Автор: Елена Юрьевна Сильчинкова
«Безотметочное обучение. Поиск нового подхода к оцениванию знаний учащихся»
Сильчинкова Елена Юрьевна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
ГБОУ « Школа № 2089»
Г.Москва
Цель изменения системы школьного оценивания – сделать оценку более содержательной, объективной и дифференцированной. Это позволит учителю, во-первых, не причинять вреда эмоциональному здоровью ребенка и, во-вторых, более эффективно обучать детей.
Всем нам известно, насколько важны для «школьной судьбы» ребенка успехи или неудачи первых лет обучения. Именно в этот период он «учится учиться», взаимодействовать с педагогами и одноклассниками. У него закладывается отношение к себе, как к ученику.
Благополучное развитие конкретной детской самооценки (её адекватности и устойчивости) возможно только в ситуации безусловного общего принятия ребенка окружающими. С первых недель обучения необходимо создавать на уроках доброжелательную атмосферу и предоставлять детям возможность для самооценки.
Чрезвычайно важно, чтобы наряду с художественным творчеством находили социальное признание интеллектуальные творческие и инициативные проявления ребенка: умные вопросы, самостоятельный поиск дополнительного учебного материала, интересные догадки и т.п.
Исходя из положения о безотметочном обучении, оцениванию на уроках не должны подлежать личные качества ребенка (темы работы, особенности памяти, внимания, восприятия). Оценивается выполненная работа, а не её исполнитель.
Работая в рамках безотметочного обучения, учитель не должен употреблять «заменителей» отметочной системы: «звездочек», «зайчиков» , и т.п. При безотметочном обучении используются такие средства оценивания, которые с одной стороны, позволяют зафиксировать индивидуальное продвижение каждого ребенка, с другой стороны, не провоцируют учителя на сравнение детей между собой.
Особенность процедуры оценивания при безотметочном обучении состоит в том, что самооценка ученика должна предшествовать учительской оценке.
Одна из форм безотметочного обучения, предоставляемая ученику заключается в следующем: выполнив задания по письму и математике, ребенок оценивает правильность выполнения того или иного задания, закрашивая клеточки на цветной полоске. Красная полоска – все верно; желтая – есть некоторые погрешности; зеленая – не смог выполнить задание. Проверяя работу, учитель либо соглашается с поставленной ребенком оценкой (располагает свою клетку выше клетки ученика), либо не соглашается (располагает свою клетку ниже клетки ученика). Во II полугодии 1 класса цветные клетки заменяют оценочной школой.
В работе ученики могут применять также цветную линейку для самооценки достижений учебного дня, конкретного урока: красный цвет – понравилось, интересно, понял, расскажу дома; желтый цвет – понравилось, вроде бы понял, но рассказать не смогу; зеленый – не понравилось, не понял.
Учительский вариант оценки особенно важен для тех детей, которые слишком завышают свою оценку. Озвучивая результаты работы на уроке, учитель особенно отмечает тех учащихся, чья оценка совпала с учительской.
Несовпадение этих двух оценок становится предметом обсуждения. Для оценивания и самооценивания выбираются только такие задания, где существует объективный однозначный критерий оценивания (например, количество звуков в слове), и не выбираются, где неизбежна субъективность оценки (например, красота написания буквы)
Содержательное самооценивание неотрывно от умения себя контролировать. В обучении должны использоваться задания, обучающие ребенка сличать свои действия с образцом.
Оценка высших достижений ребенка (самый быстрый, самый грамотный, самый аккуратный и т.п) является для многих детей мощным стимулом для учебных усилий. Однако создает в классе атмосферу соревновательности, которая может травмировать некоторых детей.
Технология формирования учебной самооценки учащихся начальных классов, предполагает отказ от выставления традиционных отметок как инструмента оценивания успешности действий ученика учителем.
Известный психолог Л.С. Выготский оценивал уровень успешности по двум параметрам:
· абсолютная успешность (соответствие достижения ребенка требованиям программы)
· относительная успешность (продвижение ребенка по отношению к самому себе)
Именно над относительной успешностью работает учитель и ученик при формировании самооценки. Это цель развивающего обучения.
В работе чаще всего используется учителем два инструмента дифференциации самооценки: шкалы оценивания и таблицы оценивания.
Удобным инструментом для дифференцированной оценки оказались «волшебные линеечки», с помощью которых можно предельно лаконично оценить все, что подлежит оцениванию.
(шкала оценивания)
Дети должны выписать 7 звонких и 3 глухих согласных. Затем учитель просит детей нарисовать «волшебную линеечку». У учителя на доске такая же линеечка и по ней он объясняет, как оценить свою работу.
Второй вид шкал – диаграммы.
В 1-2 год обучения технику чтения проверяет учитель, а затем дети самостоятельно отслеживают свой темп чтения.
В 3 и 4 классах они с удовольствием строят такие диаграммы.
(таблицы оценивания)
Можно выделить три вида самооценки:
· ретроспективную (оценивание уже проделанной работы)
· текущую (констатация: получается, испытываю затруднения, есть сомнения)
· прогностическую (предсказание результата работы)
Учителя-занковцы, работающие во 2 классе по учебнику Н.В. Нечаевой, используют для формирования самооценки «Рабочие тетради по русскому языку» С.Г. Яковлевой. Ребенок оценивает результаты своей работы, закрашивая круг рядом с номером задания:
зеленым – если задания выполнял легко, без затруднений;
желтым – с некоторыми затруднениями;
красным – самостоятельно с заданиями не справился.
Результаты работы учащихся оценивает и учитель: зеленым – выполнено правильно, желтым – допущены ошибки, красным – допущено много ошибок.
Сделаны первые шаги по самооцениванию в учебниках «Мы и окружающий мир» (авторы Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков). На специальных страницах «Что я знаю. Что я умею» дети оценивают свои знания по основным темам программы. Номера контрольных заданий указаны авторами. Но для учащихся есть возможность более широко показать свои знания по тем разделам или темам, которые лучше усвоены. Авторы предлагают в специальных пустых клеточках по выбору ребенка отметить выполнение любого задания из рабочей тетради по окружающему миру или из учебника.
Есть и отрицательные стороны эксперимента по безотметочному обучению – это большая физическая нагрузка у учителя, особенно в 1 классе,
· разработка индивидуальных листов учебных достижений по предметам;
· их заполнение.
Однако, безотметочное обучение – это поиск нового подхода к оцениванию знаний учащихся.