Автор: Осина Ирина Александровна
Современная жизнь поставила перед учителями новые задачи. Школа должна воспитать мобильного человека, способного жить в современном мире. Обновление содержания образования направлено на то, чтобы привести его в соответствие с требованиями времени и задачами развития страны в целом. Одним из главных условий реализации поставленной задачи является введение государственного стандарта общего образования. В своей работе я широко использую метод проектов. На мой взгляд, польза метода в том, что он позволяет детям выбрать деятельность по интересам, по силам, заставляет учеников добывать новые знания.
В одной из своих книг Симон Соловейчик упоминал три силы, заставляющие ученика учиться: младшим школьником движет сила послушания, средним — подростком — сила интереса, старшим — сила цели. Как и каждый учитель литературы, я тоже, хотела бы, чтобы его ученики читали художественную литературу. Читали не только по программе, но и дополнительно. Чтобы они любили наш предмет и, как следствие, испытывали к нему интерес. Чтобы у учеников выработался вкус к русской классике. Всего этого хотелось бы достичь, потому что средствами художественной литературы мы воздействуем на сознание учащихся, способствуем формированию их характера, нравственных качеств. Все мы знаем, что благодаря чтению подросток формируется как личность. Но как сделать так, чтобы у школьников возникла потребность постоянного чтения, чтобы чтение не было принудительным? Я уверена, что решение этой проблемы в использовании метода проектов или его элементов на уроках литературы.
Пятый класс по заинтересованности детей к обучению наиболее благоприятен для развития навыков к проектной деятельности, а структура предмета в 5 классе открывает возможности для обучения детей с использованием технологии проектов практически в любом разделе курса.
Этому возрасту в наибольшей степени соответствуют творческие проекты. Для таких проектов характерно творческое осмысление учащимися художественного текста и создания оригинальных работ. Это может быть сценарий праздника, совместная газета, сочинение, видеофильм, инсценировка и т.д. Например, в 5 классе учим детей работе с текстом, а именно, видеть особенности жанра, структуру произведения, вычленять эпизоды. В целях решения этих задач, предлагается такой творческий проект: создать комиксы по произведению (небольшого объема, хорошо известного жанра). Рассказ А.П.Чехова «Хирургия». Сама форма задания нацеливает учеников внимательно прочитать произведение, выделить самые важные эпизоды, в рисунках попытаться выразить характер персонажей. Работа проходит обычно в группах.
Чем старше становятся учащиеся, тем сложнее становятся проектные задания. Так, при изучении темы «Русские басни » ученики получают задание: организовать урок – конкурс по басням И.Крылова. Или создать постановку нескольких картин пьесы — сказки С.Маршака «Двенадцать месяцев». Эти проекты опираются на ролевую игру, работа организуется следующим образом: после обсуждения класс делится на творческие группы, в которых несколько человек готовят рассказы о баснописцах, часть учеников готовят инсценировки басен, есть группа живописцев — иллюстраторов, «критики» оценивают работу и тех и других, подводят итог изучения темы.
Творческие проекты бывают не только групповыми, но и индивидуальными. Традиционное сочинение на литературную тему можно превратить в проект, если придать работе практическую направленность: попробовать сделать презентацию к сказке А.Погорельского «Черная курица…», подобрав к иллюстрациям сказки цитаты.
Программа В.Я.Коровиной способствует претворению в жизнь литературно-творческих проектов, где особая роль отводится творческим работам и заданиям, ориентированным на развитие потенциала учеников и на формирование у них литературно-художественных умений. Содержание творческой деятельности, которую можно осуществить в форме проектов, заложено в самой программе: изучение каждого раздела заканчивается созданием целостного текста определенного жанра, где специфика художественного произведения определяется законами данного жанра. Учащиеся сочиняют стихи, сказки, рассказы, сценки индивидуально или в группах. Например, напишите сказку, о волшебных событиях, которые могли бы произойти в вашем классе, расскажите истории, произошедшие с вами в лесу, используя образные слова и выражения из рассказа В.Астафьева «Васюткино озеро», порассуждайте на тему «Как Васютке удалось выжить и выбраться из лева? Что хотел сказать читателям В.Астафьев?», или такие как, напишите сочинение по картине А.Иванова «Подвиг молодого киевлянина», используя слова и словосочетания из притчи «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». В этом случае дети не только пишут литературные тексты, но и создают к ним иллюстрации. Например, конкурс иллюстраций к стихотворениям С. Есенина с устной защитой своих работ – выразительным чтением стихотворений, которые проиллюстрировали. С удовольствием пятиклассники создают электронные презентации. Например, «Сказки П.Бажова в иллюстрациях художников Палеха». Задания для творческих проектов можно найти в учебнике-хрестоматии, они обозначены специальными значками.
Реализация метода проектов ведёт к изменению работы учителя и учеников на уроке. Учитель из носителя готовых знаний превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Он помогает определиться с темой, наблюдает за работой, советует, руководит деятельностью. Кроме того, учитель помогает в подготовке презентации.
Мои выводы: проект многогранен, эффективен, перспективен.