«Роль образовательных учреждений в формировании системы малого предпринимательства региона»

Автор: Круглова Елена Вячеславовны

«Роль образовательных учреждений

в  формировании системы малого предпринимательства региона»

В настоящий момент, когда Россия находится на пути выхода из тяжелейшего мирового экономического кризиса и переживает его последствия, российские регионы находятся в поиске решений множества проблем социально-экономического развития. Сложности экономического развития вызывают необходимость корректировки планов развития и определения факторов конкурентоспособности различных отраслей экономики в долгосрочной перспективе, и в этой области регион выходит на первое место. И если Федеральное Правительство РФ определило приоритетными направлениями повышения конкурентоспособности российской экономики инновации, технологии, строительство, инвестиции в человеческий капитал, малый и средний бизнес, то в обязанности регионов входит их реализация на местах.

В китайском языке слово «кризис» пишется с помощью двух иероглифов: опасность  и  возможность. То есть, всегда есть возможность обойти опасность кризиса. Любого. И сегодня в нашей стране работает программа по поддержке малого бизнеса, выделяются деньги на его развитие. Малый и средний бизнес помогает решать многие экономические и социальные проблемы. Пензенская область имеет развитый промышленный и аграрный комплекс, и ее социально-ориентированная экономическая политика могут сыграть положительную роль в плане преодоления последствий экономического кризиса. В настоящее время в экономике России ключевым источником роста эффективности производства, насыщения рынка необходимыми товарами, услугами и повышения уровня жизни населения является развитие малого предпринимательства. Малое предпринимательство обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Оно способно не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться, создавать атмосферу конкуренции, ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна. Предприятия малого бизнеса являются гибкой и динамичной формой реализации предпринимательской деятельности, позволяющей свободно выразить деловой и творческий потенциал, иметь определенные заработки для достойного образа жизни.  Содействие развитию малых и средних компаний является одним из основных элементов антикризисной программы государства, а значит, именно это направление работы следует использовать при организации работы различных учебных заведений. Оно должно быть направлено на стимулирование общего числа субъектов предпринимательской деятельности, как средства оздоровления экономики, как региона, так и страны в целом.

Мировой опыт свидетельствует, что предпринимательство в цивилизованных формах является важным условием оздоровления не только экономики, но и всей общественной жизни. Однако процесс формирования малого предпринимательства в различных сферах общественной жизни в России идет пока очень трудно.

Воспитание хозяйской жилки надо уметь построить в нужном для развития предпринимательских способностей ключе. В тридцатые годы, когда экономическая ситуация в стране тоже была достаточно сложной, один человек учил своих ребят такому принципу: «Если у тебя чего-то нет — научись и сделай, потому что это нужно прежде всего самому тебе». Это был Антон Семенович Макаренко. В коммуне, которую он возглавлял в распоряжении его и его воспитанников оказался целый завод, который стал известен на весь Союз благодаря выпускаемым на нем фотоаппаратам «ФЭД». 3/8 зарплаты каждого коммунара была в три раза больше, чем у рабочего в стране. Это ли не доказательство эффективности «действия» той предпринимательской жилки, которую мы сейчас хотим воспитать в каждом своем ученике? Именно поэтому  в той ситуации, которая существует сейчас, образовательным учреждениям следует вспомнить о своем главном предназначении — просвещении. Созданная при поддержке правительства сеть бизнес инкубаторов для начинающих предпринимателей не может справиться со всеми трудностями, которые подстерегают начинающего бизнесмена, а поэтому помочь ему освоится в мире экономики и найти свою нишу — это наша первоочередная задача.

Поддержка системы малого предпринимательства в образовательном учреждении должна заключаться в следующем:

1.Информационная поддержка (обучение основам предпринимательства и ознакомление с необходимым объемом информации желающих открыть свое предприятие, ознакомление с нормативно-правовым обеспечением поддержки и развития МП, прежде всего, принятие новой редакции Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ», отвечающего современным реалиям; освещение вопросов, связанных с системами налогообложения МП).

2.Оказание помощи при оформлении необходимых документов для открытия предприятия (заполнение различных форм, помощь в написании Устава фирмы и т.п.)

3. Предоставление льготной аренды и других льгот при открытии предприятия.

4.Оказание необходимой помощи индивидуальным предпринимателям при повышении квалификации их работников.

Необходимо также помнить и о непрерывности и поэтапности данного процесса. Начав знакомство с экономическими знаниями в рамках программы начального профессионального образования, мы переходим к изучению экономики отрасли на ступени среднего профессионального образования. Полученные обучающимися знания по основам предпринимательства дают им возможность открыть свои предприятия. Это дает свои результаты на всех уровнях. Так, в период с 2007-2010 год работниками ПКОТ было открыто восемь ИП, которые теперь известны как в городе, так и в области. Среди них можно назвать: ИП «Зубрицкая Л.И.», ИП «Тужилин В.В.», ИП «Пошив штор» Коротковой И.В., ИП по пошиву сумок «Кузнецова Н.В.», ИП Гусева А.И. «Шиномонтаж», ИП Грилевой «Парикмахер-визажист», парикмахерские Филатовой «Провинция» в с. Засечное и Поповой О.П. «Фея» в п.Золотаревка. Не отстают от работников колледжа и наши выпускники, открывшие свои предприятия — парикмахерские открытые Антоновой Еленой в Беково, Сузоновой Галиной, Вдовиной Марией, Советовой Екатериной, Логиновой Натальей в Пензе, Карташовой Марией в п.Тамала, ИП по ремонту и пошиву одежды Фрик Натальи, Дашкиной Марьям, Коткова Виталия, ИП по пошиву штор Радайкиной Татьяны, кузнецкий магазин «Подарки» Елиной Натальи и ряд других. Этих людей знают же многие в нашем городе, и их труд оценен на различных уровнях. Так, продукцию и услуги данных предприятий легко узнают после проходящих в ЦНТИ различных ярмарок и выставок, таких, как «Мода. Стиль. Красота», «Дни малого и среднего бизнеса», в которых и колледж, и ИП его сотрудников и выпускников принимают постоянное участие. В октябре 2010 года четверо наших работников принимали участие в конкурсе «Лучший педагог-предприниматель»  и Л.И. Зубрицкая стала победителем в номинации «Лучший педагог-предприниматель в производственной деятельности» в соответствии с решением конкурсной комиссии. Работники ПКОТ Кузнецова Н.В. и Попова О.П. подали работы на конкурс при правительстве Пензенской области по отбору бизнес-проектов в сфере малого и среднего предпринимательства на предоставление гранта в 300 тысяч рублей. Их достижения подтверждают успешность данного направления работы, и являются отправной точкой для дальнейшей реализации других деловых проектов.

Т.О.: за три года работы в данной области мы добились положительных показателей, и не собираемся останавливаться на достигнутом.

В целом можно сказать, что за последние несколько лет нашему колледжу удается успешно выстраивать взаимодействие между образовательным процессом, социальным партнерством и малым предпринимательством, и с помощью установившихся связей совместно искать и проводить в жизнь решения сложных назревших проблем.

Перефразируя А.С.Макаренко, хочется сказать в конце следующие слова: «Мы должны научить своих обучающихся всему, что пригодиться им потом в жизни».

×
×