Здоровьесберегающие технологии как основные методические приемы в работе по здоровье сбережению обучающихся в воспитательно-образовательном пространстве образовательного учреждения.

Автор: Пархоменко Светлана Михайловна

Прежде всего, уточним, что входит в само понятие «здоровье». Существует более 300 определений здоровья. Согласно Уставу Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) это не только отсутствие болезни и повреждений, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие. Такое определение имеет явные преимущества перед бытующим мнением, что здоровье – это отсутствие болезни.

Педагоги определяют «здоровьесберегающие образовательные технологии» как совокупности всех используемых в образовательном процессе приемов, технологий, не только оберегающих здоровье обучающихся от неблагоприятного воздействия факторов образовательной среды, но и способствующих воспитанию у обучающихся культуры здоровья. И, следовательно, задача здоровьесберегающей педагогики – обеспечить обучающему высокий уровень здоровья, сформировать культуру здоровья для будущей счастливой самостоятельной жизни, умения заботиться о своем здоровье и бережно относиться к здоровью других людей.

Из определения здоровьесберегающих образовательных технологий видно, что важнейшей целью их внедрения в образовательный процесс является формирование культуры здоровья. Культура здоровья должна не изучаться, а воспитываться. При этом творческий характер образовательного процесса – крайне необходимое условие здоровье сбережения. Включение ребенка в творческий процесс не только служит реализации той поисковой активности, от которой зависит развитие человека, способствует достижению цели работы учреждения – развитие личности обучающегося, но и снижает вероятность наступления утомления.

Основными элементами здорового образа жизни являются:

1) отсутствие вредных привычек;

2) высокая культура общения и поведения;

3) рациональное питание;

4) соблюдение режима труда и отдыха;

5)оптимальный двигательный режим, основу которого составляют регулярные занятия физической культурой и спортом;

6) санитарно – гигиеническая культура.

    Применение в своей работе  здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного пространства образовательного учреждения, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья обучающихся, если:

— созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий образовательного учреждения;

— внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому обучающемуся при опоре на мониторинг здоровья детей;

— сформированы положительные мотивации у педагогов и родителей обучающихся.

          Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на укрепление и сохранение здоровья обучающихся, получившие в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии».

  Главным критерием результативности здоровьесберегающих педагогических технологий является их влияние на развитие личности ребенка, увеличения резервов его здоровья и, как следствие, легкая степень адаптации к нагрузкам.

Основные направления здоровьесберегающих  технологий  в образовательном учреждении:

 1. Организация занятия в условиях здоровьесберегающей технологии;

2. Игровые оздоровительные технологии;

3. Гимнастика для глаз по Аветисову и Базарнову;

4.Веселые физкультминутки на занятиях для коррекции осанки и профилактики детского сколиоза;

5. Работа по предупреждению утомляемости глаз на занятиях;

6. Дыхательная гимнастика;

7. Формирование навыков здорового образа жизни;

8. Ионизация воздуха в учебных кабинетах;

9. Роль семьи в формировании у младших школьников здорового образа жизни;

10. Взаимосвязь показателей заболеваемости обучающихся с организацией их учебной деятельности в условиях здоровьесберегающей педагогики.

   Здоровье обучающегося можно считать достигнутой нормой, если он:

·       в физическом плане — умеет преодолевать усталость, его здоровье позволяет действовать в оптимальном режиме;

·       в интеллектуальном плане — проявляет хорошие умственные способности, любознательность, имеет воображение, склонность к саморазвитию личности;

·       в нравственном плане — честен, самокритичен;

·       в социальном плане — коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить;

·       в эмоциональном плане — уравновешен, способен удивляться и восхищаться.

Важна и правильная организация учебной деятельности, а именно:

1. Строгое соблюдение режима занятий с учетом требований СанПина.

2. Построение занятия с учетом динамичности обучающихся, их работоспособности, средств наглядности и использование ТСО в пределах, не наносящих вреда здоровью.

3. Обязательное выполнение гигиенических требований.

4. Благоприятный фон эмоционального настроя педагога.

    Наиболее эффективны перемены, в основу которых положены подвижные игры.  Две — три игры: сначала — игру средней интенсивности, затем высокой и, наконец — малой интенсивности.

  Для того чтобы правильно организовать игры на переменах, можно воспользоваться книгой Е. М. Геллера «Игры на переменах для школьников 1 — 8 классов».

    Чтобы эффект усиливался можно использовать музыкальное сопровождение или снимать на камеру, что повышает интерес. Правильно организованные подвижные игры благоприятно отражаются на состоянии и самочувствии обучающихся, которые затем продуктивнее занимаются на занятии, лучше воспринимают материал, спокойнее ведут себя.

    Таким образом, перемены должны использоваться для разумного отдыха обучающихся  и наиболее эффективной подготовке  к очередному занятию.

Для сохранения, укрепления и формирования здоровья обучающихся  является важным не только соблюдение гигиенических критериев рациональной организации занятия, но и использования в работе с учащимися нетрадиционных форм.

    Всё это делает очевидным необходимость осуществления дифференциации содержания, методов, форм, средств гигиенического воспитания с учетом состояния здоровья, характерологических особенностей, темперамента, возраста.

Характеристики занятия, которые можно назвать здоровьесберегающими.

а) Выполнение рекомендаций СанПиНа:

  • требования к освещенности кабинета,
  • требования к мебели,
  • температурный режим помещения,
  • уровень шума,
  • место и длительность применения  ИКТ.

б) Динамическая организация занятия:

  • физкультминутка,
  • дыхательная гимнастика,
  • глазная гимнастика,
  • поза учащегося на занятии.

в) Психологический подход при проведении занятия:

  • учет индивидуальных особенностей учащихся,
  • учет темперамента учащихся,
  • умение работать с различными группами учащихся,
  • дифференцированный подход в обучении.

г) Психологический климат занятия:

  • мажорность занятия (эмоциональность),
  • проявление доверительного подхода к обчающимся,
  • наличие на занятии эмоциональной разрядки,
  • создание ситуации успеха.

д) Некоторые педагогические знания и умения:

  • чередование различных видов деятельности (средней продолжительности и частоты);
  • количество используемых на занятии методов, чередование методов,
  • плотность занятия;
  • темп окончания занятия;
  • определение момента наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности;
  • умение у педагога оценивать процесс формирования внимания и мышления;
  • умение оценивать уровень работоспособности.

е) Формирование ЗОЖ и культуры здоровья на занятии:

  • включение в учебные программы модулей по вопросам здоровья;
  • постановка воспитательной задачи по привитию культуры здоровья.

  Работоспособность обучающихся выше в группе, где создан благоприятный микроклимат путём постоянного проветривания кабинета.

Следует помнить, что формирование хорошей осанки — основная цель при подборе мебели для каждого обучающегося  ведь учебный процесс связан не только с умственным, но и с физическим напряжением, так как даже сидение за столом  вызывает значительное напряжение мышц спины, шеи, живота. Необходимо постоянно объяснять ребятам, что удобнее и полезнее сидеть прямо.

   Хорошо подобранная мебель позволяет обучающимся сохранять правильную рабочую позу, при которой нагрузка равномерно распределяется на правую и левую части тела.

   Присмотритесь к обучающимся — на одном ли уровне у них лопатки, нет ли отклонений позвоночника в ту или иную сторону. И чаще напоминайте им, как правильно сидеть за партой. Постоянное внимание и контроль  за рабочей позой обучающихся позволит сохранить им хорошую осанку на всю жизнь.

 

Быть здоровым – это естественное желание человека. Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не думают об этом. Мы обязаны помочь ребенку осознать, что нет ничего прекраснее здоровья. Здоровый и духовно развитый человек счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию. Такого человека мы и должны «создать» и воспитать, начиная с самого раннего детства. 

 

×
×