Современный подход к преподаванию предмета ОБЖ и кружка «ЮИД» в рамках реализации ФГОС

Автор: Галина Геннадьевна Алексеева

Современный подход к преподаванию предмета ОБЖ и кружка «ЮИД» в рамках реализации ФГОС.

 

    Алексеева Галина Геннадьевна, учитель ОБЖ высшей квалификационной категории МАОУ «СОШ № 55» г. Перми, руководитель отряда ЮИД.

    Жизнь современного человека полна неожиданностей и всяких опасностей, она ежедневно требует от него принятия быстрых и верных решений, поэтому изучение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» играет важную роль в современном мире. В связи с этим проблема обучения основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) становится актуальной не только для педагога, но и для общества и государства.

    До введения ФГОС школа работала в рамках авторитарного стиля руководства и организации процессом обучения, но и сегодня данная проблема в школе остается актуальной, наверное, основной причиной является то, что современная педагогика построена на противопоставлении: трудолюбивый – ленивый, внимательный – невнимательный, аккуратный – неаккуратный, хороший – плохой и так далее. Но спектр человеческих качеств гораздо разнообразней и имеет огромное количество других цветов и оттенков. Поэтому главная задача современной школы, в рамках ФГОС, — это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в разнообразном, постоянно меняющемся современном мире.

ФГОС в области основ безопасности жизнедеятельности должен отражать:

— формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

— формирования убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;

— понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;

— умение оказывать первую помощь пострадавшим при ЧС.

    Определений культуры безопасности жизнедеятельности много, приведу лишь один, что культура безопасности жизнедеятельности —  это составная часть общей культуры, знаний, умений и отношений к безопасности в повседневной жизни и в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, степенью защиты от угроз и опасностей во всех сферах жизнедеятельности человека.

     Сегодня мы, многие учителя, в рамках реализации ФГОС ООО, говорим и переходим к личностно ориентированному образованию, прежде всего, это означает, что учитель отказывается от инструктивно-репродуктивного характера взаимодействия с учащимися, создает урок «для всех и каждого».       В рамках этого урока ученик остается самим собой, получает возможность творчески развивать свои интересы и способности,

по-своему ставить и решать учебные задачи. В этом учебном процессе заинтересованы все, кто обучает и те, кто обучается, такой вид образования учитывает интересы каждой детской личности, тем самым способствует ее развитию.

   Планируя учебные занятия по предмету ОБЖ и кружка «ЮИД», я стараюсь подобрать различные приемы, которые позволяют ребенку:

— выражать собственное мнение;

— задавать вопросы, отвечать на них и отстаивать свою точку зрения;

— внимательно слушать других и прислушиваться к их мнению;

— проявлять свои эмоции к учебным задачам и ситуациям;

— работать в команде, сообща приходить к единому мнению, делать выводы и обобщения.

Итак, сегодня, в рамках реализации ФГОС, педагоги должны сформировать у учащихся универсальные учебные действия. Наиболее эффективным средством, способствующим формированию УУД, по предмету ОБЖ и кружка «ЮИД», является использование технологии — создание проблемной ситуации в учебном процессе. Организуя обучение на основе активного взаимодействия всех участников учебного процесса, реализую групповые формы работы, что позволяет детям:

— развивать познавательную деятельность и творческую самостоятельность;

— совершенствовать способы общения между собой;

— правильно и точно оценивать свои возможности;

— развивать черты личности – ответственность, тактичность и уверенность.

    Включая в урок проблемных ситуаций и групповых форм обучения, построение урока в технологии деятельностного метода обучения способствует формированию у учеников УУД, дает возможность вырасти им людьми, способными понимать и оценивать информацию, принимать решения, контролировать свою деятельность. Это и есть качества, которые необходимы современному человеку.

При проведении занятий кружка «ЮИД», при изучении тем по Правилам дорожного движения, практикую пешие экскурсии по безопасности дорожного движения, в которых иногда приглашаю поучаствовать сотрудников ГИБДД. Эти учебные занятия имеют практическую направленность, на них дети получают необходимые знания, умения, навыки и привычки безопасного и правопослушного поведения на улицах, дорогах и в транспорте. Изучают безопасный путь от дома до школы. Продолжительность таких экскурсий не превышает двух академических часов, учитываю быструю утомляемость детей. Для закрепления изученного материала в процессе экскурсии провожу фронтальный опрос.

Цель этих занятий:

—  сформировать у учащихся представление об окружающей их дорожной среде, взаимоотношений пешеходов и транспортных средств, значения дорожных знаков, светофоров, дорожной разметки, пешеходных переходов и т.д.

— закрепить в памяти учащихся наглядные образы: различных дорог, улиц, пешеходных переходов, светофоров, дорожных знаков и разметки, их значимости для обеспечения безопасности на дорогах.

Задачи:

 — заострить внимание учащихся на необходимости соблюдения правил безопасного поведения на дорогах;

— объяснить новые понятия для детей дорожные знаки, разметку, пешеходные переходы, светофоры, площадки для высадки и посадки пассажиров общественного транспорта;

— показать опасные места, научить детей замечать и предвидеть опасности, рассказать о типичных ошибках в поведении пешеходов и детей на дороге;

— объяснить правила безопасного перехода проезжей части в реальных дорожных условиях.

Маршрут намечаю от школы до определенной улицы, перекрестка или объекта. С указанием названий улиц, переулков, скверов и обратно к месту начала экскурсии.

Содержание экскурсии строю таким образом, чтобы рассказать обо всем встречающемся на пути, касающегося вопросов изучаемой темы, выделяю время на ответ и проведению занятий в непринужденной обстановке производит на детей более сильное впечатление, чем традиционный урок, делает их более интересными эффективными и результативными.

В конце курса обучающимся предоставляется возможность проверить свои знания и умения на школьных соревнованиях «Безопасное колесо», это является лучшей проверкой работы данного кружка. Лучшие участники могут проявить себя в районных соревнованиях «Безопасное колесо».

Практически ежегодно воспитанники кружка «ЮИД» становятся победителями и призерами районных и городских соревнований «Безопасное Колесо» и Слёт ЮИД. В 2021 году стали победителями и по бесплатной путевке побывали летом в лагере «Новое поколение», где отдохнули и приняли участие в краевом этапе соревнований «Безопасное Колесо».

 

×
×