«Использование технологии критического мышления на внеурочных занятиях Искусства, как одно из условий формирования успешной деятельности в развитии школьников»

Автор: Светлана Яковлевна Грицаенко

 

 

 

 

 

Выступление

 

 

 

 

 

 

По     теме

 

 

«Использование технологии критического мышления на внеурочных занятиях Искусства, как одно из условий формирования успешной деятельности в развитии  школьников»

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила учитель высшей категории

Грицаенко Светлана Яковлевна

МБОУ  Совхозная средняя школа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2021 — 2022 учебный год

         Главная задача  сегодняшнего   образования,  – научить ребят мыслить критически, быстро ориентироваться в стремительно растущем потоке информации  находить нужное,  рассматривать полученную информацию с различных точек зрения, делать выводы о  точности и ценности и  применять  на практике.

  Я считаю, что организовать внеурочный  процесс нужно  именно таким образом, чтобы  можно,  использовать в своей работе и  современные педагогические технологии, например, технологию развития критического мышления. Эта технология придумана американскими учёными в конце 20 века, реализуется  она  на протяжении десяти лет  и в российских регионах.

  Включение работы по технологии развития критического мышления в систему внеурочного  образования даёт возможность личностного роста; развивает у детей открытость ума, способность видеть проблему в целом, мобильность, самостоятельность суждений, креативность, толерантность,  ответственность за собственный выбор, что поможет в будущем стать социально успешным, ведь такая работа обращена, прежде всего,  к его индивидуальности.

  Диапазон применения технологии широк. В данном проекте могут успешно работать школьники  и  различных возрастных групп.

  Как развить критическое мышление у детей, когда они итак все критикуют?

  Критика-это не значит критическая оценка. Критичность-это способность посмотреть на явления с разных точек зрения. Что означает критическое мышление? Это разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать; поиск  смысла, т.е. того, как объективно рассудить и логично поступить с учетом своей точки зрения и других мнений, а также, если нужно,  отказаться от собственных предубеждений.
  По мнению  наших,  российских,  педагогов характерными особенностями критического мышления являются: оценочность, открытость новым идеям, собственное мнение, рефлексия собственных суждений. Данная технология позволяет систематизировать имеющиеся у школьников знания, расширить запас точных знаний, создать предпосылки для организации работы.     Наборы универсальных учебных действий идентичны по всем предметам. Уметь читать, уметь оформлять текст, уметь работать в команде диалогово, уметь слушать и продолжать мысль соседа. Диалог тем ценен, что важней услышать, чтобы подхватить мысль другого, когда я должен продолжить одной линией дорисовать своего партнера. Не самому себя заявлять, а его продолжить, а он в свою очередь меня и тогда диалог — это действительно основа взросления, основа культуры, основа личности. Когда мне не самому  утвердиться надо, а услышать Чайковского  и в себе Чайковского  развить, а  увидев  Крамского  и эту краску любви к Родине с болью в сердце её надо себе внести. Я беру из  любого  художника  эту интонацию и переношу к себе. Так получается диалоговый принцип мышления.

 

 

    Применение приемов технологии развития критического мышления на уроках   Искусства.

  Основная идея технологии развития критического мышления — создать такую атмосферу  на занятии, при которой учащиеся активно работают, сознательно размышляют над процессом   выполнения  задания, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.
  Российские педагоги и исследователи С. И. Заир-Бек и И. В. Муштавинская представили образовательную технологию развития критического мышления в виде следующих этапов: вызов, осмысление, рефлексия.
  Стадия – вызова: мозговой штурм, ассоциативная таблица, составление кластера, рассказ-предположение по ключевым словам, верные и неверные утверждения  и др. 
          Учебный мозговой штурм  используемый в начале   занятия  пробуждает интерес, способствует тренировке умения кратко и чётко выражать свои мысли, раскрепощению креативного мышления. Мозговой штурм  я   провожу  фронтально, со всей  группой, записывая идеи на доске, а потом уже обсуждаю   совместно.

  Пример. На  внеурочном  занятии  по  ИЗО  в 6 классе  беру тему, как  бы  продолжая программный раздел  «Пейзаж – большой мир » учащимся  предлагается за 3 минуты вы вспомнить, что они знают о пейзаже, у каких художников они чаще всего встречали произведения в этом жанре (кто больше вспомнит!). После окончания работы озвучиваются  идеи и фамилии художников, а я  записываю  их на доску.  Далее  идет обсуждение результатов работы учащихся.
         Ассоциативная таблица на стадии вызова также используется для активизации    мыслительной деятельности учащихся и актуализации имеющихся знаний.
  Пример.  На  внеурочном  занятии  по  искусству  в 10 классе  беру  тему   «Искусство стран  восточной  Азии  (Япония, Китай,  Корея  и т.д.).» ученикам предлагается записать зрительные ассоциации с сочетанием слов «Искусство   любой  из  этих стран». Такая ассоциативная схема может выглядеть следующим образом: после беседы, направленной на выявление направлений искусства  азиатского востока, осуществляется переход к фазе осмысления, в ходе которой через работу  с  презентацией и дополнительной информацией  возникшие вопросы могут быть решены.
   Другой приём, «верные и неверные утверждения».
  Пример, беру  тему «Импрессионизм»  занятия  в 11 классе   предлагаю  высказывания:  верные и неверные утверждения до чтения  после чтения:                                     1. Автора картины «Олимпия» звали Клод Моне.                                                                                          2. В переводе с французкого слово «импрессионизм» переводится как восторг;                                                                                                                                            3. Огюст Ренуар написал картину «Голубые танцовщицы»                                                                                 4. 1888г   состоялась последняя выставка импрессионистов                                                                        5. О Э. Дэга говорили, что его основная тема «Пачки и прачки»                                                                       Затем  прошу  учащихся установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) нужно вернуться к данным утверждениям и попросить учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.
        Следующий приём – кластеры (гроздья). Кластеры — графический приём в систематизации материала. Этот прием используется как на стадии вызова, так и рефлексии. Он позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы, стимулирует появление новых ассоциаций.

  Пример: на  занятии  в 6 классе  тема  «Анималистический жанр» ученица предложила следующий синквейн:
Животные. ( кто)
Грациозные , забавные .  ( какие)
Играют, бегают, охотятся. ( что  делают)
и так  далее.

Следующий приём  — осмысление
  Пример. На уроке в 5 классе по теме «Народные ремесла» ученикам предлагается проанализировать демонстрационный материал, рисунки и рассказ учителя, заполнить концептуальную таблицу: Зарождение и история гжели, Особенности и основные элементы гжельской росписи, Зарождение и история городецкой росписи. Особенности и основные элементы городецкой росписи
После прочтения или прослушивания текста учащиеся заполняют таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста.
  Таблица «толстых» и «тонких» вопросов может быть использована на любой из трёх фаз  занятия : на стадии Вызова — это вопросы до изучения темы, на стадии Осмысления — способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении — демонстрация понимания пройденного. По ходу работы с таблицей в правую колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа, например: «Кто?», «Что?», «Когда?», «Как звали…?», «Верно ли…?» и др. В левой колонке — вопросы, требующие подробного развёрнутого ответа, например: «Объясните, почему…?», «В чём различие…?», «Что, если…?» и т. д.
  Пример. На уроке в МХК в 11 классе по теме «Русская художественная культура начала ХХ века. И.Ф.Стравинский», анализируя текст, предложенный учителем, ученики выбирают для себя посильные вопросы, на которые затем отвечают.
Тонкие/Толстые
1. Где расположен фонтан Стравинского?
2. Какой известный музыкант был руководителем И. Стравинского?
3. Музыку к какому балету С.П. Дягелева написал Стравинский?                            1. Объясните, каков стиль написания и исполнения музыкального произведения Стравинским?
2. В чем причина эмиграции И.Ф Стравинского в США?
3. В чем особенность творчества И.Ф. Стравинского в «американский» период?
  На стадии рефлексии идёт творческая переработка, анализ, интерпретация изученной информации. На данном этапе учащиеся возвращаются к первоначальным записям и предположениям, вносят изменения, дополнения, выполняют творческие, исследовательские или практические задания, соотносят «новую» информацию со «старой», используют знания, полученные на стадии Осмысления.
Работу можно проводить индивидуально — в парах- группах. На стадии Рефлексии педагог использует , способствующие установлению причинно-следственных связей между блоками информации, организует возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям. Проводимая работа становится основой для написания: «синквейна», «эссе», «самоанализа», «шесть шляп критического мышления».
  Прием «эссе» — письменное задание, которое помогает ученикам подвести итог работы на уроке. Обычно предлагается два вопроса, на которые нужно дать короткий, но в то же время полный ответ:
— что вы узнали по пройденной теме?
— Что хотели бы узнать в большем объеме
«Самоанализ» — тренинг собственных знаний «знаю — не знаю».
  Пример, на  внеурочном  занятии  в 8-9 классе по теме «Сюжетно-тематическая картина» на стадии рефлексии учащиеся заполняют следующую таблицу:
Элементы знаний   Знаю уверенно    Надо повторить
Типы сюжетов и их определение: батальный; религиозно-мифологический; бытовой; исторический; сказочно-былинный; Художники, написавшие знаменитые сюжетно-тематические полотна.

Следующий  прием.

 «Шесть шляп критического мышления» . Каждый   учащийся  получает шляпу определенного цвета. При этом высказывается шесть точек зрения по одной теме.
«Оранжевая  шляпа» — статистическая (констатируются факты по теме, без обсуждения).
«Желтая шляпа» — положительная (высказываются положительные моменты);
«Фиолетовая  шляпа» — негативная (определяются отрицательные стороны проблемы);
«Синяя шляпа» — аналитическая (проводится анализ по проблеме);
«Зеленая шляпа» — творческая (высказываются самые бредовые идеи и предложения);
«Красная шляпа» — эмоциональная (формулируются эмоции, которые испытали ребята при работе с материалом).
  Пример, на уроке в 6 классе по теме «Историческая  картина в русском искусстве» , «Выразительные возможности натюрморта»  учащиеся  работают с текстом с использованием приема «шесть шляп критического мышления»:
  Проанализируйте картину К. Брюлова «Последний день Помпеи»:
Или приводится текст по этой картине по которому работают ученики, также используя прием «шесть шляп»:   «В основу композиции Брюллов положил светоцветовые эффекты. Свет – один из героев картины. В ней взаимодействуют два источника света: холодный лимонно-жёлтый блеск, вспыхнувшей молнии и более тусклое горяче-красное сияние потока лавы. Молния освещает передний план картины, вулкан окрашивает в огненные тона её глубину – панораму гибнущего города. Мрачный красный тон зарева вулкана, переходящий в густой чёрно-коричневый цвет пепла. Красный цвет доминирует – это и одежды героев картины, и весь задний план, залитый пылающим заревом. И лишь в центральной части, освещённой холодным светом молнии, преобладают голубоватые, зеленоватые, желтоватые тона.  Брюллов написал почти всё не так как полагалось. Каждый большой художник нарушает существующие правила. В те времена старались подражать творениям старых мастеров, умевших показать идеальную красоту человека. Это называется «классицизм». Поэтому у Брюллова нет искажённых лиц, давки или неразберихи. У него совсем не такая толпа, как на улице. Здесь нет ничего случайного, и герои так разделены на группы, чтобы можно было рассмотреть каждого. И вот что интересно – лица на картине похожи, а позы – разные. Главное для Брюллова, так же как и для древних скульпторов, – передать человеческое чувство движением. Это трудное искусство называется «пластика». Брюллов не захотел обезобразить лица людей, их тела ни ранами, ни грязью. Такой приём в искусстве называется «условностью»: художник отказывается от внешнего правдоподобия во имя высокой цели: человек – самое прекрасное создание на земле. Но у Брюллова много нового – и беспокойный свет, дающий резкие тени, и трагический сюжет». 

         Применение данной технологии на  внеурочных  занятиях  активно способствует развитию критического мышления обучающихся, это разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать; поиск здравого смысла, т.е. того, как объективно рассудить и логично поступить с учетом своей точки зрения и других мнений, а также отказаться от собственных предубеждений.

  Существует множество возможностей использования методов и приемов критического мышления на  внеурочных занятиях по  искусству, их применение как технологии в целом способствуют формированию успешной  деятельности в обучении школьников, развитию познавательных интересов учащихся, активности и творческих способностей, а следовательно, повышению качества  знаний.

  Использование в процессе  новых технологий позволяет устранить однообразие  и монотонность  процессе  обучения и воспитания  учащихся.

 

×
×