8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00

Квалификационная мобильность педагога.

Автор: Малыхина Людмила Александровна

             Квалификационная  мобильность педагога.

Происходящие в современном мире процессы глобализации и интеграции ставят человека перед необходимостью быть постоянно готовым к перемещениям в социальном пространстве, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям, гибко  взаимодействовать с самыми разными культурными и социальными системами и субъектами. Возрастающие объемы и сложность информации требуют умения оперативно обновлять свои знания. А непрерывно изменяющиеся условия и качество профессиональной деятельности заставляют работника на протяжении всей трудовой жизни неоднократно повышать уровень образования и квалификации,  менять место работы и даже профессию. Иначе говоря, чтобы быть успешным и востребованным, современный человек должен обладать определенными личностными качествами – быть подвижным, готовым к любым изменениям, уметь быстро и эффективно адаптироваться к новым условиям, т. е. быть мобильным.

Однако, как показывает социальная практика, стихийно такие свойства вырабатываются далеко не у всех людей. Поэтому актуальной, социально значимой задачей становится целенаправленная подготовка человека к жизни в современном стремительно меняющемся мире путем формирования мобильности как особого личностного качества, как необходимой профессиональной компетентности.

Понятие мобильности (фр. mobile, лат. mobilis – подвижный, способный к быстрому и скорому передвижению, действию) стало объектом специального научного исследования сравнительно недавно, во второй половине XX в., хотя было введено в научный оборот более 100 лет назад.

Развернутое описание мобильность получила в работах П. А. Сорокина, одного из родоначальников теории социальной мобильности. Для обозначения перемещений, изменений внутри социального пространства.

Ученый трактовал понятие «социальная мобильность», достаточно широко – как «любой переход индивида из одной социальной позиции в другую». В соответствии с выделенными им горизонтальными и вертикальными параметрами социального пространства он рассматривал вертикальную (связанную с изменением социального статуса) и горизонтальную (происходящую на одном статусном уровне) социальную мобильность.

Другой ученый Ю. И. Калиновский, определяет социальную мобильность  как «способность личности адаптироваться и преобразовывать социальную среду, оперативно устанавливать личностные, культурные и деловые контакты в микро и макросоциуме, проявлять свою социальную компетентность».

Социальная мобильность как перемещение индивида в социально-профессиональной структуре общества чаще всего связана с изменением его образовательного статуса. Иначе говоря, в современном мире образование становится тем «социальным лифтом», который дает человеку возможность подниматься вверх по «социальной лестнице».

Профессиональная мобильность рассматривается как одна из самозначимых составляющих социальной мобильности.

Сегодня в самом общем смысле под профессиональной мобильностью понимается изменение трудовой позиции, или ранга работника, обусловленное переменой места работы или профессии.

Профессиональная мобильность – это постоянно оцениваемые как самим индивидом, так и его окружением функционально-статусные перемещения в пространстве профессиональной иерархии. Согласно другой точки зрения, профессиональная мобильность определяется как один из видов социальной мобильности, заключающийся в способности менять в течение жизни собственную профессию или сферу приложения сил. В таком широком представлении профессиональная мобильность не связывается непосредственно со статусной позицией человека.

Ученые выделяют внутреннюю и внешнюю профессиональную мобильность.  Внутренняя профессиональная мобильность направлена на личностно-профессиональное развитие, готовность к освоению новых способов, технологий, форм профессиональной деятельности.  Внешняя профессиональная мобильность связанна со сменой должности, рода занятий, места работы, профессии.

Понятие профессиональной мобильности включает в себя комплекс трех составляющих:

‒ 1.качество личности, обеспечивающее внутренний механизм развития человека через сформированность ключевых, общепрофессиональных компетентностей;

‒ 2.деятельность человека, детерминированная меняющими среду событиями, результатом которой выступает самореализация человека в профессии и жизни;

 ‒3. процесс преобразования человеком самого себя и окружающей его профессиональной и жизненной среды.

К особой категории научно-педагогических исследований профессиональной мобильности относятся работы, посвященные изучению профессиональной мобильности педагогов.

Особая актуальность этого направления определяется тем, что оно является условием переориентации всего образования на подготовку мобильных членов общества, а не только профессиональных кадров. Многие исследователи отмечают, что профессиональная мобильность педагога служит важнейшим качеством, определяющим опережающую функцию образования и приоритетную роль учителя в развитии цивилизации XXI в.

Выделяют  четыре группы предпосылок, обусловливающих необходимость подготовки профессионально мобильного специалиста сферы образования:

1группа связана с формированием новой концепции образования, 2. С увеличением объема производимой информации и расширением информационного потребления, 3. С интеграционными процессами в образовании,4. С проблемами качества образования.

Исследования в этой области определяют  педагогическую мобильность как способность личности педагога организовать содеятельность с другими субъектами образовательно-воспитательного процесса (учащимися, их родителями, коллегами, администрацией, партнерами, представителями социума) в соответствии с целями и задачами современной концепции образования.

Ученые рассматривают педагогическую мобильность в двух видах – вертикальном и горизонтальном.

Вертикальная педагогическая мобильность, которая представляет собой движение по административной лестнице в сфере образования, совпадает с социальной и невозможна, без таких качеств, как гибкость, дивергентность, конвергентностьспособность рассуждать, рефлексировать, принимать и понимать позицию других, воспринимать, создавать новации, обладать широтой познавательных потребностей.

Горизонтальная педагогическая мобильность понимается как «движение по повышению профессионального мастерства, признанное и оцененное социумом», т. е. сопровождающееся определенными установленными социально-статусными показателями (учитель первой или высшей категории, победитель конкурса «Учитель года» и т. д.). Подведем итоги выше сказанного, какие же качества, характеризуют профессионально мобильного педагога. Их 6 — это активность, адаптивность, открытость, коммуникативность, креативность, компетентность.

— активность,  понимается как готовность к деятельности, освоению новых форм и видов деятельности, как основа профессионально-педагогической деловитости;

— адаптивность, понимаемая как способность приспосабливаться к изменяющимся условиям деятельности, готовность изменить свою жизнь и деятельность, основа профессионально-педагогической гибкости;

— открытость — склонность к новому, неизвестному, отказ от стереотипов;

— коммуникативность — способность и готовность устанавливать новые связи и контакты с субъектами образовательной деятельности;

— креативность — творческое отношение к среде и собственной деятельности, готовность к их преобразованию, фундамент профессионально-педагогического новаторства;

— компетентность — способность гибко ориентироваться в профессии, готовность к продолжению обучения, самообучению, саморазвитию, самообразованию.

      В целом, педагогическая мобильность является интегративной характеристикой, включающей все виды мобильности и компетентности, необходимые при самореализации педагога в профессиональной деятельности, социуме и культуре.

 

 

×
×