«Роль фортепианного ансамбля в развитии ученика ДШИ»

Автор: Склярова Марина Анатольевна

«Роль фортепианного ансамбля в развитии ученика ДШИ»

     Фортепианный ансамбль в музыкальной школе — это прекрасная отдушина, привносящая в занятия специальностью море разнообразия и удовольствия.

     Этот предмет дети любят по разным причинам. Прежде всего – это возможность совместного творчества, которого пианисты почти лишены: у нас не бывает оркестра, да и игра с другим инструментом (камерный ансамбль) в школах также не практикуется.

     А между тем совместное исполнение доставляет массу приятных эмоций и развивает полезные качества. Возьмём, к примеру, такое качество, как ответственность друг за друга. Ведь если ты не доучил свою партию, то твой напарник тоже пострадает, поскольку оценка ставится одна на двоих (за редким исключением). Это прекрасно мотивирует к занятиям, кроме того репертуар для совместного музицирования пианистов необыкновенно интересный, яркий, образный. И при этом его много, есть из чего выбрать и по стилю, и по форме, и по жанру.

      Ещё один плюс: в четыре руки можно извлечь гораздо больше звуков, и даже не очень взрослые музыканты могут звучать вполне солидно. А это радует, добавляет уверенности в своих силах. К тому же на сцене выступать вдвоём легче: почему-то не так волнуешься, наверное потому, что понимаешь: вряд ли сбой в игре может произойти одновременно у двоих, кто-то будет продолжать играть, а потом и второй подстроится.

     Очень часто ученики-пианисты, имеющие средние способности, а таких к сожалению большинство, заканчивают школу так и не сыграв на фортепиано достаточно серьезных, ярких, концертных произведений. Ведь они им просто не доступны, так как многие имеют проблемы в разборе текста, с трудом разбираются в фортепианной фактуре, а выучить концертное произведение, в котором технические трудности, сложные гармонии, большой объем многим просто трудно. Они оканчивают школу, так и не познав  огромные возможности фортепиано, которое не зря называют инструмент – оркестр.

     Поэтому ансамбль – это предмет, который помогает нам удерживать детей в школе, заинтересовать их игрой на фортепиано,  ведь мы знаем, как нелегко детям осваивать этот инструмент.

     Подготовка к игре в полноценном фортепианном ансамбле начинается буквально с первых уроков обучения игре на фортепиано. Ансамблевое музицирование способствует развитию способностей учащегося-музыканта: музыкального слуха, ритмического чувства, памяти, двигательно-моторных («технических») навыков. Развитие этих способностей может происходить и при прослушивании музыки, и  изучении музыкально-теоретических дисциплин, но особо эффективно, когда учащийся собственноручно оперирует с материалом. «Лучший способ понять и освоить явление — это воссоздать, воспроизвести его» (С. И. Савшинский).

         Педагогический опыт показывает, что донотный период тесно связан с ансамблевым музицированием в дуэте учитель — ученик. За счет насыщенного, богатого мелодическими и гармоническими красками сопровождения исполнение становится более красочным и живым. Гармонический слух нередко отстает от мелодического. Учащийся может свободно обращаться с одноголосием, но в то же время испытывать затруднение со слуховой ориентировкой в многоголосии гармонического склада. Воспроизводить многоголосие, аккордовую вертикаль — особо выгодные условия для развития гармонического слуха.

         Таким образом, здесь ансамблевая форма игры оказывается целесообразной и необходимой, гармоническое сопровождение в данном случае будет исполнять преподаватель. Это позволит ученику с первых же уроков участвовать в исполнении многоголосной музыки. Развитие гармонического слуха будет идти параллельно с мелодическим, то есть ребенок будет воспринимать полностью вертикаль.

      Всем известна склонность детей к подражанию. Эта склонность может принести большую пользу и ученику и педагогу в налаживании необходимых удобных игровых движений, в выработке правильной посадки за инструментом, в умении достичь певучего звука и многого другого, т.е. в формировании целого комплекса знаний, умений и навыков будущего музыканта.    

            Занятия фортепианным ансамблем в ДШИ начинаются с составления дуэта. Поэтому каждый ансамбль комплектуется из учащихся, близко стоящих друг к другу по характеру, вкусам, интересам, уровню развития и, конечно, по степени овладения инструментом.

     Часто бывает так, что учащиеся I класса не могут играть друг с другом, в силу психологических и технических моментов. В таких случаях в партнеры к первокласснику можно рекомендовать второклассника, который уже имеет достаточный исполнительский опыт, и поручить ему исполнение «второй» партии в ансамбле. Практика показывает, что объединение в дуэт таких исполнителей, с небольшой разницей в возрасте, чрезвычайно полезно для обоих партнеров: первоклассник начинает осознанно развивать свои игровые возможности, чтобы не «отстать» от своего старшего товарища, а второклассник в таком дуэте повышает свою самооценку и ощущает себя «опытным наставником» для младшего партнера. Он даже берет на себя  некоторые организационные моменты в исполнении, например – показ вступления. Опираясь на личный опыт, могу сказать, что в таком дуэте участники заинтересованы друг в друге, поэтому результативность их работы выше. На данном этапе продолжает формироваться навык слушания партнера, а также восприятие всей музыкальной ткани в целом. Фортепианный ансамбль, помимо всего прочего – прекрасная школа общения. Здесь дети вынуждены учиться понимать друг друга, общаясь вежливо, учитывая взаимные интересы, находя компромиссы. Хочу еще добавить, что дети играя в одном ансамбле какое то время, начинают общаться и дружить между собой вне школы.

     При подборке членов ансамбля педагог должен тщательно продумать распределение по партиям. Здесь одинаково недопустимы как завышение, так и занижение трудностей партии. В первом случае учащийся будет слишком долго выучивать её и просто плохо исполнять, во втором — он не получит от занятий в ансамбле ожидаемого творческого удовлетворения. При распределении партий педагогу нужно объяснить учащимся равнозначность каждого участника ансамбля. Учащиеся должны твердо уяснить, что невнимание на уроке — репетиции, невыученная партия приводит к тому, что они подводят своего партнера.

        Очень важна также и исполнительская практика. Задача: играть как можно чаще и больше – перед любой аудиторией, участвовать, по возможности, во всех мероприятиях, проводимых ДШИ. 

     Концерт – важный элемент учебно-воспитательной работы, творческий итог деятельности ансамбля. Предметом внимания педагога должна стать подготовка ансамбля к выступлению, непосредственно сам выход, поведение на эстраде, выработка устойчивого внимания, четкость и продуманность действий. Необходимо договориться с детьми о форме одежды, выработать привычку красивого собранного выхода (интервал между участниками, темп выхода и ухода). Разумеется, этому необходимо уделить внимание с первых же репетиционных занятий. Участникам необходимо четко знать, кто с какой стороны и за кем выходит на сцену. Далее следует одновременно сесть за инструмент, синхронно начать играть. Необходимо отработать совместный поклон и дисциплинированный уход со сцены. Мобилизация внимания на сцене помогает не только внешне держаться красиво, но и донести до слушателя все сделанное в процессе репетиций, наконец, отражает чувство ответственности, уважение к слушателям. 

      Необходимо обеспечить большой «запас прочности» при подготовке к выступлениям детского ансамбля. Детская психика очень ранима, и ощущение неудачи может надолго отравить радость коллективного творчества. Вот почему в начальном периоде работы классным занятиям следует отдать предпочтение перед преждевременными выступлениями. Излишнее волнение, чувство неудовлетворенности, которые приносят детям подобные «сырые» выступления, будут тормозить занятия в ансамбле на следующих этапах. После выступления участникам ансамбля нужно дать возможность выразить впечатление о своей игре. Дети очень любят это делать, и, обсуждая, бывают очень критическими.

     В нашей школе был удачный опыт целой концертной программы, посвященной фортепианному ансамблю, где вместе с учениками выступали преподаватели. Играли детские, взрослые, учитель-ученик, в 4,в 6 и даже в 8 рук ансамбли. Подготовка и проведение этого мероприятия доставила множество радостных и волнительных впечатлений и детям, и взрослым.

        Игра в ансамбле играет важную роль в развитии творческих способностей детей. Приобретенные за годы учебы навыки и умения совместной игры совершенствуют слуховые, ритмические, образные представления учащихся; формируют их музыкально-эстетический вкус на высокохудожественных произведениях; воспитывают чувство партнерства; обогащают кругозор; учат воспринимать музыку осознанно. 

       Широкое использование фортепианного ансамбля способствует принципу педагогики – сотрудничества. Оно направлено на раскрытие творческого потенциала каждого ребенка, развитие способностей к самовыражению, освоение культурного наследия. 

     Ценным в работе над фортепианным ансамблем является то, что учащиеся получают удовлетворение от совместно выполненной художественной работы, чувствуют радость общего порыва, объединённых усилий, взаимной поддержки, начинают понимать своеобразие совместного исполнительства. Все это говорит о необходимости занятий ансамблевым музицированием.

     Ансамблевая игра является неотъемлемой частью учебного процесса в ДШИ, делает его более интересным и увлекательным, помогая учащимся приобрести важные, разнообразные и полезные умения и навыки.

 

 

Преподаватель МБУ ДО «ГДХШ» НГО

Склярова М.А.

г. Находка  

2022г.

 

×
×