«Мульттерапия в работе с детьми и кризисными семьями»

Автор: Попушой Евгения Юрьевна

«Мульттерапия в работе с детьми и кризисными семьями».

Попушой Е.Ю., воспитатель.  Краевое государственное бюджетное учреждение  социального  обслуживания  «Находкинский социально реабилитационный  центр для несовершеннолетних «Альбатрос».

Приморский  край.

 

«Наше творчество предназначается для того, чтобы красота земли, призыв к борьбе за счастье, радость и свободу, широта человеческого сердца и сила разума преобладали над тьмой и сверкали, как незаходящее солнце».

К. Г. Паустовский

 

Семья является важнейшим фактором социализации, центром развития, субъектом воспитания и условием саморазвития ребенка. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия, открывает для себя мир человеческих отношений, становится субъектом самовоспитания.

Благополучная – понятие очень условное. Будем считать таковой семью, которая обеспечивает требуемый минимум благосостояния, социальной защиты, создает условия для социализации детей до достижения ими психологической и физической зрелости.

Неблагополучная семья – это семья с низким социальным статусом, не справляющаяся с возложенными на нее функциями в какой – либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно. Адаптивные способности неблагополучной семьи существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно и малорезультативно.

          Неблагополучная семья – это семья, в которой ребенок испытывает дискомфорт, стресс, пренебрежение со стороны взрослых, подвергается жестокому обращению. Главной характеристикой такой семьи является отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворения его нужд, защиты его прав и законных интересов.

Кризисные семьи — это семьи, переживающие внешний или внутренний кризис (изменение состава семьи, взросление детей, развод, болезнь, смерть кого-либо из членов семьи, утрата работы, жилья, документов, средств к существованию и т. д.). Кризис – это происшествие, которое причиняет вред человеческой жизни, окружающей среде.

 Одним из приоритетных направлений реабилитационной работы СРЦН «Альбатрос» является работа  с кризисными семьями, цель которой восстановление детско — родительских отношений и повышение уровня родительской компетентности.

 Специалисты учреждения помимо профилактической работы с неблагополучными и кризисными семьями, активно используют эффективные методы анимационной арт – терапии в рамках  «Мультстудии «Альбафильм».

«Анима» — в переводе с латинского означает «душа». Первоначальное значение слова «анимация» связано с одушевлением, оживлением. Анимационная терапия как средство реабилитации и социализации детей, прочно вошла в жизнь воспитанников реабилитационного центра «Альбатрос». Как известно, все дети любят смотреть мультфильмы, а научиться их создавать еще увлекательней и занимательней. Это один из самых безопасных методов реабилитации, при котором коррекция внутрисемейных отношений   происходит естественно и гармонично.

 В студии занимаются дети с различными нарушениями: поведения, общения, с отклонениями в умственном развитии и эмоциональными расстройствами. В творческой среде дети чувствуют себя свободно и уверенно, так как перед ними не ставится задача сделать «красиво» или «правильно», они могут посредством мультипликации смело выразить себя и свои чувства.

Все дети – творцы, у каждого ребенка есть способности и таланты. Анимация как вид экранного искусства дает детям возможность развивать и реализовывать свои творческие способности.

Мультипликация включает в себя неограниченное число видов деятельности и  огромное количество возможностей для социализации детей:

— мультипликационное творчество позволяет развивать креативные способности детей;

—  предоставляет возможность  работать в команде;

—  помогает осваивать  новые технологии.

Организация творческой совместной деятельности в мультипликационной студии оказывает положительное влияние на детей и вносит свой вклад в систему реабилитации несовершеннолетних. Это весьма действенный метод, приносящий хорошие результаты как в коррекции поведения «трудных» подростков с повышенными агрессивными проявлениями, поведенческими нарушениями, так и в личностном развитии детей с заниженной самооценкой, с высоким уровнем тревожности. Так как сама атмосфера мультипликации несет высокую терапевтическую составляющую, помогает безболезненно пережить психотравмирующие события, побороть страх и наполнить внутренний мир ребенка позитивными эмоциями, удовлетворить потребность в любви и признании, выразить свои эмоции и чувства.

Анимация или мультипликация — создается при помощи фигур, которые могут быть изготовлены из любого материала (пластилина, бумаги, песка, пуговиц, ниток, круп и специй, природных материалов и т.д.). Создание мультфильма в любой технике совместно с ребенком — это хороший способ для расширения кругозора, развития мелкой моторики. Эта технология помогает ребёнку творчески раскрыться, реализоваться, способствует формированию активной жизненной позиции, развитию воображения, которое требует воплощения идей. Посредством мульттерапии происходит  преодоление эмоциональных нарушений и кризисных состояний. Кроме того мульттерапия обладает не только коррекционно – терапевтическим эффектом, но имеет ощутимые преимущества в работе с кризисными семьями.

Одним из главных достоинств занятий в мультстудии является психокоррекция взаимоотношений. Именно через общение в процессе создания персонажей осуществляется интенсивная эмоциональная регуляция психологического самочувствия, снятие многих психологических проблем: неврозов, замкнутости, конфликтности. Когда в семье наблюдаются деструктивные детско-родительские отношения, за желанием творческого созидания стоит потребность, в сильных и целостных  эмоциональных переживаниях, как для детей, так и для родителей. Занятия в студии предоставляют им возможность с помощью  образов и метафор эмоционально отреагировать на острые переживания и безболезненно преодолеть  волнения и трудности, научиться контролировать и регулировать свой внутренний мир. Работа с художественными и творческим материалами часто сопровождается ка-тарсическим эффектом, который вызывает эмоциональную разрядку, чем смягчает напряжение в семейных отношениях, а также дает возможность найти способ решения конфликтной ситуации.

Ценность использования анимации в работе с семьями в том, что образы, которые создаются родителями и детьми, передают больше, чем слова, в особенности, когда речь идет о сложных переживаниях. С помощью данного средства становится возможным исследование тех аспектов функционирования семьи, которые с трудом поддаются оценке с помощью иных средств (например, опроса) из-за действия механизмов психологической защиты.

Психологическая коррекция деструктивного родительского отношения предполагает кардинальное изменение ценностных структур сознания родителей. Главный акцент мы делаем на осознавании и взращивании ответственности у родителя за ребенка в силу своего родительского статуса.

  Использование мультстудии в работе с кризисной семьёй дало возможность специалистам реабилитационного центра СРЦН «Альбатрос» получить важную диагностическую информацию о связях между членами семьи, их статусе, ролях, способах коммуникации. Это предоставило условия для определения целей психологического воздействия, оценки динамики семьи. Индивидуальное и совместное создание мультперсонажей, ситуаций,  позволяет родственникам без страха проявлять свои чувства, что оказывает положительный эффект и укрепляет семейные отношения.

Главное достоинство мульт-терапии – феномен оживления персонажей. Анимация (одушевление) свойственна детскому сознанию, однако всегда воспринимается ребенком как чудо, и вызывает неподдельный восторг и удивление, как у детей, так и у родителей, делающие первые шаги в анимации.

Занятия в детской студии «Альбафильм» включают в себя создание декораций, персонажей и сочинении сказок. В результате участники получают новые умения, сказки и мультфильмы собственного сочинения. Педагоги в свою очередь, знакомясь с семейными работами, узнают много интересного о семьях своих воспитанников, их традициях, увлечениях, о системе воспитания детей в семье.

Совместное творчество  не только объединяет семьи и детей, помогает мамам и папам объективно оценить возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнерами, раскрыть свои таланты и творческие способности, но и создает атмосферу тепла и доверия.

Деятельность специалистов СРЦН «Альбатроса» по реализации арт-анимационной терапии осуществляется в рамках программы «Мультстудия «Альбафильм».  

Программа предназначена для коррекции внутрисемейных отношений    и развитие эмоциональной, коммуникативной сферы личности ребенка средствами активной мультипликации.

Цели и задачи программы:

—  познакомить с историей возникновения и видами мультипликации;

—  познакомить с технологией создания мультипликационного фильма;

—  развивать творческое мышление и воображение;

—  способствовать проявлению индивидуальных интересов и потребностей;

— развивать интерес к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми

— установление и развитие отношений партнёрства и сотрудничества родителей с ребёнком;

—  улучшение понимания родителями собственного ребёнка, особенностей и закономерностей его развития;

—  достижение способности к эмпатии, пониманию переживаний, состояний и интересов друг друга;

—  выработка навыков адекватного и равноправного общения, способности к предотвращению и разрешению межличностных конфликтов.

—  гармонизация эмоционального состояния;

—  социализация детей через работу в команде, привлечение их к участию в различных творческих конкурсах.

Основа анимационной терапии – это создание такой терапевтической среды, где ребенку будет предоставлен полный простор для фантазии и самовыражения, не  скованный ни чьим контролем, для того, чтобы раскрылся его творческий потенциал. Любой ребенок сможет проявить себя на одном или нескольких этапах создания мультфильма, будь то написание сценария, изготовление персонажей и фона, съемка или озвучивание мультфильма. На занятиях дети чувствуют себя свободными, они могут посредством мультипликации смело выразить себя и свои чувства. В анимационной терапии сам автор одновременно может являться творцом художественного продукта и самим художественным продуктом.

Анимация – искусство, разрушающее все стереотипы изображения, движения, создания образов, чьи «границы совпадают только с границами воображения». Опыт создания собственного мультфильма – это игра, позволяющая ребенку, родителю думать и говорить образами, понимать себя и окружающий мир, это диалог между внутренним миром ребенка и внешней действительностью. Анимация предоставляет большие возможности для развития творческих способностей, так как сочетает в себе теоритические и практические виды деятельности, а их результатом является реальный продукт самостоятельного творческого труда взрослого и ребенка.

В течение всего реабилитационного периода с детьми и родителями проводятся занятия, в рамках которых взрослые и дети  знакомятся с шедеврами российской и мировой мультипликации, с творчеством выдающихся мультипликаторов, основами техники создания мультфильма, а также сами создают мультфильмы.

При отборе содержания занятий в студии использовался структурно – системный принцип, при котором изучаемый материал выстраивается с постепенным усложнением.

Принципы и подходы к реализации программы

1. Наглядность: у детей формируется представления в процессе наблюдений, рассматривания картин, наглядных пособий и просмотра видеоматериала.

2. Научность: в совместной деятельности с детьми используется научная литература, периодические издания.

3. Последовательность: поэтапное формирование мультипликационных умений детей.

4. Содействие и сотрудничество детей и взрослых.

5. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности, сотрудничество с семьей.

  Результаты проведения занятий с семьёй в студии «Альбафильм»  таковы:

— создаёт положительный эмоциональный настрой;

— облегчает процесс коммуникации,  способствует созданию отношений взаимного приятия, эмпатии;

— позволяет обратиться к тем реальным проблемам или фантазиям, которые по каким-либо причинам затруднительно обсуждать вербально;

— даёт возможность на символическом уровне экспериментировать с самыми разными чувствами, исследовать и выражать их в социально приемлемой форме.

Работа над анимационными персонажами безопасный способ разрядки разрушительных и саморазрушительных тенденций. Мульттерапия позволяет проработать мысли и эмоции, которые человек привык подавлять.

— развивает чувство внутреннего контроля.

Деятельность мультстудии для детей очень увлекательна и интересна. Просматривая работы детей, вновь прибывшие ребята, удивляются и загораются идеей создания своего фильма. Даже самые робкие включаются в работу. Каждый выбирает свою роль (аниматор, оператор, сценарист, художник и т. д.). Полученный результат демонстрируется на праздниках, родительских встречах. Это стимулирует творческую активность, повышает самооценку, инициативность детей.

Мультипликация – это интересное, занимательное дело для ребят и взрослых, требующее длительных усилий и сплоченной, слаженной коллективной работы. А кроме ярких эмоций на память останется мультфильм, снятый своими руками. И главное, завершая одну работу, они озарены уже другой идеей и замыслом создания нового мультфильма. Бывает, что результатом долгой кропотливой работы,  становятся всего несколько минут экранного времени… Но эти несколько минут стоят потраченных времени и сил. Ведь у ребенка настолько богатый внутренний мир, мир фантазий и эмоций, что мультипликация позволяет сделать большой шаг к развитию активной творческой личности ребенка, способностью к самореализации, умеющей устанавливать гармоничные отношения с родителями, другими людьми и с самим собой.

Результаты работы мультстудии «Альбафильм» представляются на конкурсах  Всероссийского  фестиваля детского кино и телевидения «ВЕСЕЛАЯ ЛАРГА»,  «Жар – птица».  Конкурсные работы ребят «Альбатроса» завоевали награды и благодарности.  Работу студии оценили на приморском телевидении канал ОТВ, и телевидении г. Находка.

 

Литература:

1. Иткин В. Д. Что делает мультипликационный фильм интересным /

В. Д. Иткин // Искусство в школе. – 2008.- № 1.

2. Зейц М. В. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница /

М. В. Зейц.-М.: ИНТ, 2010.

3. Лыков И. И. Куда уходят детские рисунки.// Обруч.-2012.-№1

4. Кудрявцева В. В. Создать атмосферу сказки. // Искусство в школе.-2006.-№3

5. Куприянов Н. Н. Занятия анимацией – «витамин игры». // Искусство в школе.-2007.-№ 4.

6. Технология работы с проблемными, кризисными, дисфункциональными семьями: Сборник статей (методическое пособие).  — Владивосток, 2002.

7. Вопросы профилактики и коррекции жестокого обращения с детьми в семьях. Методические материалы. – М., 2010

8. Вестник. Психосоциальной и коррекционной – реабилитационной работы. 2004. № 2.

9. «Основные принципы организации работы Службы социальной помощи семье с детьми». – Владивосток:…, 2016.

10. Алешина Ю. Е. Семейное и индивидуальное консультирование. – М.: Класс, 2004.

11. Андреева Т. В. Психология семьи: Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2007.

12. Анцыферова Л. И. Личность в динамике: некоторые итоги исследования//Психологический журнал. № 5 – 2007.             

13. Браун Дж., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии. – СПб.: Питер, 2006.

 

 

×
×