Руководство чтением в гколе

Автор: Марулина Галина Геннадьевна

«Книжная лоция». Руководство чтением, которое нас объединяет.

Марулина Г. Г.

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №65 Красноармейского района Волгограда»

В современном мире в условиях больших потоков информации человеку необходим «навигатор», позволяющий  выбрать правильный курс и успешно двигаться к цели. Таким «навигатором»  в обществе всегда были книги. Чтение имеет огромное значение для человека. Оно является важной составляющей умения учиться, расширять и пополнять своё собственное информационное пространство. Анализ современных технологий формирования навыков осознанного чтения как способа познания себя и окружающего мира, расширение образовательного пространства, интеграция в мировое информационное поле реализуются в нашем руководстве по формированию Читателя – «Книжной лоции». Данные рекомендации могут быть использованными учреждениями, организациями, заинтересованными в развитии читательского сообщества.

Лоция (от нидерл. loodsen «вести корабль») содержит подробные указания по путям безопасного плавания и остановкам у берегов с описанием средств и способов получения необходимых для плавания предметов и  провизии. Без умения качественно читать, без сформированной привычки к чтению замедляется и приостанавливается личностный рост и развитие человека. Наукой отмечено, что отказ от чтения и прежде всего художественной литературы, лишает жизнь человека духовной составляющей, ведёт к потере и размыванию традиционных нравственных ценностей, к резкому обеднению жизни.

Однако темп современной жизни, большие объёмы информации, с которыми приходится работать,  вытесняют из жизни многих людей чтение именно художественной литературы.  Нам кажется, что одной из важных причин этого является недостаточный уровень сформированности умения читать, что ведёт к потере интереса к чтению и замещению его иными источниками информации.

По данным различных исследований, более 30% населения считает себя полностью нечитающими или мало читающими. Сегодняшнее время диктует необходимость переосмысления многих привычных подходов к формированию и совершенствованию умений грамотного чтения, влияющего на личностное развитие и успешную жизнь в социуме.

Цель работы: поддержка, обсуждение имеющегося опыта и распространение практик читательской деятельности.

Задачи:

1.      Ознакомить специалистов (учителей, библиотекарей), родителей, людей, интересующихся самоорганизацией чтением, волонтеров чтения с существующими проектами, направленными на формирование интереса у подростков к чтению художественной литературы.

2.      Рассмотреть чтение в качестве важнейшего фактора становления российской идентичности, развития человеческого капитала, устойчивой практики сохранения и развития культуры в целом.

3. Предложить руководство «Книжная лоция» для Читателя, представляющее  чтение как процесс, управляемый рядом правил.

Обобщение и осмысление в руководстве «Книжная лоция» состояния дел и инициатив в чтении позволяет выдвинуть результат: содействие всестороннему гармоническому развитию личности, формированию, максимальному удовлетворению и развитию читательских интересов и потребностей, в повышении уровня профессиональных знаний и навыков, в воспитании культуры чтения.

Руководство «Книжная лоция» начинается с предложения – найти «свой» читальный зал.

Чего ожидает современный читатель от читального зала библиотеки? Место, где можно не только взять книгу, но и поработать за компьютером, поиграть в шахматы, увидеть спектакль, посетить мастер-классы анимации, курсы иностранных языков или компьютерной грамотности, по-старинке почитать книгу за столом под лампой.

1                   – пункт руководства «Поиск в библиотеке современного читального зала: Книга – холл».

Книга — холл — площадка для встречи с людьми, любящими и умеющими читать, место проведения вебинаров, online и offline мероприятий с читателями. Позволяет читателю активно  участвовать в  творческих  и научно-исследовательских мероприятиях, конкурсах. Книга – холл основан на современном мобильном пространстве, где  есть

ü    свободный Интернет (WiFi);

ü     индивидуальное рабочее пространство для каждого  читателя с возможностью использования библиотечного планшета (наушники, аудиодиски прилагаются);

ü    необходимая аппаратура для участия, проведения вебинаров, видеоконференций, круглых столов, просмотра  видеофильмов  в рамках каких-либо мероприятий и т.д.;

ü    современная мебель, чтобы уютно расположиться с книгой и т.д.

 

2                   — Пункт руководства технологии формирования умений осознанного чтения.

Процесс чтения в реальной жизни всегда носит личностный характер и продиктован необходимостью – либо осознаваемой, либо неосознаваемой.

Руководство разделено на 5 направлений – Навигаторов, основанных на модификации чтения: учебное, предпрофессиональное, семейное, досуговое, экзистенциальное. Каждое направление опирается на методики, которые способствуют их реализации на практике в разных возрастных группах читателей.  Каждое направление чтения дает личности специфический читательский опыт, формирует специфические читательские навыки, разные стороны культуры чтения и информационной культуры. Все направления тесно связаны и определяются предыдущим таким образом, что процесс поддержки детского и юношеского чтения становится единым и органичным.

Навигатор I «Читать для учебы»

Цель — информационно-образовательные настройки на поддержку интеллектуальных возможностей человека в условиях поиска верных решений.

Составляющая — занятия познавательной деятельностью, обучение критически мыслить и приобретать знания.

Индикатор — следование познавательному процессу в поисках знаний по учебным предметам, выявление связей с реальным миром, для того чтобы использовать этот процесс в собственной жизни.

         Подход — Методика А.М. Кушнира «Технология развития критического мышления»:

1.                 заниматься познавательной деятельностью, критически мыслить и приобретать знания;

2.                 делать выводы, принимать информационные решения, применять знания к новым ситуациям и создавать новое знание;

3.                 делиться знаниями и быть нравственными и продуктивными членами общества;

4.                 заботиться о личностном и эстетическом развитии.

Навигатор II ««Мастерская чтения»

Цель — информационно-образовательные настройки на поддержку социальной роли чтения, способствующие осмыслению отношений человека с другими людьми, с обществом.

Составляющая – ориентация чтения на духовное становление человека, эмоциональное и эстетическое развитие.

Индикатор — следование познавательному процессу в поисках знаний и переработки текстовой информации для дальнейшего использования и решения определенных задач.  

         Подход – методика   экзистенциальных    диалогов    научной   школы Е. В. Бондаревской.

Контрольный показатель – представления о личностных ролях, которые позволяют:

1.                 строить свое поведение в соответствии с моделями, схемами, воспроизводящимися индивидуально-личностным сознанием;

2.                 учитывать специфику средств общения, облегчающих или затрудняющих общение, а также различия разных схем, характера поведения людей в процессе общения.

Навигатор III «Открывая возможности книги для всех»

Цель – информационно-образовательные настройки на поддержку определения оптимального направления развития для самореализации личности.

Составляющая – осознание необходимости управления своим собственным развитием, способность увидеть взаимосвязь профессий, школьных предметов и надпрофессиональных навыков.

Индикатор — следование познавательному процессу в поисках

знаний и переработки текстовой информации в соответствии с образовательными задачами, процессом профессионального самоопределения.

         Подход – культурно – образовательный атлас «100 проектов для чтения» инструмент, открывающий новые горизонты перед читателями.

Навигатор IY «Чтение – дело семейное»

Цель – информационно-образовательные настройки на восстановление родительского чтения

Составляющая – осознание семейного чтения как средства сплочения семьи и организации семейного досуга.

Индикатор — следование традиции: передача от поколения к

поколению ценностей семейного чтения.

         Подход – методика А.М. Кушнира «Как воспитать Читателя».

Контрольный показатель – обеспечение  доброжелательной, уютной атмосферы, семейного отдыха от современного темпа жизни.

Навигатор Y «Чтение – основа всего»

Цель – информационно-образовательные настройки на становление «новой модели» чтения.

Составляющая – освоение языка классического наследия, образцов нравственности, гуманных моделей поведения.

Индикатор – спектр каналов и источников информации.

         Подход – стратегии смыслового чтения по Н. Н. Сметанниковой.

Контрольный показатель – организация востребованного интеллектуального досуга.

Таким образом, руководство «Книжная лоция» содержит все приоритетные направления формирования Читателя.

×
×