Отчёт о проделанной работе ГМО учителей русского языка и литературы за 2020 – 2021 учебный год

Автор: Лозынина Жанна Николаевна

Отчёт о проделанной работе ГМО учителей русского языка и литературы

за 2020 – 2021 учебный год 

I. Цель: определить состояние и продуктивность методической работы городского методического объединения учителей русского языка и литературы за 2020-2021 учебный год в соответствии с поставленными задачами, выявить проблемы и наметить пути их решения, определить перспективы дальнейшей работы по совершенствованию методической деятельности в связи с реализацией ФГОС основного/среднего общего образования.

       В 2020-2021 учебном году работа методического объединения строилась в соответствии с направлением работы Городского методического кабинета при Управлении образования администрации ***** городского округа по теме «Реализация Федеральных образовательных стандартов основного/среднего общего образования как условие обеспечения современного качества образования».

ГМО учителей гуманитарного цикла в течение текущего учебного года работало над   темой: «Современные подходы к организации обучения русскому языку и литературе в условиях федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения».

Для достижения поставленной цели ГМО учителей гуманитарного цикла решало следующие задачи:

·        Изучение нормативной и методической документации по вопросам внедрения и реализации ФГОС ООО; осмысление основ образовательных технологий в условиях модернизации образования; освоение и использование в учебном процессе образовательных технологий, обеспечивающих эффективность и  комфортность обучения обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями.

·        Овладение нетрадиционными формами учебных занятий; разработка гибкой системы контроля уровня обученности обучающихся; разработка уроков различного типа с использованием здоровьесберегающих и информационно-коммуникационных технологий (а также дистанционное обучение) с учетом возрастных особенностей школьников, специфики группы, личности ученика; создание копилки индивидуальных, групповых, коллективных заданий.

·        Выявление и развитие творческого потенциала педагогов и условий самореализации личности учителя.

·        Обзор и изучение новинок научно-методической литературы и профессиональных журналов и интернет-ресурсов; выступления учителей на заседаниях ГМО, семинарах, педсоветах; повышение квалификации учителей на курсах; аттестация педагогических кадров.

II. Характеристика кадрового состава учителей русского языка и литературы:

 В составе ГМО 22 квалифицированных специалиста в области филологического образования и 1 специалист с переподготовкой.

В течение прошедшего учебного года работало 22 педагога (1 учитель находится в декретном отпуске). Высшее очное образование  у 15 педагогов (71%), высшее заочное – у 6 человек (29%). 11 учителей (52%) имеют высшую квалификационную категорию, 10 человек (48%) – первую.

 

Учреждение образования

Количество учителей

Образование

(очное / заочное)

Категория

(высшая  /первая)

Школа № 1

6

Высшее очное – 4

Высшее заочное – 2

Высшая –2

Первая– 4

Школа № 2

8 (1 в д/о)

Высшее очное – 7

Высшее заочное — 1

Высшая – 4

Первая – 4

Школа № 3

3

Высшее очное – 3

Высшее заочное — 0

 

Высшая –3

Первая– 0

Школа  № 4

2

Высшее очное — 0

Высшее заочное – 1

Переподготовка (заочно) -1

Высшая –1

Категории нет- 1

Школа № 5

2

Высшее очное – 2

Высшее заочное — 0

Высшая –2

Школа № 6

1

Высшее очное – 0

Высшее заочное — 1

Высшая – 1

Школа № 7

1

Высшее очное — 0

Высшее заочное — 1

Первая– 1

Итого:

23

(работающих-22)

Высшее очное – 16

Высшее заочное – 6

Переподготовка (заочно) — 1

Высшая категория–13

Первая категория – 9

Нет категории — 1

 

В течение прошедшего учебного года Аттестацию на квалификационную категорию прошли следующие педагогические работники:

 

№ п/п

Ф.И.О.

педагога

Учреждение

образования

Была категория

Аттестация

Приказ

  1.  

Учитель 1

Школа № 1

Первая

Первая

№ ***от***

  1.  

Учитель 2

Школа № 2

Первая

Высшая

№ ***от***

  1.  

Учитель 3

Школа № 3

Первая

Первая

№ ***от***

  1.  

Учитель 4

Школа  № 4

Первая

Высшая

№ ***от***

  1.  

Учитель 5

Школа № 5

Первая

Высшая

№ ***от***

 

III. Курсовая подготовка учителей-предметников:

Cогласно Федеральному закону № 273-ФЗ, с 1 сентября 2013 года педагогические работники имеют право на получение дополнительного профессионального образования (далее – ДПО) по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года (п. 2 ч. 5 ст. 47).

 В прошедшем учебном году курсы прошли 6 педагогов: 

ФИО

педагогов

 

Название курсов

 

Дата

Место прохождения

Кол-во часов

 

Школа  № 1

1. Учитель 1

«Оценочная деятельность педагога в условиях реализации ФГОС общего образования и профессиональных стандартов»

19.10-21.10.2020

РЦОКИО

3 дня

2. Учитель 2

«Профессиональная деятельность учителя русского языка и литературы в сфере оценивания учебных достижений обучающихся»

24.08-26.08.2020

ИППКРО

3 дня

3. Учитель 3

«Совершенствование предметных и методических компетенций педагогических работников (в том числе в области формирования функциональной грамотности) в рамках реализации федерального проекта «Учитель будущего»

02.07. -20.11.2020

г. Москва

112 час.

4. Учитель 4

«Содержание и методика преподавания учебного предмета «Родной (русский) язык»

 

28.08.2020

ИППКРО

8 часов

Школа  № 2

5. Учитель 5

«Совершенствование профессиональных компетенций учителя русского языка и литературы в области методики развития речи»    работников образования»

15.02-20.02.2021

 

 

 

 

ИППКРО

36 часа

Школа  № 3

6. Учитель 6

«Школа современного учителя: литература»

 

03.06.- 30.11.2021

Цифровая экосистема ДПО

(онлайн)

100 часов

 Профессия учителя требует постоянного совершенствования, регулярного обновления знаний, использования современных наиболее результативных технологий и обучающих методов. Все это возможно лишь при непрерывном обучении, повышении квалификации. Поэтому неслучайно, что в число обязанностей педагогических работников, определенных ч. 1 ст. 48 Закона об образовании, входит   обязанность «систематически повышать свой профессиональный уровень». Данное требование распространяется на всех педагогических работников.

IV. Участие педагогов в Муниципальных, Региональных и Всероссийских конкурсах (очных/заочных/дистанционных) за прошедший учебный 2020-2021 учебный год:

 Учитель 1 и Учитель 2., учителя школы № 6: призёры Муниципального этапа Регионального конкурса профессионального мастерства научно-методических материалов «Новой школе – новые стандарты» (август 2020 года)

 V. Экспертная деятельность педагогов:

ФИО

педагога

Учреждение образование

Экспертная деятельность

1.Учитель 1

Школа  № 1

1. Муниципальный этап олимпиады школьников по литературе

2. Итоговое сочинение выпускников 11-х классов

2.Учитель 2

Школа  № 1

1. Муниципальный этап олимпиады школьников по литературе

2. Итоговое сочинение выпускников 11-х классов

3.Учитель 3

Школа  № 1

1. Муниципальный этап олимпиады школьников по литературе

2. Итоговое сочинение выпускников 11-х классов

4.Учитель 4

Школа  № 2

1. Муниципальный этап олимпиады школьников по русскому языку

2. Муниципальный этап олимпиады школьников по литературе

3. Муниципальный этап Всероссийского конкурса «Портрет твоего края»

4. Итоговое сочинение выпускников 11-х классов

5.Учитель 5

Школа  № 2

1. Муниципальный этап олимпиады школьников по литературе

2. Итоговое сочинение выпускников 11-х классов

6.Учитель 6

Школа  № 3

1. Муниципальный этап олимпиады школьников по русскому языку

7.Уитель 7

Школа  № 3

Муниципальный этап олимпиады школьников по литературе

8.Учитель 8

Школа  № 4

1.Муниципального этапа Регионального конкурса профессионального мастерства научно-методических материалов «Новой школе – новые стандарты»

2. Муниципальный этап ВКС

3. Муниципальный этап олимпиады школьников по русскому языку

4. Муниципальный этап олимпиады школьников по литературе

5. Муниципальный этап областного конкурса «Герои Отечества – наши земляки»

6. Муниципальный этап Всероссийского конкурса «Портрет твоего края»

7. Итоговое сочинение выпускников 11-х классов

9.Учитель 9

Школа  № 4

1. Муниципальный этап ВКС

2. Муниципальный этап областного конкурса «Герои Отечества – наши земляки»

3. Итоговое сочинение выпускников 11-х классов

10Учитель 10

Школа  № 5

1. Муниципальный этап олимпиады школьников по русскому языку

11.Учитель 11

Школа  № 6

1. Итоговое сочинение выпускников 11-х классов

12.Учитель 12

Школа  № 7

1. Итоговое сочинение выпускников 11-х классов

13.Учитель 13

Школа № 7

1. Муниципальный этап олимпиады школьников по русскому языку

 13 педагогов из 23 (57 %) за прошедший учебный год работали в качестве экспертов, членов жюри на Муниципальном и Региональном уровнях.

 VI. Работа учителей-предметников по развитию и поддержке одарённых детей:

 6.1. Ежегодно обучающиеся школ города участвуют в школьном, затем в муниципальном этапе всероссийской олимпиады школьников по русскому языку и литературе. Результаты Муниципального этапа 2020-2021:

По литературе:

№ п/п

 

ФИО обучающегося

Класс

Школа

Статус

Учитель

1

Ребёнок

7

Школа  № 1

Победитель

Учитель 1

2

Ребёнок

7

Школа  № 5

Призёр

Учитель 2

3

Ребёнок

7

Школа  № 5

Призер

Учитель 3

4

Ребёнок

8

Школа  № 1

Победитель

Учитель 4

5

Ребёнок

8

Школа  № 5

Призер

Учитель 2

6

Ребёнок

8

Школа  № 7

Призёр

Учитель 5

7

Ребёнок

9

Школа  № 1

Призёр

Учитель 2

8

Ребёнок

9

Школа  № 1

Призер

Учитель 3

9

Ребёнок

10

Школа  № 5

Победитель

Учитель 4

10

Ребёнок

10

Школа  № 7

Призер

Учитель 2

11

Ребёнок

10

Школа  № 1

Призер

Учитель 5

12

Ребёнок

11

Школа  № 5

Победитель

Учитель 2

13

Ребёнок

11

Школа  № 7

Призер

 

 

Учитель 3

14

Ребёнок

11

Школа  № 7

Призер

 

 

Учитель 4

По русскому языку: 

№ п/п

 

ФИО обучающегося

Класс

Школа

Статус

Учитель

1

Ребёнок

8

Школа  № 5

Призёр

Учитель 2

2

Ребёнок

8

Школа  № 7

Призёр

Учитель 3

3

Ребёнок

9

Школа  № 1

Победитель

Учитель 4

4

Ребёнок

9

Школа  № 5

Призёр

Учитель 2

5

Ребёнок

10

Школа  № 7

Победитель

Учитель 5

6

Ребёнок

10

Школа  № 1

Призёр

Учитель 2

7

Ребёнок

10

Школа  № 5

Призёр

Учитель 3

8

Ребёнок

11

Школа  № 7

Победитель

 

 

Учитель 4

9

Ребёнок

11

Школа  № 1

Призер

 

Учитель 2

10

Ребёнок

11

Школа  № 1

Призер

 

Учитель 5

 Согласно Протоколу заседания ГМО учителей русского языка и литературы за №3  11.01.2021 по 1 пункту «Результаты муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку и литературе»  решили:

1.1. Принять к сведению результаты победителей и призёров муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2020-2021 учебном году *** городского округа по русскому языку и литературе.

1.2. Принять участие в региональном этапе всероссийской олимпиады школьников по русскому языку.

 Согласно приказу МОиН *** области от 29.12.2020 за № 2756 местом проведения регионального этапа всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательным предметам в 2020/2021 учебном году в *** городском округе была школа № 6.

 В региональном этапе по русскому языку участвовало 13 обучающихся:

9 класс- 3 человека, 10 класс – 6 человек, 11 класс – 4 человека.

Согласно протоколу работы жюри по итогам проведения результаты следующие: 

№ п/п

Ф.И.О. участника

Образовательное учреждение

Количество участников

Рейтинг

Статус

9 класс

  1.  

Ребёнок

Школа № 1

 

476

5

Призёр

  1.  

Ребёнок

Школа № 5

96

Участник

  1.  

Ребёнок

Школа № 7

344

Участник

10 класс

  1.  

Ребёнок

Школа № 4

 

 

418

116

Участник

  1.  

Ребёнок

Школа № 2

143

Участник

  1.  

Ребёнок

Школа № 7

158

Участник

  1.  

Ребёнок

Школа № 3

231

Участник

  1.  

Ребёнок

Школа № 5

286

Участник

  1.  

Ребёнок

Школа № 7

292

Участник

11 класс

  1.  

Ребёнок

Школа № 5

 

341

72

Участник

  1.  

Ребёнок

Школа № 7

144

Участник

  1.  

Ребёнок

Школа № 7

181

Участник

  1.  

Ребёнок

Школа  № 1

318

Участник

 6.2. Ежегодно в городе проходит Всероссийский конкурс сочинений.

 В 2020-2021 учебном году в ВКС приняли участие 10 обучающихся:

Школа № 1 – 3 обучающихся

Школа № 2 – 4 обучающихся

Школа № 3 – 1 обучающийся

Школа № 4 – 1 обучающийся

  Школа № 5 – 1 обучающийся 

Все работы были тщательно проверены по критериям и показателям. Членами жюри каждому ребёнку были даны соответствующие рекомендации.

Работы победителей были направлены на областной этап ВКС:

1.      ФИО ребёнка, 10 класс, Школа № 1

2.      ФИО ребёнка, 11 класс, Школа  № 5 

Согласно приказу МНиО *** области от 09.10.2020 года за № 1299 ФИО ребёнка и ФИО ребёнка стали призёрами Всероссийского конкурса сочинений в *** области в 2020 году. 

6.3. В течение года учителя-филологи четырёх школ города активно участвовали в работе по сопровождению высокомотивированных и одаренных детей в конкурсах разного уровня:

Школа № 1

·                    Всероссийский конкурс юных чтецов «Живая классика» — участников -4 ученика

Победители школьного этапа:

ФИО ребёнка 6б (учитель ФИО)

ФИО ребёнка 8а (учитель ФИО.)

Призёр областного этапа:

ФИО ребёнка 8а (учитель ФИО)

Школа № 2

·                    Всероссийский конкурс юных чтецов «Живая классика»

Лауреат 1степени- ФИО ребёнка.

· Конкурс сочинений «Письмо моему герою», «Герои войны-наши земляки», «Герои Труда –наши земляки»:

2место- ФИО ребёнка,

3место – ФИО ребёнка,

3 место- ФИО ребёнка                                                             

·                    Конкурс чтецов «Россия – Родина моя»

2        место- ФИО ребёнка

   2 место- ФИО ребёнка,

3        место- ФИО ребёнка

Школа № 3

·                         Муниципальный этап конкурса чтецов «В книжной памяти мгновение войны»

ФИО ребёнка 9 класс) – 1 место

ФИО ребёнка.(9 класс) – 3 место

ФИО ребёнка (7 класс) – участник

ФИО ребёнка (7 класс) – участник

·                         Конкурс сочинений «Без срока давности» (муниципальный этап):

ФИО ребёнка. (9 класс) – участник

Школа № 4

· ХVII Всероссийские предметные олимпиады Уровень: федеральный (март 2021), ООО «Центр поддержки талантливой молодёжи» (г.Бийск) — 9 человек

· «Живая классика», муниципальный этап, 1 человек:

ФИО ребёнка, 10 класс, 8 место. 

В следующем 2021-2022 учебном году необходимо продолжить работу по сопровождению одаренных и высокомотивированных обучающихся. 

VII.         Государственная Итоговая Аттестация:

7.1.                                               Итоговое собеседование:

Итоговое устное собеседование обучающихся 9 классов по русскому языку введено как условие допуска к ГИА-9 в рамках реализации Концепции преподавания русского языка и литературы и направлено на проверку навыков устной речи у школьников.

Итоговое собеседование проводилось во вторую среду февраля – 10.02.2021.

Результаты Итогового собеседования обучающихся 9-ых классов

Образовательное

учреждение

Количество

участников

(всего)

Количество прошедших собеседование

Количество

несдавших

участников

Школа № 1

78

73

5

Школа № 2

64

64

0

Школа № 3

51

48

3

Школа  № 4

10

10

0

Школа № 5

14

11

3

Школа № 6

11

11

0

Школа № 7

3

3

0

Итого:

231

220

11

 Для ОДИННАДЦАТИ обучающихся, получивших «незачёт», были предусмотрены ещё два дня для пересдачи в дополнительные сроки  – 10 марта и 17 мая.

ДЕСЯТЬ обучающихся получили «зачёт» по Итоговому собеседованию 10 марта,

ОДИН ученик (школа № 1) – не получил допуск к ОГЭ, получив «незачёт» и 10 марта, и 17 мая.

 7.2.                                               Итоговое сочинение:

Написание итогового сочинения (изложения) в российских школах перенесено с 5 апреля на 15 апреля 2021 года. Дополнительные даты проведения итогового сочинения (изложения) также сдвинуты — с 21 апреля и 5 мая на 5 мая и 19 мая 2021 года соответственно.

Результаты Итогового сочинения (15 апреля 2021 года)

Образовательное

учреждение

Количество обучающихся

Писали

Не справились

 

Пересдача

Школа № 1

42

42

0

0

Школа № 2

46

46

1

1

Школа № 3

16

16

0

0

Школа  № 4

7

7

0

0

Итого:

111

111

1

1

Всего итоговое сочинение в этом году писали 111 выпускников. Не справился 1 обучающийся. Пересдача происходила 12 мая 2021 года. Девочка получила «зачёт».

Результат итогового сочинения в случае представления его при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета действителен четыре года, следующих за годом получения такого результата.

7.3.           ОГЭ по русскому языку:

Образовательное

учреждение

Количество

участников

(всего)

Количество

сдавших       с 1 раза

Количество несдавших ОГЭ

Сдали со 2 раза

Осень

Школа № 1

76 (из 78)

71

5

2

3

Школа № 2

64

60

4

1

3

Школа № 3

51

49

2

0

2

Школа  № 4

10

10

0

0

0

Школа № 5

14

9

5

1

4

Школа № 6

11

8

3

1

2

Школа № 7

3

3

0

0

0

Итого:

229 (из 231)

210

19

5

14

 7.4.           ЕГЭ по русскому языку:

Образовательное

учреждение

Численность выпускников, участвовавших в ЕГЭ

Численность выпускников, сдавших ЕГЭ

Минимальное количество баллов

 (порог 24)

Максимальное количество баллов, полученное выпускником

Среднее значение баллов

Школа № 1

42

42

59

96

78

Школа № 2

46

46

48

94

71

Школа № 3

16

16

46

98

70

Школа  № 4

7

7

40

92

70

Итого:

111

111

40

98

74

 7.5.           ЕГЭ по литературе

Образовательное

учреждение

Численность выпускников, участвовавших в ЕГЭ

Численность выпускников, сдавших ЕГЭ

Минимальное количество баллов

 (порог 32)

Максимальное количество баллов, полученное выпускником

Среднее значение баллов

Школа № 1

0

0

0

0

0

Школа № 2

6

6

51

87

71

Школа № 3

2

2

84

90

87

Школа  № 4

0

0

0

0

0

Итого:

8

8

51

90

75

 

VIII.       Самообразование. Распространение и обобщение педагогического опыта:

 В течение учебного года члены городского методического объединения систематически повышали свой профессиональный уровень по использованию современных образовательных технологий в образовательном процессе. Каждый член ГМО продолжил работу над пополнением методической копилки в своих портфолио.

Одна коллега в течение учебного года поделились своим педагогическим опытом:

ФИО., учитель школы № 1

Участие во Всероссийской конференции преподавателей русского языка и литературы «ПедПросвет-2021» 26.06. — 01.07.2021:

Мастер-класс по теме «Использование ресурсов Тотального Диктанта в преподавании русского языка и литературы». Место проведения: г. Екатеринбург.

 IX.             Организация работы ГМО:

За отчетный период МО было проведено четыре заседания.

Заседания методических объединений, к сожалению, посещают не все педагоги. Есть коллеги, которые отсутствуют без уважительной причины.

Все заседания МО проводились согласно утвержденному плану.  Были рассмотрены актуальные вопросы образования, а также вопросы обучения, воспитания и развития учащихся с учетом их индивидуальных психофизических возможностей.

(Протоколы заседаний ГМО к отчёту прилагаются).

Таким образом, учителями городского методического объединения русского языка и литературы выполнена большая работа. Запланированные мероприятия проведены. Задачи полностью или частично выполнены.

Работу учителей гуманитарного цикла за 2020-2021 учебный год считаю признать удовлетворительной.

×
×