характер пребывания детей и др.) так же вносит своеобразие в профессиональную деятельность педагога.

Кроме того, работа в сиротском учреждении накладывает отпечаток на личность самого педагога. Как показывают результаты исследований, ввиду сложных условий работы (тяжелый контингент воспитанников, жесткая регламентация профессиональной деятельности и др.) специалисты детских домов в большей степени, чем их коллеги из обычных образовательных учреждений, подвержены синдрому личностного выгорания.

Специфические особенности, которые определяют характер профессиональной деятельности педагогов детских домов, диктуют нам необходимость выделения содержания и ключевых функций педагога работающего в условиях сиротского учреждения. На наш взгляд основной функцией педагога детского дома является удовлетворение потребности ребенка в любви и эмоционально-личностном общении, т.е. реализация материнской (родительской) функции [6].  .

Своеобразие педагогической деятельности педагога детского дома состоит, на наш

взгляд, в том, что именно через призму выполнения материнских (родительских) функций он должен решать все остальные воспитательные и образовательные задачи. В связи с этим перед педагогами сиротских учреждений ставится важнейшая задача – компенсация воспитанникам, насколько это возможно, материнского (родительского) отношения.

Реализация материнской (родительской) функции предполагает два важнейших аспекта. С одной стороны – это организация различных форм эмоционально-личностного

общения с воспитанниками, компенсация им, насколько это возможно, нереализованной

потребности в любви, заботе, внимании и т.д. В центре снимания педагога должно находиться продуманное, эмоционально-насыщенное индивидуализированное общение с детьми. Стратегия такого общения должна разрабатываться с учетом конкретных эмоциональных потребностей каждого ребенка. С другой стороны – на педагога детского дома ложится обязанность по формированию бытовых навыков детей, т.е. тех социальных умений, которые обычные дети получают в семье, в процессе общения с родителями. В условиях детского дома необходимо регулярное проведение системы бытовых занятий, направленных на формирование таких навыков.

Кроме выполнения материнских (родительских) функций, педагог сиротского учреждения призван реализовывать и целый спектр педагогических (образовательных) задач. Однако содержание образовательной деятельности педагога в условиях детского

дома отличается от аналогичной деятельности педагога в условиях обычного образовательного учреждения. Оно должно быть ориентировано на особенности развития детей-сирот и их актуальные потребности. Это требует создания специализированных программ и пособий, составленных с учетом особенностей детей и той социальной ситуации, в которой они оказались.

Основным содержанием педагогической деятельности в условиях детского дома

должны стать: охрана и укрепление здоровья воспитанников; организация развивающей

среды дошкольного учреждения, максимально приближенной к условиям семьи; коррекция социальных представлений детей, сложившихся ввиду раннего знакомства с негативными сторонами жизни; социализация детей, отказ от бесполого воспитания и переход к воспитанию с учетом полоролевой дифференциации и т.д. Педагог, работающий с детьми-сиротами, призван обеспечить детям все те возможности, которые есть у ребенка из семьи. Ему необходимо проводить работу, нацеленную на развитие творческих способностей детей, приобщению их к мировой культуре.

Помимо выполнения педагогических функций педагог детского дома должен выполнять еще очень важные психологические функции в воспитании детей. Кроме того, даже специальная работа проведенная психологом детского дома с воспитанником не будет эффективной, если ребенок, возвращаясь в группу или класс не получит соответствующей психологической поддержки со стороны педагога. Необходима специальная работа педагогов детского дома в данном направлении [7].  .

В связи с этим на педагога детского дома ложится ряд важных функций, по психологической гармонизации личности воспитанника. Характер выполнения психологической функции педагогом детского дома определяется спецификой психологических проблем воспитанников. Уже к дошкольному возрасту, как правило, у детей, даже если они отнесены психологами, педагогами, врачами к категории «психическая норма», имеется сложившийся комплекс серьезных психологических проблем, таких как: проблемы в развитии эмоциональной сферы; повышенный уровень тревожности и агрессивности; проблемы в сфере общения со взрослыми и сверстниками; проблемы в формировании самооценки. На фоне отягощенной наследственности, при отсутствии психокоррекционной работы психические проблемы таких детей усугубляются и приводят к серьезным проблемам в будущем.

Таким образом, психологические основы деятельности педагога, работающего с

детьми-сиротами в условиях детского дома, предполагают с одной стороны всестороннюю помощь и выполнение заданий психолога в плане индивидуальной работы с психологическими проблемами детей, с другой – целенаправленную работу в группе, под контролем психолога, направленную на психологическую гармонизацию личности воспитанников [6].  .

Анализируя вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что педагог выполняет в жизни воспитанника сразу несколько социальных ролей. Это в первую очередь материнские (родительские), педагогические (образовательные), психологические и правовые функции. Полноценная реализация столь широкого спектра профессиональных функций возможна только в условиях комплексной перестройки педагогического процесса детского дома.  Сталкиваясь с ситуацией воспитания ребенка – сироты в условиях детского дома, педагоги часто оказываются неготовыми к выполнению своих профессиональных функций. Часть из них уходит из подобных заведений, другая – вынуждена долго адаптироваться к данной специфической ситуации, что так же снижает эффективность педагогической деятельности.

 

Список литературы:

1.Байер, Е.А. Исследование жизнестойкости у детей-сирот в учреждении государственной поддержки детства как залога успешной интеграции в быстро меняющемся социуме / Е.А. Байер // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2009. – № 4 (50). – С. 6-11.

2. Бондаренко, А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика / А.Ф.Бондаренко. – Изд. 3-е, испр. и доп. – М.: Независимая фирма «Класс», 2001. – 336 с. – (Библиотека психологии и психотерапии, вып. 94.

3. Гаврилова, Е.А. Занятия физкультурой как средство коррекции социальной

адаптации и самоотношения сирот / Е.А. Гаврилова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2010. – № 7 (65). – С. 19-22.

4. Закон Российской Федерации » Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ // Российская газета.

5. Комаров, В.В. Развитие воспитательного пространства детского дома / В.В.

Комаров. – Казань, Самара : Изд-во Самарского и Казанского пед. ун-тов, 2005. – 372 с.

6. Лишенные родительского попечительства : хрестоматия / ред.-сост. В.С. Мухина. – М. : Просвещение, 1991. – 222 с.

7. Прихожан, А.М. Психология сиротства / А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. –

СПб. : Питер, 2005. – 400 с.

×
×