Автор: Лозынина Жанна Николаевна
Отчёт о проделанной работе ГМО учителей русского языка и литературы
за 2020 – 2021 учебный год
I. Цель: определить состояние и продуктивность методической работы городского методического объединения учителей русского языка и литературы за 2020-2021 учебный год в соответствии с поставленными задачами, выявить проблемы и наметить пути их решения, определить перспективы дальнейшей работы по совершенствованию методической деятельности в связи с реализацией ФГОС основного/среднего общего образования.
В 2020-2021 учебном году работа методического объединения строилась в соответствии с направлением работы Городского методического кабинета при Управлении образования администрации ***** городского округа по теме «Реализация Федеральных образовательных стандартов основного/среднего общего образования как условие обеспечения современного качества образования».
ГМО учителей гуманитарного цикла в течение текущего учебного года работало над темой: «Современные подходы к организации обучения русскому языку и литературе в условиях федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения».
Для достижения поставленной цели ГМО учителей гуманитарного цикла решало следующие задачи:
· Изучение нормативной и методической документации по вопросам внедрения и реализации ФГОС ООО; осмысление основ образовательных технологий в условиях модернизации образования; освоение и использование в учебном процессе образовательных технологий, обеспечивающих эффективность и комфортность обучения обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями.
· Овладение нетрадиционными формами учебных занятий; разработка гибкой системы контроля уровня обученности обучающихся; разработка уроков различного типа с использованием здоровьесберегающих и информационно-коммуникационных технологий (а также дистанционное обучение) с учетом возрастных особенностей школьников, специфики группы, личности ученика; создание копилки индивидуальных, групповых, коллективных заданий.
· Выявление и развитие творческого потенциала педагогов и условий самореализации личности учителя.
· Обзор и изучение новинок научно-методической литературы и профессиональных журналов и интернет-ресурсов; выступления учителей на заседаниях ГМО, семинарах, педсоветах; повышение квалификации учителей на курсах; аттестация педагогических кадров.
II. Характеристика кадрового состава учителей русского языка и литературы:
В составе ГМО 22 квалифицированных специалиста в области филологического образования и 1 специалист с переподготовкой.
В течение прошедшего учебного года работало 22 педагога (1 учитель находится в декретном отпуске). Высшее очное образование у 15 педагогов (71%), высшее заочное – у 6 человек (29%). 11 учителей (52%) имеют высшую квалификационную категорию, 10 человек (48%) – первую.
Учреждение образования |
Количество учителей |
Образование (очное / заочное) |
Категория (высшая /первая) |
Школа № 1 |
6 |
Высшее очное – 4 Высшее заочное – 2 |
Высшая –2 Первая– 4 |
Школа № 2 |
8 (1 в д/о) |
Высшее очное – 7 Высшее заочное — 1 |
Высшая – 4 Первая – 4 |
Школа № 3 |
3 |
Высшее очное – 3 Высшее заочное — 0
|
Высшая –3 Первая– 0 |
Школа № 4 |
2 |
Высшее очное — 0 Высшее заочное – 1 Переподготовка (заочно) -1 |
Высшая –1 Категории нет- 1 |
Школа № 5 |
2 |
Высшее очное – 2 Высшее заочное — 0 |
Высшая –2 |
Школа № 6 |
1 |
Высшее очное – 0 Высшее заочное — 1 |
Высшая – 1 |
Школа № 7 |
1 |
Высшее очное — 0 Высшее заочное — 1 |
Первая– 1 |
Итого: |
23 (работающих-22) |
Высшее очное – 16 Высшее заочное – 6 Переподготовка (заочно) — 1 |
Высшая категория–13 Первая категория – 9 Нет категории — 1 |
В течение прошедшего учебного года Аттестацию на квалификационную категорию прошли следующие педагогические работники:
№ п/п |
Ф.И.О. педагога |
Учреждение образования |
Была категория |
Аттестация |
Приказ |
|
Учитель 1 |
Школа № 1 |
Первая |
Первая |
№ ***от*** |
|
Учитель 2 |
Школа № 2 |
Первая |
Высшая |
№ ***от*** |
|
Учитель 3 |
Школа № 3 |
Первая |
Первая |
№ ***от*** |
|
Учитель 4 |
Школа № 4 |
Первая |
Высшая |
№ ***от*** |
|
Учитель 5 |
Школа № 5 |
Первая |
Высшая |
№ ***от*** |
III. Курсовая подготовка учителей-предметников:
Cогласно Федеральному закону № 273-ФЗ, с 1 сентября 2013 года педагогические работники имеют право на получение дополнительного профессионального образования (далее – ДПО) по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года (п. 2 ч. 5 ст. 47).
В прошедшем учебном году курсы прошли 6 педагогов:
ФИО педагогов |
Название курсов |
Дата |
Место прохождения |
Кол-во часов
|
Школа № 1 |
||||
1. Учитель 1 |
«Оценочная деятельность педагога в условиях реализации ФГОС общего образования и профессиональных стандартов» |
19.10-21.10.2020 |
РЦОКИО |
3 дня |
2. Учитель 2 |
«Профессиональная деятельность учителя русского языка и литературы в сфере оценивания учебных достижений обучающихся» |
24.08-26.08.2020 |
ИППКРО |
3 дня |
3. Учитель 3 |
«Совершенствование предметных и методических компетенций педагогических работников (в том числе в области формирования функциональной грамотности) в рамках реализации федерального проекта «Учитель будущего» |
02.07. -20.11.2020 |
г. Москва |
112 час. |
4. Учитель 4 |
«Содержание и методика преподавания учебного предмета «Родной (русский) язык»
|
28.08.2020 |
ИППКРО |
8 часов |
Школа № 2 |
||||
5. Учитель 5 |
«Совершенствование профессиональных компетенций учителя русского языка и литературы в области методики развития речи» работников образования» |
15.02-20.02.2021
|
ИППКРО |
36 часа |
Школа № 3 |
||||
6. Учитель 6 |
«Школа современного учителя: литература»
|
03.06.- 30.11.2021 |
Цифровая экосистема ДПО (онлайн) |
100 часов |
Профессия учителя требует постоянного совершенствования, регулярного обновления знаний, использования современных наиболее результативных технологий и обучающих методов. Все это возможно лишь при непрерывном обучении, повышении квалификации. Поэтому неслучайно, что в число обязанностей педагогических работников, определенных ч. 1 ст. 48 Закона об образовании, входит обязанность «систематически повышать свой профессиональный уровень». Данное требование распространяется на всех педагогических работников.
IV. Участие педагогов в Муниципальных, Региональных и Всероссийских конкурсах (очных/заочных/дистанционных) за прошедший учебный 2020-2021 учебный год:
Учитель 1 и Учитель 2., учителя школы № 6: призёры Муниципального этапа Регионального конкурса профессионального мастерства научно-методических материалов «Новой школе – новые стандарты» (август 2020 года)
V. Экспертная деятельность педагогов:
ФИО педагога |
Учреждение образование |
Экспертная деятельность |
1.Учитель 1 |
Школа № 1 |
1. Муниципальный этап олимпиады школьников по литературе 2. Итоговое сочинение выпускников 11-х классов |
2.Учитель 2 |
Школа № 1 |
1. Муниципальный этап олимпиады школьников по литературе 2. Итоговое сочинение выпускников 11-х классов |
3.Учитель 3 |
Школа № 1 |
1. Муниципальный этап олимпиады школьников по литературе 2. Итоговое сочинение выпускников 11-х классов |
4.Учитель 4 |
Школа № 2 |
1. Муниципальный этап олимпиады школьников по русскому языку 2. Муниципальный этап олимпиады школьников по литературе 3. Муниципальный этап Всероссийского конкурса «Портрет твоего края» 4. Итоговое сочинение выпускников 11-х классов |
5.Учитель 5 |
Школа № 2 |
1. Муниципальный этап олимпиады школьников по литературе 2. Итоговое сочинение выпускников 11-х классов |
6.Учитель 6 |
Школа № 3 |
1. Муниципальный этап олимпиады школьников по русскому языку |
7.Уитель 7 |
Школа № 3 |
Муниципальный этап олимпиады школьников по литературе |
8.Учитель 8 |
Школа № 4 |
1.Муниципального этапа Регионального конкурса профессионального мастерства научно-методических материалов «Новой школе – новые стандарты» 2. Муниципальный этап ВКС 3. Муниципальный этап олимпиады школьников по русскому языку 4. Муниципальный этап олимпиады школьников по литературе 5. Муниципальный этап областного конкурса «Герои Отечества – наши земляки» 6. Муниципальный этап Всероссийского конкурса «Портрет твоего края» 7. Итоговое сочинение выпускников 11-х классов |
9.Учитель 9 |
Школа № 4 |
1. Муниципальный этап ВКС 2. Муниципальный этап областного конкурса «Герои Отечества – наши земляки» 3. Итоговое сочинение выпускников 11-х классов |
10Учитель 10 |
Школа № 5 |
1. Муниципальный этап олимпиады школьников по русскому языку |
11.Учитель 11 |
Школа № 6 |
1. Итоговое сочинение выпускников 11-х классов |
12.Учитель 12 |
Школа № 7 |
1. Итоговое сочинение выпускников 11-х классов |
13.Учитель 13 |
Школа № 7 |
1. Муниципальный этап олимпиады школьников по русскому языку |
13 педагогов из 23 (57 %) за прошедший учебный год работали в качестве экспертов, членов жюри на Муниципальном и Региональном уровнях.
VI. Работа учителей-предметников по развитию и поддержке одарённых детей:
6.1. Ежегодно обучающиеся школ города участвуют в школьном, затем в муниципальном этапе всероссийской олимпиады школьников по русскому языку и литературе. Результаты Муниципального этапа 2020-2021:
По литературе:
№ п/п
|
ФИО обучающегося |
Класс |
Школа |
Статус |
Учитель |
1 |
Ребёнок |
7 |
Школа № 1 |
Победитель |
Учитель 1 |
2 |
Ребёнок |
7 |
Школа № 5 |
Призёр |
Учитель 2 |
3 |
Ребёнок |
7 |
Школа № 5 |
Призер |
Учитель 3 |
4 |
Ребёнок |
8 |
Школа № 1 |
Победитель |
Учитель 4 |
5 |
Ребёнок |
8 |
Школа № 5 |
Призер |
Учитель 2 |
6 |
Ребёнок |
8 |
Школа № 7 |
Призёр |
Учитель 5 |
7 |
Ребёнок |
9 |
Школа № 1 |
Призёр |
Учитель 2 |
8 |
Ребёнок |
9 |
Школа № 1 |
Призер |
Учитель 3 |
9 |
Ребёнок |
10 |
Школа № 5 |
Победитель |
Учитель 4 |
10 |
Ребёнок |
10 |
Школа № 7 |
Призер |
Учитель 2 |
11 |
Ребёнок |
10 |
Школа № 1 |
Призер |
Учитель 5 |
12 |
Ребёнок |
11 |
Школа № 5 |
Победитель |
Учитель 2 |
13 |
Ребёнок |
11 |
Школа № 7 |
Призер
|
Учитель 3 |
14 |
Ребёнок |
11 |
Школа № 7 |
Призер
|
Учитель 4 |
По русскому языку:
№ п/п
|
ФИО обучающегося |
Класс |
Школа |
Статус |
Учитель |
1 |
Ребёнок |
8 |
Школа № 5 |
Призёр |
Учитель 2 |
2 |
Ребёнок |
8 |
Школа № 7 |
Призёр |
Учитель 3 |
3 |
Ребёнок |
9 |
Школа № 1 |
Победитель |
Учитель 4 |
4 |
Ребёнок |
9 |
Школа № 5 |
Призёр |
Учитель 2 |
5 |
Ребёнок |
10 |
Школа № 7 |
Победитель |
Учитель 5 |
6 |
Ребёнок |
10 |
Школа № 1 |
Призёр |
Учитель 2 |
7 |
Ребёнок |
10 |
Школа № 5 |
Призёр |
Учитель 3 |
8 |
Ребёнок |
11 |
Школа № 7 |
Победитель
|
Учитель 4 |
9 |
Ребёнок |
11 |
Школа № 1 |
Призер
|
Учитель 2 |
10 |
Ребёнок |
11 |
Школа № 1 |
Призер
|
Учитель 5 |
Согласно Протоколу заседания ГМО учителей русского языка и литературы за №3 11.01.2021 по 1 пункту «Результаты муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку и литературе» решили:
1.1. Принять к сведению результаты победителей и призёров муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2020-2021 учебном году *** городского округа по русскому языку и литературе.
1.2. Принять участие в региональном этапе всероссийской олимпиады школьников по русскому языку.
Согласно приказу МОиН *** области от 29.12.2020 за № 2756 местом проведения регионального этапа всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательным предметам в 2020/2021 учебном году в *** городском округе была школа № 6.
В региональном этапе по русскому языку участвовало 13 обучающихся:
9 класс- 3 человека, 10 класс – 6 человек, 11 класс – 4 человека.
Согласно протоколу работы жюри по итогам проведения результаты следующие:
№ п/п |
Ф.И.О. участника |
Образовательное учреждение |
Количество участников |
Рейтинг |
Статус |
9 класс |
|||||
|
Ребёнок |
Школа № 1 |
476 |
5 |
Призёр |
|
Ребёнок |
Школа № 5 |
96 |
Участник |
|
|
Ребёнок |
Школа № 7 |
344 |
Участник |
|
10 класс |
|||||
|
Ребёнок |
Школа № 4 |
418 |
116 |
Участник |
|
Ребёнок |
Школа № 2 |
143 |
Участник |
|
|
Ребёнок |
Школа № 7 |
158 |
Участник |
|
|
Ребёнок |
Школа № 3 |
231 |
Участник |
|
|
Ребёнок |
Школа № 5 |
286 |
Участник |
|
|
Ребёнок |
Школа № 7 |
292 |
Участник |
|
11 класс |
|||||
|
Ребёнок |
Школа № 5 |
341 |
72 |
Участник |
|
Ребёнок |
Школа № 7 |
144 |
Участник |
|
|
Ребёнок |
Школа № 7 |
181 |
Участник |
|
|
Ребёнок |
Школа № 1 |
318 |
Участник |
6.2. Ежегодно в городе проходит Всероссийский конкурс сочинений.
В 2020-2021 учебном году в ВКС приняли участие 10 обучающихся:
Школа № 1 – 3 обучающихся
Школа № 2 – 4 обучающихся
Школа № 3 – 1 обучающийся
Школа № 4 – 1 обучающийся
Школа № 5 – 1 обучающийся
Все работы были тщательно проверены по критериям и показателям. Членами жюри каждому ребёнку были даны соответствующие рекомендации.
Работы победителей были направлены на областной этап ВКС:
1. ФИО ребёнка, 10 класс, Школа № 1
2. ФИО ребёнка, 11 класс, Школа № 5
Согласно приказу МНиО *** области от 09.10.2020 года за № 1299 ФИО ребёнка и ФИО ребёнка стали призёрами Всероссийского конкурса сочинений в *** области в 2020 году.
6.3. В течение года учителя-филологи четырёх школ города активно участвовали в работе по сопровождению высокомотивированных и одаренных детей в конкурсах разного уровня:
Школа № 1
· Всероссийский конкурс юных чтецов «Живая классика» — участников -4 ученика
Победители школьного этапа:
ФИО ребёнка 8а (учитель ФИО.)
Призёр областного этапа:
ФИО ребёнка 8а (учитель ФИО)
Школа № 2
· Всероссийский конкурс юных чтецов «Живая классика» —
Лауреат 1степени- ФИО ребёнка.
· Конкурс сочинений «Письмо моему герою», «Герои войны-наши земляки», «Герои Труда –наши земляки»:
2место- ФИО ребёнка,
3место – ФИО ребёнка,
3 место- ФИО ребёнка
· Конкурс чтецов «Россия – Родина моя»
2 место- ФИО ребёнка
2 место- ФИО ребёнка,
3 место- ФИО ребёнка
Школа № 3
· Муниципальный этап конкурса чтецов «В книжной памяти мгновение войны»
ФИО ребёнка 9 класс) – 1 место
ФИО ребёнка.(9 класс) – 3 место
ФИО ребёнка (7 класс) – участник
ФИО ребёнка (7 класс) – участник
· Конкурс сочинений «Без срока давности» (муниципальный этап):
ФИО ребёнка. (9 класс) – участник
Школа № 4
· ХVII Всероссийские предметные олимпиады Уровень: федеральный (март 2021), ООО «Центр поддержки талантливой молодёжи» (г.Бийск) — 9 человек
· «Живая классика», муниципальный этап, 1 человек:
ФИО ребёнка, 10 класс, 8 место.
В следующем 2021-2022 учебном году необходимо продолжить работу по сопровождению одаренных и высокомотивированных обучающихся.
VII. Государственная Итоговая Аттестация:
7.1. Итоговое собеседование:
Итоговое устное собеседование обучающихся 9 классов по русскому языку введено как условие допуска к ГИА-9 в рамках реализации Концепции преподавания русского языка и литературы и направлено на проверку навыков устной речи у школьников.
Итоговое собеседование проводилось во вторую среду февраля – 10.02.2021.
Результаты Итогового собеседования обучающихся 9-ых классов
Образовательное учреждение |
Количество участников (всего) |
Количество прошедших собеседование |
Количество несдавших участников |
Школа № 1 |
78 |
73 |
5 |
Школа № 2 |
64 |
64 |
0 |
Школа № 3 |
51 |
48 |
3 |
Школа № 4 |
10 |
10 |
0 |
Школа № 5 |
14 |
11 |
3 |
Школа № 6 |
11 |
11 |
0 |
Школа № 7 |
3 |
3 |
0 |
Итого: |
231 |
220 |
11 |
Для ОДИННАДЦАТИ обучающихся, получивших «незачёт», были предусмотрены ещё два дня для пересдачи в дополнительные сроки – 10 марта и 17 мая.
ДЕСЯТЬ обучающихся получили «зачёт» по Итоговому собеседованию 10 марта,
ОДИН ученик (школа № 1) – не получил допуск к ОГЭ, получив «незачёт» и 10 марта, и 17 мая.
7.2. Итоговое сочинение:
Написание итогового сочинения (изложения) в российских школах перенесено с 5 апреля на 15 апреля 2021 года. Дополнительные даты проведения итогового сочинения (изложения) также сдвинуты — с 21 апреля и 5 мая на 5 мая и 19 мая 2021 года соответственно.
Результаты Итогового сочинения (15 апреля 2021 года)
Образовательное учреждение |
Количество обучающихся |
Писали |
Не справились
|
Пересдача |
Школа № 1 |
42 |
42 |
0 |
0 |
Школа № 2 |
46 |
46 |
1 |
1 |
Школа № 3 |
16 |
16 |
0 |
0 |
Школа № 4 |
7 |
7 |
0 |
0 |
Итого: |
111 |
111 |
1 |
1 |
Всего итоговое сочинение в этом году писали 111 выпускников. Не справился 1 обучающийся. Пересдача происходила 12 мая 2021 года. Девочка получила «зачёт».
Результат итогового сочинения в случае представления его при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета действителен четыре года, следующих за годом получения такого результата.
7.3. ОГЭ по русскому языку:
Образовательное учреждение |
Количество участников (всего) |
Количество сдавших с 1 раза |
Количество несдавших ОГЭ |
Сдали со 2 раза |
Осень |
Школа № 1 |
76 (из 78) |
71 |
5 |
2 |
3 |
Школа № 2 |
64 |
60 |
4 |
1 |
3 |
Школа № 3 |
51 |
49 |
2 |
0 |
2 |
Школа № 4 |
10 |
10 |
0 |
0 |
0 |
Школа № 5 |
14 |
9 |
5 |
1 |
4 |
Школа № 6 |
11 |
8 |
3 |
1 |
2 |
Школа № 7 |
3 |
3 |
0 |
0 |
0 |
Итого: |
229 (из 231) |
210 |
19 |
5 |
14 |
7.4. ЕГЭ по русскому языку:
Образовательное учреждение |
Численность выпускников, участвовавших в ЕГЭ |
Численность выпускников, сдавших ЕГЭ |
Минимальное количество баллов (порог 24) |
Максимальное количество баллов, полученное выпускником |
Среднее значение баллов |
Школа № 1 |
42 |
42 |
59 |
96 |
78 |
Школа № 2 |
46 |
46 |
48 |
94 |
71 |
Школа № 3 |
16 |
16 |
46 |
98 |
70 |
Школа № 4 |
7 |
7 |
40 |
92 |
70 |
Итого: |
111 |
111 |
40 |
98 |
74 |
7.5. ЕГЭ по литературе
Образовательное учреждение |
Численность выпускников, участвовавших в ЕГЭ |
Численность выпускников, сдавших ЕГЭ |
Минимальное количество баллов (порог 32) |
Максимальное количество баллов, полученное выпускником |
Среднее значение баллов |
Школа № 1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Школа № 2 |
6 |
6 |
51 |
87 |
71 |
Школа № 3 |
2 |
2 |
84 |
90 |
87 |
Школа № 4 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Итого: |
8 |
8 |
51 |
90 |
75 |
VIII. Самообразование. Распространение и обобщение педагогического опыта:
В течение учебного года члены городского методического объединения систематически повышали свой профессиональный уровень по использованию современных образовательных технологий в образовательном процессе. Каждый член ГМО продолжил работу над пополнением методической копилки в своих портфолио.
Одна коллега в течение учебного года поделились своим педагогическим опытом:
ФИО., учитель школы № 1
Участие во Всероссийской конференции преподавателей русского языка и литературы «ПедПросвет-2021» 26.06. — 01.07.2021:
Мастер-класс по теме «Использование ресурсов Тотального Диктанта в преподавании русского языка и литературы». Место проведения: г. Екатеринбург.
IX. Организация работы ГМО:
За отчетный период МО было проведено четыре заседания.
Заседания методических объединений, к сожалению, посещают не все педагоги. Есть коллеги, которые отсутствуют без уважительной причины.
Все заседания МО проводились согласно утвержденному плану. Были рассмотрены актуальные вопросы образования, а также вопросы обучения, воспитания и развития учащихся с учетом их индивидуальных психофизических возможностей.
(Протоколы заседаний ГМО к отчёту прилагаются).
Таким образом, учителями городского методического объединения русского языка и литературы выполнена большая работа. Запланированные мероприятия проведены. Задачи полностью или частично выполнены.
Работу учителей гуманитарного цикла за 2020-2021 учебный год считаю признать удовлетворительной.