Автор: Пархоменко Светлана Михайловна
Прежде всего, уточним, что входит в само понятие «здоровье». Существует более 300 определений здоровья. Согласно Уставу Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) это не только отсутствие болезни и повреждений, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие. Такое определение имеет явные преимущества перед бытующим мнением, что здоровье – это отсутствие болезни.
Педагоги определяют «здоровьесберегающие образовательные технологии» как совокупности всех используемых в образовательном процессе приемов, технологий, не только оберегающих здоровье обучающихся от неблагоприятного воздействия факторов образовательной среды, но и способствующих воспитанию у обучающихся культуры здоровья. И, следовательно, задача здоровьесберегающей педагогики – обеспечить обучающему высокий уровень здоровья, сформировать культуру здоровья для будущей счастливой самостоятельной жизни, умения заботиться о своем здоровье и бережно относиться к здоровью других людей.
Из определения здоровьесберегающих образовательных технологий видно, что важнейшей целью их внедрения в образовательный процесс является формирование культуры здоровья. Культура здоровья должна не изучаться, а воспитываться. При этом творческий характер образовательного процесса – крайне необходимое условие здоровье сбережения. Включение ребенка в творческий процесс не только служит реализации той поисковой активности, от которой зависит развитие человека, способствует достижению цели работы учреждения – развитие личности обучающегося, но и снижает вероятность наступления утомления.
Основными элементами здорового образа жизни являются:
1) отсутствие вредных привычек;
2) высокая культура общения и поведения;
3) рациональное питание;
4) соблюдение режима труда и отдыха;
5)оптимальный двигательный режим, основу которого составляют регулярные занятия физической культурой и спортом;
6) санитарно – гигиеническая культура.
Применение в своей работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного пространства образовательного учреждения, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья обучающихся, если:
— созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий образовательного учреждения;
— внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому обучающемуся при опоре на мониторинг здоровья детей;
— сформированы положительные мотивации у педагогов и родителей обучающихся.
Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на укрепление и сохранение здоровья обучающихся, получившие в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии».
Главным критерием результативности здоровьесберегающих педагогических технологий является их влияние на развитие личности ребенка, увеличения резервов его здоровья и, как следствие, легкая степень адаптации к нагрузкам.
Основные направления здоровьесберегающих технологий в образовательном учреждении:
1. Организация занятия в условиях здоровьесберегающей технологии;
2. Игровые оздоровительные технологии;
3. Гимнастика для глаз по Аветисову и Базарнову;
4.Веселые физкультминутки на занятиях для коррекции осанки и профилактики детского сколиоза;
5. Работа по предупреждению утомляемости глаз на занятиях;
6. Дыхательная гимнастика;
7. Формирование навыков здорового образа жизни;
8. Ионизация воздуха в учебных кабинетах;
9. Роль семьи в формировании у младших школьников здорового образа жизни;
10. Взаимосвязь показателей заболеваемости обучающихся с организацией их учебной деятельности в условиях здоровьесберегающей педагогики.
Здоровье обучающегося можно считать достигнутой нормой, если он:
· в физическом плане — умеет преодолевать усталость, его здоровье позволяет действовать в оптимальном режиме;
· в интеллектуальном плане — проявляет хорошие умственные способности, любознательность, имеет воображение, склонность к саморазвитию личности;
· в нравственном плане — честен, самокритичен;
· в социальном плане — коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить;
· в эмоциональном плане — уравновешен, способен удивляться и восхищаться.
Важна и правильная организация учебной деятельности, а именно:
1. Строгое соблюдение режима занятий с учетом требований СанПина.
2. Построение занятия с учетом динамичности обучающихся, их работоспособности, средств наглядности и использование ТСО в пределах, не наносящих вреда здоровью.
3. Обязательное выполнение гигиенических требований.
4. Благоприятный фон эмоционального настроя педагога.
Наиболее эффективны перемены, в основу которых положены подвижные игры. Две — три игры: сначала — игру средней интенсивности, затем высокой и, наконец — малой интенсивности.
Для того чтобы правильно организовать игры на переменах, можно воспользоваться книгой Е. М. Геллера «Игры на переменах для школьников 1 — 8 классов».
Чтобы эффект усиливался можно использовать музыкальное сопровождение или снимать на камеру, что повышает интерес. Правильно организованные подвижные игры благоприятно отражаются на состоянии и самочувствии обучающихся, которые затем продуктивнее занимаются на занятии, лучше воспринимают материал, спокойнее ведут себя.
Таким образом, перемены должны использоваться для разумного отдыха обучающихся и наиболее эффективной подготовке к очередному занятию.
Для сохранения, укрепления и формирования здоровья обучающихся является важным не только соблюдение гигиенических критериев рациональной организации занятия, но и использования в работе с учащимися нетрадиционных форм.
Всё это делает очевидным необходимость осуществления дифференциации содержания, методов, форм, средств гигиенического воспитания с учетом состояния здоровья, характерологических особенностей, темперамента, возраста.
Характеристики занятия, которые можно назвать здоровьесберегающими.
а) Выполнение рекомендаций СанПиНа:
- требования к освещенности кабинета,
- требования к мебели,
- температурный режим помещения,
- уровень шума,
- место и длительность применения ИКТ.
б) Динамическая организация занятия:
- физкультминутка,
- дыхательная гимнастика,
- глазная гимнастика,
- поза учащегося на занятии.
в) Психологический подход при проведении занятия:
- учет индивидуальных особенностей учащихся,
- учет темперамента учащихся,
- умение работать с различными группами учащихся,
- дифференцированный подход в обучении.
г) Психологический климат занятия:
- мажорность занятия (эмоциональность),
- проявление доверительного подхода к обчающимся,
- наличие на занятии эмоциональной разрядки,
- создание ситуации успеха.
д) Некоторые педагогические знания и умения:
- чередование различных видов деятельности (средней продолжительности и частоты);
- количество используемых на занятии методов, чередование методов,
- плотность занятия;
- темп окончания занятия;
- определение момента наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности;
- умение у педагога оценивать процесс формирования внимания и мышления;
- умение оценивать уровень работоспособности.
е) Формирование ЗОЖ и культуры здоровья на занятии:
- включение в учебные программы модулей по вопросам здоровья;
- постановка воспитательной задачи по привитию культуры здоровья.
Работоспособность обучающихся выше в группе, где создан благоприятный микроклимат путём постоянного проветривания кабинета.
Следует помнить, что формирование хорошей осанки — основная цель при подборе мебели для каждого обучающегося ведь учебный процесс связан не только с умственным, но и с физическим напряжением, так как даже сидение за столом вызывает значительное напряжение мышц спины, шеи, живота. Необходимо постоянно объяснять ребятам, что удобнее и полезнее сидеть прямо.
Хорошо подобранная мебель позволяет обучающимся сохранять правильную рабочую позу, при которой нагрузка равномерно распределяется на правую и левую части тела.
Присмотритесь к обучающимся — на одном ли уровне у них лопатки, нет ли отклонений позвоночника в ту или иную сторону. И чаще напоминайте им, как правильно сидеть за партой. Постоянное внимание и контроль за рабочей позой обучающихся позволит сохранить им хорошую осанку на всю жизнь.
Быть здоровым – это естественное желание человека. Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не думают об этом. Мы обязаны помочь ребенку осознать, что нет ничего прекраснее здоровья. Здоровый и духовно развитый человек счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию. Такого человека мы и должны «создать» и воспитать, начиная с самого раннего детства.