Сказкотерапевтический тренинг в работе с трудными подростками

Автор: Тихонова Татьяна Валерьевна

  Социально-экономические изменения в стране, изменения которые  происходят в обществе, оказывают негативное влияние на подрастающее поколение. Аморальный образ жизни семей, правовая незащищенность несовершеннолетних приводят к тому, что дети вынужденно адаптируются к подобным условиям. А результатом является: нежелание учиться и работать, демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, проявление жестокости, агрессивности, бродяжничество, употребление алкогольных напитков и психотропных средств.Для подросткового возраста характерно проявление полярных качеств психики: целеустремленность и настойчивость сочетаются с импульсивностью и неустойчивостью, повышенная самоуверенность и безапелляционность в суждениях сменяются легкой ранимостью и неуверенностью в себе; потребность в общении ― желанием уединиться, развязность соседствует с застенчивостью, романтизм, мечтательность; возвышенность чувств часто уживаются с сухим рационализмом и циничностью; искренняя нежность, может быстро смениться черствостью, отчужденностью, враждебностью и даже жестокостью.

 

Подростковый возраст ― это возраст поиска и обретения себя. Вопросы, на которые предстоит ответить подростку: «Кто Я?», «Откуда пришел?» и «Куда Я  иду?» В процессе поиска ответов на них возникает много трудностей. Если у подростка формируется установка: «Я  не нравлюсь, Я  не способен, Я  не значу» ― это способствует изменению личности в отрицательную сторону. Такой подросток становится «трудным». На основе отрицательных самопредставлений строится негативное поведение.

Для коррекции негативного поведения подростков в отделении дневного пребывания разработан сказкотерапевтический тренинг. Целью этого тренинга является  актуализация личностных ресурсов способствующих самореализации, изменение негативного внутреннего состояния на позитивное, пробуждение интереса к жизни, осмысление собственной модели поведения в кризисной ситуации.

Задачи тренинга:

-стимулирование активной жизненной позиции;

— формирование позитивного образа «Я»;

-развитие уверенности в себе.

Групповые и индивидуальные занятия с подростками проводятся один раз в неделю по полтора-два часа.

В сказочных путешествиях подросткам предлагаются различные игры и упражнения, направленные на развитие самоинтереса, рефлексии, повышения самооценки и уверенности в себе, снятие эмоционального напряжения и накопление положительного эмоционального опыта.

Упражнение « Знакомство»

Цель: знакомство участников друг с другом.

Ведущий тренинга приветствует всех участников тренинга и представляется им. Если члены группы не знают друг друга, проводится процедура знакомства. Участники пишут на бумажках свои имена и прикрепляет его с помощью булавки на груди.

Упражнение  «Сороконожка»

Цель: Обучение взаимодействию со сверстниками, сплочение коллектива.

         Инструкция: Все участники встают друг за другом, держась за талию впереди стоящего. По команде тренера или ребенка-ведущего сороконожка начинает сначала просто двигаться вперед, затем приседает, прыгает на одной ножке, проползает между .Главная задача – не разорвать единую цепь, сохранить сороконожку в целости.

Упражнение  «Правила Волшебной страны»

           Цель: выработка правил и норм для продуктивной работы в группе, создание рабочей атмосферы.

Инструкция: Под руководством ведущего члены группы знакомятся с правилами сказочной жизни, которые являются примерно такими же, как и правила любого психотерапевтического тренинга, а именно: конфиденциальность, доверие, Я-высказывания, возможность сказать «нет», активность и т. п. Желательно, чтобы все правила были записаны в сказочной форме.

Введение в сказку

Ведущий: Сегодня я предлагаю, познакомитесь со сказкой «на маленькой полянке». Итак, давайте  послушаем, что же произошло в этой сказке.

На опушке большого леса была маленькая полянка. Днем солнышко освещало ее и согревало обитателей полянки, ночью призрачный свет луны падал на нее, а пушистый туман окутывал ее, спасая от холода. Все обитатели этой полянки очень любили свой зеленый островок, который затерялся среди темного густого леса. На этой полянке жили по соседству множество зверей и птиц. А на самой окраине жила мышиная семья. В этой семье был очень маленький, совсем крохотный Мышонок, который еще ни разу не выходил из дома один, без мамы.

И вот, наконец, настал тот день, когда мама разрешила ему пойти погулять без нее, одному. Выйдя из дома, он первым делом побежал на берег огромной лужи, около которой обычно собирались зверята со всей поляны. Ему не терпелось познакомиться со всеми и, самое главное, найти друзей. Прибежав на полянку, он увидел, что все малыши заняты делом: кто играет, кто строит замки, кто бегает наперегонки. И ему тоже захотелось играть, строить и бегать вместе со всеми. Он подошел к зверятам и спросил: «Можно, я буду играть с вами?». Все остановились, повернулись к нему и стали изучающе рассматривать его с ног до головы. Тут один из зверей, Лисенок, сказал, поглаживая свой ярко-оранжевый мех, блестящий на солнышке: «Ты такой серый, если бы у тебя был бы такой же яркий красивый мех, как у меня, ты бы мог играть с нами». Сказав это, Лисенок отвернулся и продолжил игру. Мышонок подошел к другой группе зверят, играющих в салки. И опять он спросил у них: «Можно, я буду играть с вами?». И теперь уже Медвежонок посмотрел на него и сказал: «Ты такой маленький, что мы тебя не увидим».

«Увидите»,— отвечал Мышонок и стал прыгать так высоко, как только мог. Но зверята продолжали играть, не замечая его. Мышонку стало очень горько и обидно. Он подошел к краю лужи и, глядя на свое отражение, подумал: «У меня нет красивого меха и я очень маленький — значит, я ни на что не гожусь. И всегда останусь никому не нужным маленьким Мышонком». И он горько заплакал. Вдруг Мышонок услышал, что кто-то зовет на помощь. Он огляделся по сторонам и увидел, что в центре лужи барахтается Зайчонок. Мышонок оглянулся. Другие зверята стояли рядом и смотрели, как зайчонок тонет.

Мышонок, не долго думая, бросился к ольхе, которая росла неподалеку, перегрыз один из прутьев и протянул его Зайчонку. Тот схватился за него и выбрался на берег. К этому времени на берегу собрались почти все жители поляны. Они все окружили Зайчонка. Мышонок же стоял в стороне, наблюдая за ними; вдруг к нему подошел старый мудрый Филин и спросил: «Почему ты грустишь?». Мышонок ответил: «Потому что я маленький и серый и никто не хочет со мной дружить». Тогда Филин серьезно посмотрел на него и сказал: «Мышонок, не грусти, ведь это не важно, большой ли ты, или какой у тебя мех. Важно то, что у тебя доброе сердце и что ты очень смелый. И еще, Мышонок, запомни: никогда не старайся стать таким, каким тебя хотят видеть другие, будь самим собой».

Мышонок послушался совета Филина и перестал прыгать и стесняться своей окраски. Он стал маленьким серым Мышонком, очень остроумным и веселым. С ним было весело и интересно играть. У Мышонка появилось много друзей, которые любили его таким, какой он есть.

Вопросы для обсуждения: Почему Мышонка не принимали в игру? Что почувствовал Мышонок, когда спас Зайчика? Какой совет дал Мышонку Филин? Расскажи, как ты сам это понимаешь?

Упражнение 10. «Аплодисменты по кругу»

Цель: завершение занятия на позитивной доброжелательной ноте.

«Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихо, а затем становятся все сильнее и сильнее».

Участвуя в таких тренингах, слушая эти рассказы и сказки, подростки невольно находят в них отголоски своей собственной жизни. Они стремятся воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами. Кроме того, рассказы и сказки вселяют в ребенка надежду, что чрезвычайно важно.

Литература и источники.

1.Стишенок И.В. Из гусеницы в бабочку: Психологические сказки, притчи, метафоры в индивидуальной и групповой работе. — М.: Генезис, 2012.

2. Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии / Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб.: Речь, 2003. – 400 с.

3.ХухлаеваО.В., Хухлаева О.Е. « Лабиринт души». Терапевтические сказки.-М.: Академический Проспект, 2001.-224 с.

 

×
×