8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00

Лекарственные растения

Автор: Вера Александровна Пименова

Технологическая карта урока по биологии в 5 классе. Тема «Растения»

 

Учитель ГБОУ СОШ с. Мусорка: Пименова Вера Александровна

 Предмет : биология

 Класс: 5

Тема урока : Растения

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель урока: способствовать приобретению знаний о царстве растений; сформировать представление учащихся о делении царства растений на группы. Обеспечение условий для развития умений и навыков работы с источниками информации, выделять главное и уметь грамотно и точно выражать свои мысли.

Задачи урока:

Воспитывающие: стимулировать стремление к интеллектуальному развитию, прививать любовь к природе и интерес к ее изучению.

Развивающие: развивать произвольное внимание, познавательные интересы.

Обучающие: раскрыть общие особенности организации растения ( многообразие видов, признаки, тип питания, роль в природе, отличие от других царств живой природы (бактерий).

Регулятивные УУД: формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности(формулировать тему)

Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и понимать речь других людей, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Личностные УУД: осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Метапредметные УУД: определять важность знаний о царстве растений, использовать в учебной деятельности различные источники знаний, оценивать свою работу.

Оборудование: раздаточный материал: гербарии; компьютер, мультимедиапроектор, экран, презентация; карточки – определители; задания для закрепления знаний, лист самооценки.

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:

учащиеся владеют:

— Регулятивными УУД: -управлять своей деятельностью, поставить и формулировать цели предстоящей учебной деятельности под руководством учителя; — контролировать и оценивать результаты своей деятельности и деятельности товарищей; — преобразовывать практическую задачу в учебно-познавательную совместно с учителем (1 уровень).

— Познавательными УУД: — собирать и выделять информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя (1 уровень) — систематизировать информацию и предъявлять её в виде письменного и устного сообщения (схемы, таблицы, опорный конспект); — строить логическую цепь своего рассуждения.

— Коммуникативными УУД: — вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении; — организовать учебное взаимодействие в группе, в коллективе; — аргументировать свое мнение при помощи учителя; — высказывать свою точку зрения.

— Личностными УУД: — проявление интереса к знаниям в области биологии; — ориентация на здоровый образ жизни; — осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы.

 

Вид планируемых

учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

предметные

— формировать умение определять основные части растительной клетки; – формировать умение объяснять строение и жизнедеятельность растений; – формировать умение понимать смысл биологических терминов: хлорофилл, хлоропласты, вакуоль, фотосинтез; автотрофы. — проводить несложные наблюдения в окружающей среде, описывать опыт и делать выводы

1 уровень – понимание, адекватное употребление в речи, воспроизведение

Познавательные

Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений. Сформировать умение вычитывать все уровни текстовой информации

1 уровень – совместное с учителем действие и самостоятельное выполнение действий в условиях взаимопомощи.

Информационно-

коммуникативные

Эффективно сотрудничать с одноклассниками, способствовать продуктивной совместной деятельности с учителем.

2 уровень — самостоятельное выполнение действий по алгоритму

Регулятивные

Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока). Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Сформировать умение работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. С помощью учителя ставить цель, осуществлять оценивание, коррекцию знаний.

1 уровень – выполнение действий по алгоритму под управлением учителя.

Личностные

Добывать недостающую информацию при помощи вопросов; планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками; проявлять учебную и коммуникативную активность; развитие чувства ответственности за свое здоровье, воспитание потребности в здоровом образе жизни.

2 уровень – самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм.

 

 

 

Этап урока

Основные цели этапа

Что делает учитель

 

Что делают ученики

 

Информационные ресурсы и инструментарий

 

Формы оценивания

1.Орг. момент (1 мин

Обеспечить эмоциональный настрой на учебную деятельность, на получение новых знаний.

Приветствие: Здравствуйте! Я рада вас всех видеть! Давайте улыбнемся друг другу и начнем урок!

Приветствуют учителя

interneturok.ru›lesson…vvedenie…tsarstva…priznaki…

Учебник: «Биология: Бактерии, грибы, растения». 5 класс/ В.В. Пасечник М.: Дрофа, Вертикаль 2020

Фронтальная

Опрос

2. Опрос учащихся по система тике живого мира (3 мин)

Выявить уровень освоения учащимся учебного материала

В.А.: Ребята, давайте вспомним: — на какие царства делят все живые организмы? — как называются науки, изучающие их? — а как называют человека, изучающего эти науки? Ц. Бактерии – микробиология, микробиолог. Ц. Грибы – микология, миколог Ц. Животные – зоология, зоолог. Ц. Растения – ботаника, ботаник.  -Молодцы! Вы все хорошо вспомнили!

Вспоминают, отвечают на вопросы учителя, называют царства живых организмов, науки, изучающие их

zhreserve.rupriroda/krasnaya-kniga/rasteniya/

 

Учебник: «Биология: Бактерии, грибы, растения». 5 класс/ В.В. Пасечник М.: Дрофа, Вертикаль 2020

Фронтальная

Взаимооценка.

3.Объяснение нового материала. Постановка проблемы (5 мин)

Мотивировать на переживание и осознание учащимися неполноты знаний по изучаемой теме; -вызвать познавательный интерес и психологическую готовность к поиску решения проблем; -организовать совместное с учителем формулирование проблемы, постановку цели учебной деятельности

— Я расскажу вам маленькую сказку. «Когда-то, давным – давно жизнь была только в океане, он бушевал, колыхался. И однажды один маленький живой организм выпрыгнул на сушу и стал там обустраиваться. Он назвал себя Растением. Земля давала ему еду, а солнышко – силу – энергию. Так он и остался жить на Земле. Стал образовывать вокруг себя шар из воздуха, где было много кислорода. С течением времен жить к нему на сушу выходили и другие живые организмы. А он был рад этому, вместе жить лучше, чем одному. Проходили тысячелетия, у маленького Растения образовалась большая семья. Каких только растений нет в этой семье! Так и живут они до сей поры, процветают, радуют, одевают и кормят нас.» -Кто главный герой нашей сказки? Мы пригласим сегодня его на урок. Итак, тема нашего сегодняшнего урока… (растения) Что бы вы хотели о нем узнать? Можно составить схему Растения Признаки Наличие хлорофилла (питание) группы — Направляет мысли детей:

1. А как растения приспособились к жизни на суше? (в сказке Растение ведь вышло на сушу, приспособилось каким-то образом? Мы можем это узнать? (строение)

2. А как растение получало энергию солнца можем узнать? Что есть такое у растения, чего нет у других? (образование органических веществ)

3. В сказке говорится, что растений стало много, они разные. Можем мы распределить их по группам? (группы)  

Итак, тема урока «Растения» Слушают сказку Поддерживают беседу учителя: высказывают свое мнение, отвечают на вопросы. Определяют тему урока, формулируют цели совместно с учителем Учащиеся записывают в тетради тему урока Личностные УУД: — осознание необходимости получения знаний; -проявление интереса к изучаемой теме; -самоутверждение.

Регулятивные УУД: -определять цели учебной деятельности; -составлять план действий с учетом конечного результата; -управлять своей деятельностью; — оценивать свои действия; -адекватно воспринимать оценку учителя и вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок; -поддерживать порядок во время.

Наша цель сегодня: изучение характерных признаков растений, их питания и ознакомление с основными группами растений.»

Слушают сказку

Поддерживают беседу учителя: высказывают свое мнение, отвечают на вопросы.

 Определяют тему урока, формулируют цели совместно с учителем

Учащиеся записывают в тетради тему урока

.http://www.physchem.chimfak.rsu.ru

Учебник: «Биология: Бактерии, грибы, растения». 5 класс/ В.В. Пасечник М.: Дрофа, Вертикаль 2020

 

Фронтальная

Коллоквиум.

 

 

Опрос

 

 

 

 

Коллективная

Собеседование

 

 

 

 

 

 

 

 

Тест

2. Активизация познавательной деятельности учащихся (3 мин)

Организовать индивидуальную и групповую работу — организовать и дидактически обеспечить (материал для изучения, оборудование, готовые таблички) самостоятельный поиск учащимися решения проблемы и построение нового знания

Сегодня на уроке мы создадим образ нашего сказочного растения. Для этого в первую очередь изучим особенности растений. Начнем со строения растительной клетки. Вспомните, чем отличается растительная клетка от животной клетки? Презентация «Сравнение растительной и животной клетки» Называют отличия растительной клетки от животной: 1. наличие у растений клеточной стенки (целлюлозной!) 2. наличие хлоропластов и пигмента хлорофилла в них (фотосинтез!); 3. наличие вакуоли. Дополнительный вопрос по прошлой теме: А чем отличается растительная клетка от клетки бактерии? (у бактерий нет ядра; клетка у растений крупнее, сложнее, цитоплазма движется постоянно, есть хлоропласты; есть ядро (растения — эукариоты)). У. Молодцы! Вы назвали все верно. Пусть это будет корнями нашего сказочного дерева. (Ученик, который назвал признак, закрепляет запись на доске, располагая их в виде корней вертикально)

Слушают, Вспоминают строение клетки, Отвечают на вопрос Закрепляют ответы на доске

nsportal.ru›shkola…lekarstvennye…samarskoy-oblasti

 (Методические презентации)

Учебник: «Биология: Бактерии, грибы, растения». 5 класс/ В.В. Пасечник М.: Дрофа, Вертикаль 2020

Фронтальная

Презентация

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальная

Работа в паре (10мин)

 

У каждого растения есть стебель. Мы построим стебель нашего дерева из наших знаний о признаках растений. Будем работать в парах (в командах) с текстом учебника на с. 46. Задание 1.Выясните главные признаки, благодаря которому растения выделили в отдельную группу У. Алгоритм работы: 1. Найдите и выпишите в своей тетради признаки, которые объединяют растения. 2. Затем проговорите эти признаки друг другу. 3. Кто -то один из каждой группы называет признаки и приклеивает на доске (стебель) запись.

Работа с текстом учебника; записывают признаки растений в тетради; проговаривают друг другу признаки растений.

https://multiurok.ru/files/priznaki-rastienii.html

Учебник: «Биология: Бактерии, грибы, растения». 5 класс/ В.В. Пасечник М.: Дрофа, Вертикаль 2020

Групповая работа в парах

Самооценка

Работа в коллективе (16 мин)

 

Разновидностей растений очень много, около 350 тысяч и продолжают до сих пор находить. Чтобы легче было разобраться во всем многообразии растений, их разделили на группы. Как вы думаете, по каким признакам растения определяют в ту или иную группу? Учитель подводит к тому, что растения имеют разное строение и местообитание. Чтобы ответить на этот вопрос мы посмотрим фильм. Но прежде всего чуть – чуть отдохнем и проведем физкультминутку

Физкультминутка Представьте себе, что мы все семена подсолнуха (присядем ) Семечко всходит (поднимаемся ) . Вот появился листочек, затем второй (поднимаем поочередно руки), тянутся листочки к солнцу (приподнимаемся). Вот подсолнух вырос! (встаем в полный рост, потягиваемся вверх) и крутит головку, ищет солнышко (крутим голову). Подул ветерок (наклоны вправо, влево) и стих (наклон вперед, встряхиваем руки ) . Солнышко ушло, а мы с вами продолжаем работу.

Отдохнули? Присядьте, пожалуйста. Назовите какое дерево является символом России(береза) Работа с презентацией «Берёза моё дерево» ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: собрать интересный материал о березе; установить, какую роль играет почва в процессе роста и развития дерева. ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ: 1) изучить интересные факты о березе; 2) рассмотреть роль березы в жизни человека; 3) провести наблюдение за развитием веточек березы в домашних условиях.

Слушают учителя

 

 

 

 

 

 

 Делают зарядку

 

 

 

 

 

 

Работа с презентацией в малых группах

bioplants.jimdofree.com›лекарственные-растения/

Учебник: «Биология: Бактерии, грибы, растения». 5 класс/ В.В. Пасечник М.: Дрофа, Вертикаль 2020

 

Коллективная работа с текстом учебника и дополнительной литературой

Взаимооценка

4.Закрепление учебного материала (2 мин)

Формировать умения самоанализ а и самооценки процесса и результата собственно й деятельности; — определение направлений для дальнейшего изучения темы.

У вас на столах лежат рисунки различных организмов. Определите среди них растения и прикрепите к нашему дереву. Будьте внимательны, вы должны правильно выбрать отдел. У. Проверьте, пожалуйста друг друга, правильно ли распределены ваши рисунки? У. Красивое получилось наше древо. Каких только растений мы там не видим! У сказочного дерева есть своя мифическая богиня – Флора, поэтому, (показать рисунок и прикрепить рядом с деревом, на рисунке –Флора) исторически сложившуюся совокупность растений (показать рукой дерево) называют флорой. Урок идет, а я расту В ширину и в высоту. Все красивей, гуще крона — Платье из ветвей зеленых. Вернемся к цели нашего урока. Со всем ли мы успели поз Признаки растений – Наличие хлорофилла, растут всю жизнь, есть одноклеточные и одноклеточные, живущие на суше и в воде. Питание – автотрофы. Отделы растений – голосеменные, цветковые, папоротники, хвощи и плауны, водоросли. Отличная работа, ребята! Прекрасное дерево!

Выполняют работу на закрепление полученных на уроке знаний.

 

 

 

 

Выбирают рисунки и приклеивают к отделам растений

 

 Рассматривают рисунки на доске

сезоны-года.рф›Самарская область.html

Учебник: «Биология: Бактерии, грибы, растения». 5 класс/ В.В. Пасечник М.: Дрофа, Вертикаль 2020

Индивидуальная самостоятельная работа

5.Рефлекси я (3 мин)

Рефлексия и самооценка учениками собственно й учебной деятельности

По результатам урока заполните таблицу, оцените уровень своей работы. Листы самооценки сдайте учителю. Лист самооценки Ф. И.________________________ № Действия Баллы 1 Выполнил все задания 3 2 Выступал с сообщением 2 3 Был активным на уроке 3 5 Был не очень активным на уроке 2 6 Смог ответить на все вопросы учителя 3 7 Не смог ответить ни на один вопрос учителя 0 8 Сделал записи в тетрадь 1 14 -12 баллов оценка – «5» 11 -9 баллов оценка – «4» 8 -5 баллов оценка – «3» Менее 5 баллов оценка – «2» оценка

 

 

Индивидуальная письменная

6.Задание на дом (1 мин)

 

1. Прочитать параграф 11, выучить термины. 2.Творческое задание: Приготовить проект о наиболее интересном вам растении по материалам Интернета. Сегодняшний урок я хочу закончить словами нашей сказки «Так и живут они до сей поры, процветают, радуют, одевают и кормят нас.» И чтобы так оставалось вечно. Мы должны беречь и охранять растения. Наши предки сохранили нам эту природу. Так давайте и мы порадуем наше будущее поколение. Урок закончен. Спасибо за работу! Всего вам доброго!

 

Учебник: «Биология: Бактерии, грибы, растения». 5 класс/ В.В. Пасечник М.: Дрофа, Вертикаль 2020

Фронтальная

Творческое задание

 

×
×