Особенности организации подвижных игр с правилами у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Автор: Барабошкина Евгения Юрьевна

Особенности организации подвижных игр с правилами у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Первоочередными задачами физического воспитания в детском саду, как известно, является охрана жизни и укрепления здоровья детей, функциональное совершенствование организма, повышение умственной и физической работоспособности. Чтобы раскрыть механизмы управления здоровьем ребёнка, необходимо учитывать системные связи между различными физиологическими функциями, реализуемые в процессе адекватной деятельности на соответствующих этапах индивидуального развития. [1]

Следовательно, целесообразно учитывать, с  одной стороны, индивидуальные особенности каждого ребёнка, с другой – воздействовать на наиболее зрелые функции, оказывать тем самым положительное влияние на развитие других функций.

         Наряду с первоочередной задачей дошкольных учреждений  общей основой воспитания и обучения детей в детском саду является овладение ими речью. Овладение родным языком как средство и познания является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте. Часто речевые расстройства сопровождаются некоторым отставанием в развитии двигательной сферы, нарушениями общей и мелкой моторики, у детей наблюдаются дискоординированные движения, их замедленность или наоборот, расторможенность, неточность.[6]

 Подвижные игры занимают особое место в развитии, оздоровлении и реабилитации детей дошкольного возраста, в силу врождённого инстинкта, дети сами с большой охотой занимаются подвижными играми.

Игра – это естественное состояние ребёнка, его основное занятие.

По мнению М.Н.Жукова, «подвижная игра – относительно самостоятельная деятельность детей, которая удовлетворяет потребность в отдыхе, развлечении, познании, в развитии духовных и физических сил».

В.Л. Страковская считает, что «подвижная игра – это  средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, ценных морально-волевых качеств».[9]

Подвижные игры с правилами – это игры, разные по содержанию, организации, сложности правил и двигательным заданиям:

— сюжетные («У медведя во бору», «Хитрая лиса»). Игры этого вида строятся на основе опыта детей, имеющихся у них представлений и знаний об окружающем мире, явлениях природы, профессиях, средствах транспорта, образе жизни и повадках животных и птиц;

— бессюжетные («Ловишки», «Салки»). Такие игры очень близки к сюжетным, но в них нет образов, которым дети подражают, все остальные компоненты те же: наличие правил, главная роль, взаимосвязанные игровые действия всех участников;

— игровые упражнения («По мостику», «Через ручеёк»). В них отсутствуют игровые действия группы детей, каждый ребёнок действует по отдельному указанию педагога, и выполнение двигательных заданий зависит лишь от него самого и его возможностей.

— игры – забавы (пробежать в мешке, ударить по мячу с закрытыми глазами). Двигательные задания в этих играх выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования.

Таким образом, подвижная игра —   это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.[9]

Разнообразные подвижные игры являются действенным средством профилактики и коррекции нарушений речи детей – логопатов в процессе физического воспитания. У детей  c ОВЗ недостаточно сформированы пространственные представления, с трудом формируются не только речевые, но и двигательные стереотипы.

Все это требует определенной специфики проведения подвижных игр. Рекомендуется иногда обращаться к игровому материалу, предназначенному детям младшей группы, адаптируя, изменяя его с учетом особенностей работы логопедических групп.

Прежде, чем педагог предложит детям подвижную игру или упражнения с предметом, он должен заранее  познакомить их с элементами игры, поупражнять в тех движениях, которые им трудны. Сам педагог принимает активное участие в игре, помогая, подбадривая, отмечая малейшие успехи тех, кто с трудом или частично справляется с заданием. Необходимо проявить терпимость к детям, которые не могут или не понимают и, в связи с этим, неправильно выполняют задания педагога. Каждый ребенок, вовлекаясь в игру, выполняет посильные для него игровые действия, по возможности стараясь подражать ведущему и товарищам выполнять действия вместе с педагогом. Важно, чтобы у детей появилась уверенность в своих силах. .[7]

Подвижные игры проводятся по следующему алгоритму:

  • Сбор детей на игру
  • Создание интереса к игре
  • Организация играющих, объяснение игры
  • Определение ведущего
  • Проведение игры
  • Окончание игры и подведение итогов

В каждой игре есть свои наиболее существенные стороны, помогающие развитию у детей тех или иных навыков и качеств

 В своей практике я применяю  следующие виды подвижных игр:

— подвижные игры на развитие общей моторики для детей с ОВЗ;

— игры на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры с произнесением рифмованного текста);

— подвижные игры на развитие ориентировке пространстве;

— подвижные игры на развитие выразительных движений;

— подвижные игры на развитие воображения;

-подвижные игры на развитие внимания;

-подвижные речевые игры для детей;

-игры на развитие коммутативных функций;

-подвижные игры на развитие звукопроизношения;

Подробнее рассмотрим каждый вид игр.

1.     Подвижные игры на развитие общей моторики для детей с ОВЗ

(большой, средней и малой подвижности).

У детей с нарушениями речи очень часто страдает общая моторика: движения характеризуются недостаточной чёткостью и организованностью,  отмечается недоразвитие чувства ритма, координации, имеются трудности в регуляции и контроле произвольных движений

Точное выполнение ребёнком упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает  движения артикуляторных органов: губ, языка, нижней челюсти. Отсюда следует вывод, что, развивая общую моторику, мы будем способствовать развитию речи.

2.     Игры на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры с произнесением рифмованного текста)

Развитие мелкой моторики требует пристального внимания. Известна следующая закономерность: если развитие движений пальцев ребёнка соответствует его возрасту, то и его речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной или выше нормы. Научными исследованиями доказано, что движения пальцев стимулируют созревание центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребёнка.

Для развития мелкой моторики подходят упражнения с мячами разного диаметра, упражнения пальчиковой гимнастики и пальчиковые игры.

3.     Подвижные игры на развитие ориентировке пространстве:

Все дети с речевой патологией входят в группу риска по дисграфии – нарушение функций правильного письма. Поэтому необходимо формировать у детей пространственные представления, так чтобы они уверенно ориентировались не только в частях своего тела (правая рука, нога и т.д), но и в пределах зала, используя соответствующие команды и распоряжения (повернуться на право, разомкнуться влево и др). Следует шире использовать предлоги в, на, за, перед, около и др. целесообразно включать в физкультурные занятия игры на ориентировку в пространстве, с элементами строевых упражнений.

4.     Подвижные игры на развитие выразительных движений:

При проведении подвижных игр на развитие выразительности движений в основном используются приёмы имитации и подражания (покажи, как ходит петушок, прыгает белочка, ползёт змея, бежит волк и др.)

5.     Подвижные игры на развитие воображения:

Игры на развитие воображения способствуют проявлению творческого отношения к действительности, преодолению. У детей боязни сделать что – то «не так, как надо», развитию логического мышления

6.     Подвижные игры на развитие внимания:

Внимание  — один из важнейших познавательных процессов. Оно обеспечивает наиболее эффективное восприятие информации. Как известно, дети – логопаты характеризуются недостаточным уровнем внимания, низким показателем его переключаемости. Подвижные игры способствуют тренировке возможно более быстрой и правильной реакции на различного вида раздражители (команда одного педагога, удар в бубен, звук свистка)

7.     Подвижные речевые игры для детей ОВЗ

Проводятся на физкультурных занятиях по рекомендации логопеда с целью решения  речевой задачи – закрепление в активном словаре детей по теме логопеда. 

8.     Игры на развитие коммутативных функций: 

Подвижные игры данного раздела нацеливают детей на совместные двигательные действия, воспитывают культуру поведения и положительные взаимоотношения, обучают детей навыкам сотрудничества, партнёрского общения.

9.Подвижные игры на развитие звукопроизношения:

Логопед, планируя совместную деятельность,  даёт отрабатывать определённый звук (дежурный) на занятиях по физкультуре.

Все виды подвижных игр стараюсь использовать в своей работе, как в образовательной деятельности с детьми, так и в режимных моментах, на прогулке.

Можно сделать вывод, что подвижная игра занимает значительное место в жизни ребёнка. С помощью подвижных игр у детей с нарушением развития двигательная активность расширяется, становиться не просто хаотичной, а приобретает смысл. Правильно спланированная игра помогает детям с ОВЗ удовлетворить естественную потребность в общении, эмоциональном контакте с другими детьми и взрослыми, расширяет двигательную возможность ребёнка и его индивидуальную реакцию на физическую нагрузку[6]

Таким образом, подвижные игры создают атмосферу радости и поэтому делают наиболее эффективным решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Весёлое настроение сопровождается физиологическими изменениями в организме (активизируется дыхание, кровообращение, обменные процессы), а также оказывает положительное влияние на состояние нервной системы ребёнка и способствует речевому развитию, что особенно ценно для детей ОВЗ.

Всё это способствует укреплению здоровья.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

Подвижная игра  «Замок»

Цель: Развитие у детей моторики мелких мышц кисти, устной связной речи, памяти, воображения. Инструкция: текст

На двери висит замок.

Кто открыть его бы мог? Потянули,

Покрутили, постучали и – открыли!

Быстрые ритмичные движения соединения пальцев рук в «замок».Повторение движений. Пальцы сцеплены в «замок», руки потянуть в одну, потом в другую сторону. Движения кистями рук со сцепленными пальцами от себя – к себе.

Пальцы сцеплены, основаниями ладоней постучать друг о друга.

Пальцы расцепить, ладони в сторону.[8]

Подвижная игра «Прятки»

Цель: развитие внимания, быстроты реакции, умения ориентироваться в открытом пространстве.

Содержание: все играющие делятся на две команды, которые возглавляют капитаны. По жребию определяются, кто будет прятаться, а кто –искать. Выбирают «город», куда должны прибежать игроки. Тех, кто должен прятаться, уводит капитан команды, указывая им места для укрытия, а сам возвращается к команде, которая должна разыскивать спрятавшихся. Капитан ходит, все время выкрикивая: «Мы находимся…. (называет местонахождение)!» Это помогает его команде ориентироваться: оставаться в укрытии или бежать завоевывать «город». Если те, кто ищет, заметят хотя бы одного из спрятавшихся, они громко называют его имя и место укрытия, а сами группой бегут в «город». Команда. прибежавшая в «город» первой, получает очко.

Подвижная игра «Гори-гори ясно»

Цель: развивать быстроту и ловкость.

Содержание: Игроки стоят в колонне по два, держась за руки, впереди колонны – водящий. Дети хором говорят:

Гори, гори ясно, чтобы не погасло.

Глянь на небо: птички летят, колокольчики звенят!

Раз, два, три – беги!

По окончанию слов игроки последней пары опускают руки и бегут в начало колонны- один справа, другой слева от нее. Водящий пытается запятнать одного из  игроков, прежде чем тот успеет взяться за руки со своей парой. Если водящий запятнал игрока, то он становится с ним в пару впереди колонны.

Подвижная игра «Лохматый пес»

Цель: активизация речевой деятельности, развитие памяти и быстроты реакции, формирование способности имитировать животных (собаку).

Инструкция. Из числа играющих выбирают «пса». Он сидит в стороне. Другие дети медленно идут к нему, приговаривая:

Вот сидит лохматый пес, в лапки свой уткнувши нос. Тихо, мирно он сидит, не то дремлет, не то спит. Подойдем к нему, разбудим и посмотрим, Что же будет?

Дети тихонько подходят и хлопают в ладоши. «Пес» вскакивает, рычит, лает и ловит детей. Пойманный игрок становится водящим «псом».

Методические указания. Эта игра отличается большой интенсивностью, поэтому необходимо следить за тем, чтобы дети не перевозбудились

Подвижная игра «Дотронься до…»

   Цель: формирование у ребенка представлений о цвете, форме, размерах и других свойствах предметов, развитие быстроты реакции.

Количество игроков может быть любым.

Инструкция. Все играющие одеты по-разному. Ведущий выкрикивает: «Дотронься до… синего!» Игроки должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников игры в одежде что-то синее и дотронуться до этого цвета. Цвета каждый раз меняются, кто не успел вовремя среагировать, становится ведущим.

Варианты

       1. Можно называть не только цвета, но и формы или размеры предметов. Например, «Дотронься до… круглого», «Дотронься до… маленького!»

2.Возможно и усложнять команду за счет сочетания цвета и формы и т.д., например , «Дотронься до… красного квадратного!»

3.Дети могут «искать ответы» не только в одежде, но и среди игрушек, инвентаря.

Методические указания. Ведущему следует давать детям только те задания, которые реально осуществимы, то есть предметы должны находиться в поле зрения играющих.

Подвижная игра «Кот и воробушки»

Цель: развитие быстроты реакции, равновесия, способности детей к звукоподражанию. Количество игроков 6-14.

Инвентарь: подвижная опора (бревно), обруч.

Количество игроков 10—15.

Инструкция. Двое игроков — «рыбаки» — берут друг друга за руки, образуя «невод». Все остальные — «рыбки». «Рыбаки» ловят «неводом» «рыбок». Пойманные дети берутся с «рыбаками» за руки, увеличивая «невод». Игра продолжается до тех пор, пока не останутся две непойманные «рыбки». Они — победители.

Инструкция. На одной стороне площадки на бревне стоят дети. Это «воробушки» на «жердочках». В стороне сидит игрок — «кот». Он спит. Ведущий говорит: «Воробушки, полетели!» Воробушки спрыгивают с жердочек и, расправляя крылья и чирикая (чив-чив-чив), разлетаются во все стороны. По сигналу «Кот идет!» «кот», мяукая, ловит «воробушков». Спастись от «кота» можно, только запрыгнув на свою жердочку. Выигрывает тот «воробушек», который ни разу не попался в лапы «кота».

Подвижная игра «Что делаешь?»

Цель: развитие творческой активности, памяти, внимания

Содержание: дети выбирают «хозяйку дома» и, встав в круг, чертят вокруг себя кружочки- домики. «Хозяйка» обходит играющих и каждому из них поручает работу по дому. Например: рубить дрова, косить сено, стирать белье, печь пироги и т.д. Дети выполняют задания. «Хозяйка» становится в центр круга и говорит: «А сейчас все будем забивать гвозди!» Дети выполняют все, что задает «хозяйка». Неожиданно «хозяйка» показывает рукой на кого-нибудь из детей и спрашивает: «Что делаешь?» Ребенок должен назвать работу, которую ему поручили выполнить  в начале игры. После этого «хозяйка» дает всем новые задания.

 

Литература

1. ФГОС дошкольного образования.[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://fgos.ru

2. Басилова Т.А., Александрова Н.А. Как помочь малышу со сложным нарушением в развитии; Пособие для родителей, М. : Просвещение, 2018.

3. Верещагина Н.В. Диагностика педагогического процесса в группах дошкольной образовательной организации. С-Пб.: Детство-Пресс., 2015.

4. Воробьев В.Ф. Теоретический анализ проблемы моторного развития детей с ограниченными возможностями здоровья // Научное обозрение. Биологические науки. – 2017. – № 5.

5. Григоренко Н.Ю.Специфика речевого развития детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.//Педагогическое образование в России.-2018.-№2.

6. Прочухаева М.М., Самсонова Е.В. Инклюзивное образование. Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду/ М.М. Прочухаева, Е.В.Самсонова //Вып.4- М., 2018

7. Речевое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья / О.А.Безрукова, О.Н.Каленкова, О.Г.Приходько — М. : Русская Речь, 2016 —   (Серия «Наука — практике»/отв.ред. О.А.Безрукова).

8. Танцюра С.Ю., Мартыненко С.М., Басангова Б.М.Сопровождение семьи ребенка с ОВЗ: методические рекомендации. — М.:ТЦ Сфера, 2017

9. Мигель Л.А. Основные цели обучения детей с ОВЗ на занятиях физического воспитания. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://infourok.ru/razvitie-krupnoy-motoriki-u-detey-s-ogranichennimi-vozmozhnostyami-zdorovya-1055204.html/

11. Шемякина Л.А. Формирование игровой деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья // Молодой ученый. — 2017. — №4. — [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/138/38646/

×
×