Автор: Пономарева Анастасия Александровна,Чудинова Любовь Дмитриевна
Чудинова Любовь Дмитриевна
Музыкальный руководитель высшей
квалификационной категории .
Пономарева Анастасия Александровно
Воспитатель высшей
квалификационной категории
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение №109
«Детский сад комбинированного вида»
Роль семьи для детей с ОВЗ в контексте проблем современного
образовательного процесса.
«От того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям» В. Сухомлинский
Становление личности человека – сложный и многогранный процесс. Главное и важное место в этом процессе принадлежит семейному воспитанию. В семье формируются основы характера человека, его отношение к социуму ,к труду , моральным и материальным ценностям. От взаимодействия ребёнка с родителями зависит нормы знаний, культуры поведения, характер ребёнка, формирования его личности. Поэтомуодной из важнейших направлений в коррекционно – воспитательной деятельности ДОУ я вляется работа с семьёй.
Мы работаем в детском саду для детей с нарушением зрения. Поэтому взаимодействие с семьёй для воспитателей и специалистов нашего ДОУ является важной задачей для образовательного процесса.
Семья и ДОУ – два наиболее важных института социализации дошкольников . Работа с семьёй становится одним из важнейших направлений в системе психолого – педагогического соправождения детей с ОВЗ.
Дети с ограниченными возможностями – это дети имеющие различные отклонения психическое или физическое :
1. Дети с нарушением слуха ( глухие или слабослышащие )
2. Дети с нарушением зрения ( слепые или слабовидящие )
3. Дети с нарушением речи ( логопаты )
4. Дети с умственной отсталостью ( ЗПР )
На сегодняшний день воспитание и развитие ребенка невозможно без участия семьи, а особенно с детьми с ОВЗ. Поэтому мы – воспитатели, музыкальные руководители, логопеды , тифлопедагоги очень тесно сотрудничаем с семьями воспитанников.
Роль родителей в процессе развития ребёнка с ОВЗ необходима. Дети, которые окружены вниманием ,поддержкой и любовью обладают высокими возможностями полноценного развития. Исходя из практики работы с детьми можно выделить три типа родителей :
1. « Родитель активный » — это родители, которые адекватно оценивают возможности своего ребёнка, принимают его таким , какой он есть со всеми его нарушениями. С такими родителями легко и приятно работать. Они выполняют все рекомендации воспитателей и всех специалистов ДОУ.
2. « Родитель пассивный » — это родители , которые осознают трудности испытываемые ребёнком, принимают их, но считают , что тех усилий ,которые приложат педагоги будет достаточно для того, чтобы помочь ребёнку преодолеть имеющиеся нарушения.
3. « Родитель игнорирующий » — это родители ,которые ждут, что проблемы детей разрешаться сами собой , либо – как часто бывает родители не желают признавать, что их ребёнок нуждается в коррекционной помощи.
Результат коррекционно – педагогического процесса зависит от того , как построены отношения между воспитателями ,специалистами и родителями. Поэтому педагоги должны стараться понять , как работать с каждой семьёй индивидуально.
Формы взаимодействия с семьёй делятся нетрадиционные и нетрадиционные. Традиционные формы делятся :
1. Коллективные – это родительские собрания, консультации ,семинары.
2. Индивидуальные – это беседы, консультации.
3.Наглядно – информативные – это выставки детских работ, стенды, папки передвижки.
Нетрадиционные формы работы :
1. Презентация ДОУ;
2. Мини-собрания;
3. Семейные клубы;
4. Вечер вопросов и ответов;
5.Заочная консультация;
6. Школа молодых родителей;
7. Устный журнал;
8. Выпуск газеты;
9. Конкурсы для родителей;
10. Походы, экскурсии, пикники;
11. Дискуссионные клубы;
12. Педагогическая гостиная;
13. Мастер-классы;
14. Копилки идей;
15. Родительская конференция;
16. Деловая игра;
17. Круглый стол;
18. Проведение игровых тренингов;
19. Чаепитие, совместные праздники, досуги;
20. Концерты;
21. Неформальные беседы;
22. Творческие мастерские;
23. КВНы, викторины;
24. Семейные конкурсы;
25. Соревнования;
Таким образом объединение усилий воспитателей, специалистов и родителей помогут создать благоприятные условия для успешной коррекции и полноценного личностного развития детей. От участия в жизни ДОУ выигрывают все. Дети начинают гордится и уважать родителей. Родители учатся понимать своего ребёнка, приобретают опыт сотрудничества, как со своим ребёнком, так и коллективом специалистов , которые занимаются с их детьми.
«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку
в детские годы, что вошло в его разум и сердце из
окружающего мира – от этого в решающей степени
зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
В.А.Сухомлинский
Используемая литература:
1. В. И. Петрушин «Музыкальная психология». – М., 1997.
2. Дружинина Л.А. –Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения – Москва 2006.
3. Инклюзивное образование: право, принципы, Практика /сост Н.В. Борисова, С.А. Прушинский.- Владимир:Транзит – ИКС,2009.
4. Панфилова М.А. « Игротерапия общения» : Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М: « Издательство ГНОМ и Д»,2001 – 160 с.
5. Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения – М Город, 1998.
6. Программы детского сада.
Коррекционная работа в детском саду. Под редакцией Л. И. Плаксиной. – М.: издательство «Экзамен», 2003,-256.