8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Автор: Анастасия Андреевна Картунова

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Школьные годы – это наиболее яркая, запоминающаяся часть в жизни каждого человека. Именно в этот период происходит становление ребёнка как личности, происходит постепенное приобщение к культуре, общечеловеческим нормам и ценностям, закладывается фундамент здоровья и здорового образа жизни. Ступень начальной школы – это и важный период в воспитании чуткого, внимательного, отзывчивого читателя, который любит и ценит книгу.

На сегодняшний день в мире есть насущная проблема: сохранение интереса к книге, к процессу чтения, а главное понимания прочитанного. Наши современные дети всё больше времени стали уделять компьютерным играм, просмотру телевизора, особенно мультфильмов, и всё меньше стали читать книги. Художественная литература играет важную роль в развитии личности каждого человека. Мы взрослые, должны понять, что чтение для ребенка, а особенно для школьника – самый доступный, естественный и спокойный, психологически комфортный способ познавать мир и человека. Взрослые должны постараться создать все условия, для то чтобы книга как можно раньше вошла в мир каждого ребёнка, обогащала его, делала его жизнь интересной, полной необычных открытий.

Чтение художественной литературы – одна из форм совместной деятельности взрослого с детьми. В данном случае взрослый и ребенок становятся партнерами в общих интересах. Эта деятельность не может быть продолжена ребенком самостоятельно или перейти в свободную деятельность. Дети не могут свободно читать, у них еще не сформирован читательский навык.

Чтобы в ребёнке воспитать ответственного и вдумчивого читателя, сам взрослый должен проявлять интерес к книге, понимать её важность в жизни человека, знать круг детских интересов и с легкостью подбирать нужную книгу, следить за новинками детской литературы, уметь интересно беседовать с ребёнком о прочитанном, быть искренним в выражении своих чувств.

Большим и мощным потенциалом для приобщения школьников к чтению художественной литературы является театральная деятельность. Она помогает сформировать верную модель поведения в современном мире, повышает общую культуру ребёнка, знакомит его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями.

Театрализованная деятельность – это в первую очередь проявление творческих способностей ребенка. Через театрализованную деятельность ребенок может смоделировать образы, отношения. В этом ему помогут такие выразительные средства как мимика, пантомимика, жесты. Театрализованные игры – это интересный, понятный и доступный для детей вид деятельности. Поэтому даже самые скромные, неуверенные в себе дети обычно принимают в них участие.

Театрализованные игры у младших школьников – это чтение и разыгрывание по ролям литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Первые театрализованные игры проводит учитель на уроках и во время внеурочной деятельности, вовлекая в них детей. Далее на уроках и занятиях используются небольшие упражнения и игры, в которых педагог становится партнёром в игре и предлагает ребёнку проявить инициативу в её организации.

Театрализованная игра тесно связана с литературным и художественным творчеством. Постоянная работа с книгой активно развивает читательский интерес, а также творческие способности и наклонности у детей, которые успешно под руководством педагога находят свою реализацию в ролевых играх, в сюжетах литературных произведений, в инсценировках и драматизациях, выразительном чтении стихотворений.

На основе работ Антипиной Е. А. и Чуриловой Э. Г. можно выделить несколько этапов по приобщению младших школьников к театрализованной деятельности.

Первый — это выбором произведения художественной литературы. Далее педагог знакомит детей с произведением, проводит беседу по содержанию, останавливается на мелких деталях, делает на них акцент.

Второй этап — это деление произведения на эпизоды, обсуждение кандидатур на роли персонажей, пересказ по ролям.

На третьем этапе учитель проводит работу по отдельным эпизодам в форме этюдов с импровизированным текстом. Учитель выбирает самых активных детей, затем привлекает всех остальных. Очень активно на данном этапе используются куклы, с помощью них можно импровизировать поступки и диалоги героев.

На четвёртом этапе происходит знакомство детей с музыкальными произведениями, которые будут использоваться во время театральной поставки. Яркие музыкальные произведения формируют образы и помогают детям найти соответствующее пластическое решение. Сначала дети могут просто импровизировать движения под музыку. Затем они начинают двигаться, превращаясь в какой-либо персонаж, меняют походку, позы, жесты, наблюдают друг за другом.

Пятый этап- это постепенный переход к основному тексту произведения. На репетициях повторяется один и тот же отрывок, в котором принимают участие разные исполнители, это позволяет детям довольно быстро выучить практически все роли. На этом этапе уточняются предлагаемые обстоятельства каждого эпизода (где, когда, в какое время, почему, зачем) и подчёркиваются мотивы поведения каждого действующего лица (для чего? с какой целью?). Дети, наблюдая за действиями в одной роли разных исполнителей, способны оценить, у кого это получается естественнее и правдивее.

Шестой этап — проработка роли. Ребёнок в силу своего возраста всегда играет самого себя, он ещё не может перевоплощаться и играть чувства другого человека. Ни в коем случае педагогу нельзя навязывать младшим школьникам логику действия другого человека или свои конкретные образцы поведения. Лучше подсказать, опереться на жизненный эпизод ребенка, вспомнить момент, когда он переживал чувства, похожие на чувства героя произведения. Только в этом случае поведение детей на сцене будет естественным, подлинным. Очень важно добиваться тесного контакта с партнёрами, умения слышать и слушать друг друга и, соответственно, менять своё поведение. Работая над выразительностью и чёткостью речи, надо выявлять речевые характеристики героев произведения. Разные составы исполнителей могут иметь свои варианты, некоторые наиболее удачные лучше закрепить для дальнейшей работы над спектаклем.

На седьмом этапе проходят репетиции отдельных сюжетов в разных составах. Надо следить, чтобы дети не повторяли поз, жестов, интонаций других исполнителей, а искали свои собственные варианты. Педагог учить детей находиться на сцене, не загораживая и не сбивая друг друга. Каждый раз, когда появляется новое решение, какая-либо находка ее необходимо поощрять для повышения мотивации всех участников театрального проекта. Это может делать не только педагог, но и все не задействованные участники, зрители.

Восьмой этап – самый короткий по времени. Репетиция всего произведения целиком. Подготовленные для постановки декорации, бутафория и реквизит активно используются. Так же герои облачаются в костюмы, которые помогают в создании образа. Репетиция идёт с музыкальным сопровождением, уточняется темпоритм спектакля. На этом этапе закрепляются обязанности детей в подготовке реквизита и смене декораций. Количество общих репетиций всего спектакля может быть от одной до трёх.

Девятый этап – премьера спектакля. На следующий день после показа спектакля проводится беседа-разбор. Педагог совместно с детьми старается указать на основные промахи и недостатки в спектакле. Но, в то же время, педагог старается похвалить детей и отметить наиболее удачные и интересные моменты выступления.

Заключительный этап – повторные показы спектакля. Работу над постановкой и каждый спектакль желательно фиксировать (стенды с фотографиями, выставки детских рисунков, видеозапись). Очень интересно сравнивать видеозаписи нескольких спектаклей.

Спектакли можно играть в разных составах. Одна и та же роль в исполнении разных детей совершенно меняется, приобретая новые краски и звучание. Задача педагога – раскрыть индивидуальность ребёнка, научить его искать свои выразительные средства, а не подражать другим исполнителям (Э. Г. Чурилова).

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что театрализованная игра тесно связана с литературным и художественным творчеством. Постоянное общение с книгой активно формирует читательский навык, а также творческие способности и наклонности, которые успешно под руководством и с помощью педагога реализуются в ролевых играх, по сюжетам литературных произведений, в инсценировках и драматизациях, выразительном чтении стихов.

Мы должны понимать, что, заботясь о формировании читательского навыка, мы заботимся об интеллектуальном, нравственном, духовном потенциале нашей страны, о её культурном, творческом развитии, экономическом и политическом благополучии, национальной безопасности.

 

Литература:

1. Басина Н.А., Сулимова Н.П. и др. Театральная педагогика как средство создания развивающей образовательной среды. – М., 2003. 5

2. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка. — М.: Просвещение, 1967.

3. Ганелин Е.Р. Проблемы театральной педагогики и любительский театр: Дисс. канд. искусствоведения. – СПб., 2000.

4.Гусев В.Е. Русский народный кукольный театр. – Л., 1983.

5. Дети и книга: Простые приемы привлечения к чтению: сборник /ред. О. Громовой. – М.: Чистые пруды, 2007 – (Библиотечка «Первого сентября». Серия «Библиотека в школе». Вып.

6 (18). 6. Копосова М.В. Развитие творческого потенциала детей средствами театрального искусства: Дисс. канд. пед. наук. – М., 1994.

7. Методика и практика. ГОУ ДОД ДТЮ Красногвардейского района Санкт-Петербурга «На Ленской». — СПб., 2007.

8. Рубина Ю.И. Театральная самодеятельность школьников: основы педагогического руководства. — М.: Просвещение, 1983.

9. Сазонов Е.Ю. Театр наших детей. — М., 1961.

10. Театр и образование: Сб.науч.тр. / Отв. ред. Е.К. Чухман. — М.: РАО, 1992.

11. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. – М.: ВЛАДОС, 2001.

×
×