Автор: Ленара Рафинатовна Касимова
Многолетний опыт логопедов различных практических учреждений показал, что при коррекции заикания недостаточно только логопедических приемов — необходимо комплексное воздействие на психику и речевую деятельность ребенка. Частью этого комплекса являются элементы йоги, позволяющие успокаивать заикающихся и снимать характерное для них чрезмерное мышечное и эмоциональное напряжение.
Новейшие исследования, которые проводятся в области речевых расстройств, начинают давать обнадеживающие результаты, указывающие на позитивную роль йоги в лечении заикания у детей младшего школьного возраста. Как оказалось, йога помогает преодолевать запинки речи. Некоторые дыхательные упражнения йоги, а также медитация могут решить проблему заикания. Асаны и дыхательные упражнения (пранаямы) в значительной степени помогают сохранить эмоциональное и физическое равновесие обучающегося.
Медитация помогает ребенку вернуться в спокойное состояние психики, помогает снять стресс и психическое и эмоциональное напряжение. Медитация обучает глубокому и контролируемуму дыханию. Почти все заикающиеся дети испытывают тревогу перед говорением в обществе. Психологическое напряжение способствует возникновению запинок в речи. Медитация и специальные дыхательные упражнения как раз и помогают снять это напряжение. Медитация приходит на помощь, расслабляя разум и тело.
Для лечения заикания рекомендуется использовать следующие асаны:
1. «Синхасана» — «Поза льва»
Техника выполнения:
— сядьте на колени, ладони рук положите на колени,
— откройте рот и высуньте язык как можно дальше, пытаясь достать до подбородка.
Дышите ртом.
— Взгляд направляйте на кончик носа или в область межбровья.
Выполняйте Позу льва в течении 30 секунд.
2. «Макарасана» — «Поза крокодила»
Техника выполнения:
Первый вариант:
1. Лягте на живот. Поднимите голову и плечи. Руки согните в локтях и положите подбородок на ладони. Локти упираются в пол, предплечья направлены вверх. Расслабьте все тело и закройте глаза.
2. Дышите естественно и ритмично. Сосредоточьтесь на процессе дыхания или подсчете дыхательных движений. Выполняйте асану как можно дольше.
Второй вариант:
1. Лечь на живот, поместить ладони под подбородок, прижать локти к полу, соединить пятки.
2. Поочередно поднимать то левую, то правую ногу, согнув ее в колене, синхронизируя с медленным вдохом и выдохом. Сосредоточьтесь на процессе дыхания или подсчете дыхательных движений. Выполняйте асану как можно дольше.
3. «Поза дерева»
Техника выполнения:
Поза имеет 2 позиции, которые отличаются друг от друга различным положением рук. Упражнение выполняется стоя. Оставаться в нем нужно столько, сколько приятно.
Ступня правой ноги кладется на внутреннюю сторону бедра левой но, пяткой к паху, а пальцами вниз (или наоборот, ступня левой ноги кладется на внутреннюю сторону бедра правой ноги).
Первая позиция: руки складываются в положение «Здравствуй, Солнце» — как для молитвы, предплечья параллельны полу. Дыхание произвольное.
Вторая позиция: руки вытягиваются вверх над головой, ладони вместе.
Терапевтический эффект – эта поза тренирует вестибулярный аппарат, хорошо действует на нервную систему.
4.«Поза лотоса»
Техника выполнения:
Нужно сесть прямо, вытянуть ноги вперед. Положить правую ступню тыльной стороной на левое бедро так, чтобы пятка касалась нижней части живота. Затем левую ступню тыльной стороной положите на правое бедро, чтобы пятка касалась живота. Руки положить на колени, кончики больших пальцев соединить с указательными в колечко, остальные пальцы вытянуть вместе; голова, шея и туловище находятся на одной прямой. Дыхание произвольное, неглубокое, через нос. Тело максимально расслаблено.
Терапевтический эффект – упражнение устанавливает внутреннюю физическую и умственную гармонию, вызывает спокойствие, поднимает настроение
Противопоказания – тяжелая форма варикозного расширения вен ног.
5. Поза змеи
Техника выполнения:
Нужно лечь на живот, вытянуть ноги вдоль пола, руки подставить под плечи, опереться на них, приподнять корпус вверх, постепенно тянуться как можно выше к потолку.
Терапевтический эффект – снятие зажимов и спазмов, снижение утомляемости.
6. Поза собаки
Техника выполнения:
Нужно лечь на живот, ладони находятся на уровне груди, локти рядом с туловищем, ладони направлены вперед. Сделать вдох и поднять корпус от пола. Ноги должны быть прямыми, стопы плотно прижаты к полу, голова опущена вниз.
Терапевтический эффект – убирает зажимы в шейном отделе
Противопоказания – черепно-мозговая травма, повышенное давление.
Дыхательное упражнение «Голоса животных»
Детская йога использует все виды дыхательных техник, которые связаны со звуками, издаваемыми животными. Можно предложить ребенку дыхание с шипением как у змеи, рев льва, птичий свист, лай собаки, мяукание кошки. Эти звуки помогают проработать диафрагму и укрепить легкие.
Дыхательное упражнение «Окно и дверь»
Стоя ровно, выпрямиться. Правой рукой зажимаем правую ноздрю, медленно вдыхаем через окно, потом левой рукой зажимаем левую ноздрю и медленно выпускаем воздух через дверь.
Дыхательное упражнение «Дыхание любви»
Предлагается вдохнуть, развести руки в стороны параллельно полу, ладони смотрят вперед. На выдохе скрестить руки перед грудью и обнять себя, поместив руки на спину или плечи. Делаем глубокий вдох и выдох, проговаривая про себя «я люблю себя». Длительное и глубокое дыхание любви развивает уважение к себе и повышает самооценку.
Важно придерживаться следующих рекомендаций при выполнении упражнений:
— выполнять упражнения не менее чем за 1,5 часа после еды;
— проветрить помещение, в котором будет проходить занятие;
— во время упражнения вдох через нос, выдох через рот медленно, дыхание не задерживать;
— необходимо ободрять ребят добрыми словами, быть терпимыми к их ошибками;
— заканчивать занятие следует полным расслаблением:
Безусловно, работая с детьми в условиях школы, невозможно использовать все элементы. Но часть ее вполне доступна. Необычность и образность этих поз вызывают интерес и желание выполнять их вновь и вновь. Систематическое применение упражнений приводит к тому, что уже через несколько месяцев большинство заикающихся детей отлично справляются с упражнениями, стремятся достичь новых положительных результатов. Постоянное преодоление трудностей , расширение границ своих возможностей способствует развитию волевых качеств, решительности, целеустремленности и уверенности в себе.