Формирование исследовательских навыков через создание словаря «Русский национальный характер» с использованием метода проекта

Автор: Маркина Наталья Васильевна

Еще совсем недавно считалось, что исследовательские способности для большинства людей – ненужная роскошь. Если кому-то они и нужны, то лишь узкой группе специалистов. Уместно вспомнить слова великого русского писателя Л.Н. Толстого: «Если ученик в школе не научится ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать». Поэтому в своей педагогической работе  на уроках литературы и русского языка и во внеурочной деятельности я стала использовать методы и формы работы, которые развивают исследовательские навыки: исследовательские задания, проблемные вопросы, проблемные ситуации, домашнее задание исследовательского характера, нетрадиционные формы уроков, индивидуальное учебное исследование, метод проектов, творческие экспериментальные задания и т. д.

Урок литературы по стихотворению Ф.И.Тютчева «Умом Россию не понять», 10 класс

 Чтение стихотворения «Умом Россию не понять».

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить.

1.        Вопросы на восприятие и анализ:

— Каким чувством проникнуто стихотворение?

-О чём это стихотворение? (Стихотворение о Родине, о России.)

2. Находим ключевые слова в стихотворении, подбираем однокоренные слова и анализируем их: (Россия, ум, аршин, стать). Россия – составим гнездо однокоренных слов: роса, Рось, росы. Название страны восходит к обрядовому понятию: Ра – солнце. Все однокоренные слова состоят из смысла глубокого корня (ра), неизменного на протяжении многих тысячелетий. В этих словах изначально жило солнце, свет (Русь, русский). Это то, до чего нельзя дотянуться, отсюда — недосягаемость.

Ум(ом) – способность человека, развитая в высокой степени; высокое развитие интеллекта. В данном произведении – невозможность, даже имея такую способность, познать Россию. Это то, что находится за гранью человеческих возможностей, способностей. Отсюда сила, мощь России.

Аршин – это мера длины, равная 0,71 см. Это широкий шаг – (ар-земля). Это слово имеет в стихотворении определение «общим», то есть если все (весь народ) сделают этот широкий шаг, то всё равно не смогут измерить всё пространство России, так оно велико. Безграничность художественного пространства.

— А кто объединяет эти два мира? (Человек. Он граница между двумя мирами, он соединение и объединение этих двух миров – бездн.)

Использование отрицательных частиц «не» в первых двух строчках только усиливает значимость лексических значений существительного, а в последней строчке – выделительная частица «только» добавляет «исключительности» России. Глагол «верить» в данном стихотворении управляет винительным падежом: «верить в Россию». Предлог «в» помогает обожествить Россию, поднять её на недосягаемую высоту. Теперь ей нужно поклоняться так же,  как и Богу (верить в Бога). Верить безоглядно, сердцем.

Постановка проблемных вопросов:  Почему так трудно понять Россию и русского человека? Какие качества характера составляют русский национальный характер? Только ли положительные качества составляют русский характер? Учащиеся называют качества: патриотизм, мужество, трудолюбие, сострадание. Но учащиеся называют не все качества, характерные для русского человека. Работа с отрывками из произведений художественной литературы, афоризмами известных мыслителей.

1.        Д.С. Лихачев Текст о русском национальном характере.

2.        Афоризм Н.В. Гоголя: «Есть у русского человека враг, непримиримый, опасный враг, не будь которого он был бы исполином. Враг этот — лень».

3.        Пословицы и поговорки о русском характере (Широта души, хлебосольство).

4.        Отрывок из русской сказки «По щучьему велению» (доброта, вера в чудо).

5.        Отрывок из романа И.А.Гончарова «Обломов» — «Сон Обломова» (Вера в чудо, лень).

6.        Пролог поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» (Правдоискательство, желание найти истину, пьянство).

7.        Сравнение двух военных приказов.

— Приказ, отданный германским кайзером Вильгельмом II 27 июля 1900 года карательному отряду в Китае: «Солдаты, при встрече с врагом побеждайте! Никому не давайте пощады, не берите пленных! Будьте беспощадны ко всем, кто попадет в ваши руки! Пусть боятся немецкого имени!»

— Выдержки из приказа, отданного А.В. Суворовым перед штурмом Праги: «Без нужды не стрелять; бить и гнать врага штыком; работать быстро, скоро, храбро, по-русски! В дома не забегать; неприятеля, просящего пощады, щадить; безоружных не убивать; с бабами не воевать, малолетков не трогать. Кого из нас убьют – Царство Небесное, живым – слава! Слава! Слава!» (Милосердие, гуманность). Реализация проекта – создание страниц словаря «Русский национальный характер» с концептами: патриотизм, милосердие, истина, красота, духовность, совесть, лень, хлебосольство, удаль. В процессе работы над исследованием у учащихся формируются умение анализировать и обобщать, сравнивать, выбирать методы, наиболее приемлемые для работы, самостоятельно подбирать литературу, составлять библиографию, готовить тезисы, рефераты, овладевать основными приемами ведения дискуссии.

×
×