ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ЕГО РАЗВИТИЯ.

Автор: Великанова Татьяна Михайловна

 

Татьяна Михайловна Великанова

(tanya.molchanova.93@bk.ru)

 

Россия, Волгоград,

 

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ЕГО РАЗВИТИЯ.

В статье рассматривается история развития системы правового образования в России.

 

Ключевые слова: правовое образование, общественное развитие, правовое сознание, гражданское общество, формирование личности.

Великанова Т.М. История становления и развития правового образования в России.

Наше государство является правовым, соблюдением законодательства обязательно для всех без исключения. В связи с этим правовому образованию уделяют как можно больше внимания. Молодое поколение необходимо с раннего возраста знакомить с законами нашей страны, для того что бы сформировать законопослушных граждан.  Поэтому в одобренных правительством РФ «Основных направлениях социально-экономической политики Правительства РФ на долгосрочную перспективу» подчеркивается, что в современном обществе приоритетными ориентирами в формировании личности становятся умение отстаивать свои права, знание основополагающих правовых норм и умение использовать возможности правовой системы государства.

______________

Работа выполнена под руководством Широ С. В., кандидата юридических наук, доцента кафедры права и методики преподавания права ФГБОУ ВО «ВГСПУ», email: stanislav_shiro@mail.ru

 

В поисках эффективных путей формирования правосознания личности и выработке правового образования педагогическая наука использует опыт прошлого.

Теме данного исследования было посвящено ряд трудов В.В. Григорьева, Н.П. Загоскина, В.В. Рождественского, которые   имели преимущественно описательный характер. Б.Б. Глинский предпринял попытку аналитического исследования законодательных основ развития российских университетов, где он пришел к выводу, что история вузов со второй половины XVIII до конца XIX вв. – это чередование периодов «прогресса и реакции».  При этом значимость данных трудов заключается в том, что эти авторы, используя обширный фактологический материал (во временном отношении охватывали всю историю высшего образования на тот период), заложили основу для будущих исследований. Заслуживает внимания работа кандидата юридических наук А.В. Рассохина «Юридическое образование в пореформенной России (вторая половина XIX – начало XX вв.)»3. Автор на обширном архивном материале проследил эволюцию организации и управления юридическим образованием.

Цель исследования — комплексный анализ развития системы правового образования в России.

Задачи исследования:

1. ретроспективно охарактеризовать процесс становления и развития системы правового образования;

2. рассмотреть историческую ситуацию в сфере правового образования в разные исторические периоды; 

3. провести сравнительный анализ нормативно-правовых документов, характеризующих систему юридического (правового) образования на различных исторических этапах;

4. выявить перспективы развития правового образования в России.

Предмет исследования — государственная политика по формированию и развитию правового образования.

Объект исследование – правовое образование.

Понятия и представления правового образования возникли в последние годы и для их глубокого осмысления необходимы историко-педагогические исследования [1; с.211-214]. Если проследить историю становления и развитие правового образования в России, то мы не увидим четко сформированной позиции государства по изучению юриспруденции. Прежде всего это связанно с приоритетом технического познания нежели чем гуманитарного. Однако нельзя не отметить, что попытки изучения юриспруденции все же принимались. В Петровскую эпоху, из-за утилитарной приоритетности технического познания перед гуманитарным правовая наука не была ни предметом специального изучения, ни частью общеобразовательной подготовки, ни способом повышения квалификации государственных служащих [2; с. 112]. Отсутствие правового образования и университетов в России, однако, отнюдь не свидетельствовало о недостатке образованности или учености в русской культуре. Это, скорее, означало недостаточность осознания необходимости возведения просвещения (и просветительства) на уровень общезначимой государственной деятельности. В отсутствие образовательной системы в России и те немногочисленные попытки обучить российское юношество наукам в европейских университетах (первенство в этом деле традиционно приписывается Борису Годунову. Известно об учебе в Европе восемнадцати юношей, посланных по инициативе Бориса Годунова) в XVII в. не дали ощутимых результатов [4; с. 31-315].

Следующим шагом в изучении правовых наук сделал Петр I, имевшее просветительскую цель, – «великое посольство» Петра I (в 1697-1698 гг.) – которое способствовало изучению европейской цивилизации не только самого царя, но и большого числа русских людей, их осваивание европейских достижений в области корабельного и оружейного дела, мореплавания, фортификации, архитектуры, медицины, но не в гуманитарной сфере [1; с. 32]. К началу 20-х гг. XVIII в. для обучения молодого поколения при коллегиях были организованы специальные школы. Школа при Юстиц-коллегии должна была обеспечить подготовку специалистов для судов и некоторых других гражданских (административных и канцелярских) учреждений; школа при Военной коллегии готовила военных «законоведов». Эти школы при коллегиях не смогли дать требуемых от них результатов. Петра I попытался сделать юридическое образование профессиональным, но к сожалению эти начинания не увенчались успехом.  Распространение научного знания в начале XVIII в. и позднее было существенно осложнено тем обстоятельством, что привлекательность учебы была низкой главным образом потому, что невысоким было социальное значение науки. С одной стороны, ученость в целом была востребована, но ее получение сопрягалось с немалыми трудностями – студенты не понимали значимость образования и воспринимали учебу как насильственные меры в отношения себя. С другой стороны, востребованность научных знаний была очень специфичной. В петровские времена обучение было не столько восприятием научного опыта зарубежного образования, сколько копированием, механическим перенесением частных примеров зарубежного опыта или его отдельных образцов без учета социальной основы государства, без внимания к характеру общественных связей в стране [3; с. 160].

Понимание о необходимости обучения на юридических факультетах в зарубежных университетах начали говорить во времена Екатерины II. В середине 60-х гг. XVIII в. начали готовить чиновников с юридическим образованием, поскольку административные служащие напрямую связаны с частным правом и без его знаний невозможно справедливо с точки зрения закона разбирать гражданские споры. Тогда освоение права в западноевропейских университетах начали практиковать особенно активно. Например, в Лейпциг было направлено двенадцать студентов, в числе которых были ставшие впоследствии известными деятелями будущий революционер А.Н. Радищев, соратник Н.И. Новикова и оказавший влияние на молодого Н.М. Карамзина A.M. Кутузов, собравший ценные сведения по этнографии Русского Севера П.И. Челищев. По сообщению инспектора, на которого возлагалось попечение о «русских молодых людях», к началу сентября 1769 г. студенты изучили помимо общеобразовательных наук «натуральное право, народное право… генеральное политическое право». (22 сентября 1766 г.) [3; с. 160].

В образовательном плане будущим ученым-юристам предписывалось необходимость изучение нравственной философии, истории, а главным образом права: естественного и всенародного – в первую очередь, римского – во вторую. Обязательным было изучение языков – не только европейских, но, по возможности, и славянских.

В начале XIX в. стали активно открываться новые российские университеты. Но они по-прежнему оставались невостребованными для российских дворян, пока не государственные должности не стали ограничивать образовательным цензом: до этого классического лицейского образования было, в целом, достаточно для того, чтобы получить некоторую сумму основополагающих правовых знаний, а навыки практической правовой работы осваивались в ее процессе. При Министерстве юстиции с 1835 г. действовало Училище правоведения. Оно, в отличие от Царскосельского лицея, который готовил чиновников для всех областей государственной службы, осуществляло подготовку чиновников для «судейской части». Общий срок обучения там, как и в университете, составлял 3 года, а уровень подготовки обеспечивал быстрый карьерный рост его выпускникам. Изменение социально-экономических условий, рост социологических знаний привели к появлению в России социологического направления юриспруденции. Кроме того, именно наша страна стала родиной психологической теории права.

Историко-правовая наука развивалась в области государственной (правовой) школы. Ее приверженцами были известные историки и историки права: Б.Н. Чичерин (ее основоположник), К.Д. Кавелин, В.И. Сергеевич, А.Д. Градовский и П.Н. Милюков. Для этой школы было характерно признание организующей роли государства в России, которое своими действиями способствовало образованию сословий. Причем это государство отражало интересы всего общества, представляя собой надклассовую силу.

После либеральных реформ 60-70-х гг. XIX в., которые изменили в положительную сторону положение дел в высших учебных заведениях, появилась возможность повысить научно – теоретический уровень преподавания.

Преобладающими формами занятий были слушание лекций, чтение специальной учебной литературы, рекомендуемой программами и преподавателями, а также семинарские и практические занятия. Освоение учебного материала контролировалось в рамках зачетов и экзаменов. На юридических факультетах практиковалось написание различного рода сочинений с элементами научного исследования, за которые студенты получали премии и медали.

В общем, правовое образование в России было развито слабо и недостаточно, юристов не хватало.

На рубеже XIX и ХХ вв. была четко определена структура общей теории права, которая была направлена на познание государства, как формы человеческого общежития и права, как порядка, согласно которому должна происходить жизнь государственного общежития. Эти институты общества и следовало изучать на первых этапах знакомства с правом в выстраиваемой системе правового образования. Когда в начале ХХ в. в гимназиях стали вводиться дополнительные занятия, обращали внимание и на вопросы гуманитарной, в том числе правовой подготовки ребят [6; с. 18]. На протяжении всего советского периода в учебном процессе доминировало изучение основ государственного права. В начале 20-х годов в советской школе появился учебный курс «Обществоведение», представлявший собой комплекс знаний из истории и современности, связанный с изучением социальной действительности и формированием определенных гражданских ценностей. Вопросы права в нем занимали незначительное место [7; с. 18]. 1937 г. в структуре образования советской школы появилась новая учебная дисциплина «Конституция СССР», в рамках которой школьники изучали вопросы права. Преподавание этого курса входило в образовательную программу школы до 1961-1962 гг. Изучение Основного закона государства было подчинено исключительно задачам политического воспитания и просвещения учащихся. Ребята знакомились с конкретными событиями в стране и за рубежом и приучались «к единомыслию в их оценках». 

С середины 50-х гг. ХХ в. в целях преодоления перегрузки учеников объем правового материала для изучения сокращается. В первую очередь, из школьных программ ушли вопросы теории права. Образовательная деятельность строилась на основе изучения текста юридического документа и конкретизации его с опорой на жизненные примеры. ХХ съезд КПСС дал толчок к проведению работ по обновлению законодательства в 60-е гг. Возрастает роль регулятивной функции права, что напрямую было связано с активным вовлечением граждан в охрану общественного порядка через так называемые «добровольные дружины», происходит демократизация общественной жизни страны. В этой связи появляется необходимость в правовом образовании граждан, а также в обеспечении его практической направленности. В соответствии с Постановлением ЦК КПСС от 25 апреля 1960 г. о введении курса «Основы политических знаний» в средних школах и средних специальных учебных заведениях из школьного образования исключается курс «Конституции», который являлся хотя и локальной, но системой правового обучения в стране. С введением в 1962-1963 учебном году курса «Обществознание», заменившего «Конституцию» и «Основы политических знаний», коренным образом изменились условия изучения учащимися вопросов права. Теперь правовое обучение стало составляющим компонентом обществоведческой подготовки детей. В конце 80-х гг. ушедшего столетия появились новые материалы к правоведческому курсу школы, в которых была представлена информация и о международных документах по правам человека. Ученики знакомились с системой наказаний, применяемых в случае совершения правонарушений. Учебный курс права был структурирован не по отраслевому принципу, а по принципу проблем, связанных с реальной действительностью. Так ученики получили возможность разносторонне знакомиться с правовыми явлениями общества и приобретать навыки защиты своих прав.

В конце 80-х годов оба курса были исключены из школы. В данный период продолжались поиск более эффективных средств обучения. В практику лучших преподавателей входят элементы проблемного обучения, была разработана методическая система «лекция – семинар – коллоквиум – зачет», учебный материал изучается крупными блоками, но нередко эффективная методика деформировалась под влиянием идеологии. В массовой практике господствовала объяснительно-иллюстративная методика, деятельность учителя сводилась к форме «объяснил – спросил», а работа ученика к формуле «выучил – пересказал».

Период окончания 80-х годов XX столетия был самым трудным для правового и правового образования нашей страны. Оно было на распутье, но в начале 90-х годов постепенно выходит из кризисного состояния.

С 1991 г. в истории нашего отечества наступил новый этап общественного развития. Общество постепенно пришло к мысли, что успешное функционирование государства в современных условиях во многом зависит от состояния правовой культуры и правового сознания молодежи, призванной определять будущее России. Федеральный закон «Об образовании», принятый в 1992 году создал юридическую основу для образовательной деятельности в России. Содержание образования должно быть ориентировано на развитие гражданского общества, укрепление и совершенствование правового государства; должно обеспечивать формирование человека-гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.

 Для определения новых задач высшей школы в преподавании различных дисциплин в 1994 г. впервые был утвержден Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Типовой программой были определены требования к преподаванию права в вузах. В 1995 году Министерством образования был принят Базисный учебный план. Он стал важным документом, в котором были определены образовательные области, учебные предметы, а также количество учебного времени на их изучение. Приняты нормативно-правовые акты, направленные на модернизацию российского образования. Распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2001 года № 1756 утверждается «Концепция модернизации образования на период до 2010 года». В этом документе развиваются принципы образовательной политики в России, которые определены в законе «Об образовании», Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года [3; с. 160].

Правовое образование на современном этапе развития нашего государства является необходимым. Молодое поколении надо приучать любить свою страну, а без уважения и соблюдения законодательства — это не получиться. В комплексе изучения права, надо и изучать не только юридическую ответственность, но и моральную.  Попытки создать целостное знание о праве нашли выражение в таких науках, как энциклопедия права, философия права, общая теория права [5; с. 253].

В заключение можно сказать, характеризуя современное состояние права на образование в России, можно отметить, что в нём во многом преодолены недостатки советской системы образования. Но тем не менее правовое образование развеивается медленно, хотя его значимость на сегодняшний день понятна. Основы права изучается в школе в курсе обществознания, что не дает должных знаний. Возникает проблема о неполноценности знаний у школьников, которые влекут последствия уже в более старшие годы, связанные с незнанием элементарных основ законодательства нашей страны. 

 

 

 

 

Список использованных источников:

1.      Аникеев, А.А. Правовые основы и концепция реформы высшей школы. Вестник Ставропольского университета. 2006, №1. – С. 211-214

2.      Басаргина, Е.Ю. Императорская академия наук на рубеже XIX –XX веков (Очерки истории). – М.: Индрик, 2010.

3.      Давыдов, Г.П., Лернер И.Я., Бахмутова Л.С. и др. Методика преподавания основ Советского государства и права / – М.: Просвещение, 2014. – 160 с.

4.      Кулагина О.В.; Рыжкова И.В. В сборнике: Россия – СССР — РФ в условиях реформ и революций. XX-XXI вв материалы международной научной конференции. 2016. С. 31-315

5.      Кулагина О.В. Становление и развитие правового образования и воспитания в России. Сборник: Аграрная наука в XXI веке: проблемы и перспективы Сборник статей IX Всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией И.Л. Воротникова. 2015. С. 253-255.

6.      Кулагина О.В. Дидактическое обеспечение профессионально-правовой подготовки студентов аграрного вуза. Дис. канд. пед. наук. – Саратов, 2010. – 225 c.

7.      Федорова, М.Ю. Нормативно-правовое обеспечение образования: Учебное пособие для студентов высших пед. учебных заведений. —М.: Изд. центр «Академия», 2011

8.      Христофорова, Н.В. Российские гимназии XVIII-XX веков. Москва. Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 2012.5. Кулагина О.В. Дидактическое обеспечение профессионально-правовой подготовки студентов аграрного вуза. Дис. канд. пед. наук. – Саратов, 2010. – 225 c.

 

 

 

×
×