Роль семьи для детей с ОВЗ в контексте проблем современного образовательного процесса.

Автор: Пономарева Анастасия Александровна,Чудинова Любовь Дмитриевна

Чудинова Любовь Дмитриевна

Музыкальный руководитель высшей

квалификационной  категории .

Пономарева Анастасия Александровно

                                                                                                                                    Воспитатель высшей

                                                                                                                                                    квалификационной категории

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение №109

 «Детский сад комбинированного вида»

Роль семьи для детей с ОВЗ в контексте проблем современного

   образовательного процесса.

 

«От того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям»    В. Сухомлинский

 

 

 

Становление личности человека – сложный и многогранный процесс. Главное и важное место в этом процессе принадлежит семейному воспитанию. В семье формируются основы характера человека, его отношение к социуму ,к труду , моральным и материальным ценностям. От взаимодействия ребёнка с родителями зависит нормы знаний, культуры поведения, характер ребёнка, формирования его личности. Поэтомуодной из важнейших направлений в коррекционно – воспитательной деятельности ДОУ я вляется работа с семьёй.

Мы работаем в детском саду для детей с нарушением зрения. Поэтому взаимодействие с семьёй для воспитателей и специалистов нашего ДОУ является важной задачей для образовательного процесса.

   Семья и ДОУ – два наиболее важных института социализации дошкольников . Работа с семьёй становится одним из важнейших направлений в системе психолого – педагогического соправождения детей с ОВЗ.

Дети с ограниченными возможностями – это дети имеющие различные отклонения психическое или физическое :

1. Дети с нарушением слуха ( глухие или слабослышащие )

2. Дети с нарушением зрения ( слепые или слабовидящие )

3. Дети с нарушением речи ( логопаты )

4. Дети с умственной отсталостью ( ЗПР )

На сегодняшний день воспитание и развитие ребенка невозможно без участия семьи, а особенно с детьми с ОВЗ. Поэтому мы – воспитатели, музыкальные руководители, логопеды , тифлопедагоги очень тесно сотрудничаем с семьями воспитанников.

Роль родителей в процессе развития ребёнка с ОВЗ необходима. Дети, которые окружены вниманием ,поддержкой и любовью обладают высокими возможностями полноценного развития. Исходя из практики работы с детьми можно выделить три типа родителей :

1. « Родитель активный » — это родители, которые адекватно оценивают возможности своего ребёнка, принимают его таким , какой он есть со всеми его нарушениями. С такими родителями легко и приятно работать. Они выполняют все рекомендации воспитателей и всех специалистов ДОУ.

2. « Родитель пассивный » — это родители , которые осознают трудности испытываемые ребёнком, принимают их, но считают , что тех усилий ,которые приложат педагоги будет достаточно для того, чтобы помочь ребёнку преодолеть имеющиеся нарушения.

3. « Родитель игнорирующий » — это родители ,которые ждут, что проблемы детей разрешаться сами  собой , либо – как часто бывает родители не желают признавать, что их ребёнок нуждается в коррекционной помощи.

Результат коррекционно – педагогического процесса зависит от того , как построены отношения между воспитателями ,специалистами и родителями. Поэтому педагоги  должны стараться понять , как работать с каждой семьёй индивидуально.

Формы взаимодействия с семьёй делятся нетрадиционные и нетрадиционные. Традиционные формы делятся :

1. Коллективные – это родительские собрания, консультации ,семинары.

2. Индивидуальные – это беседы, консультации.

3.Наглядно – информативные – это выставки детских работ, стенды, папки передвижки.

Нетрадиционные формы работы :

1.  Презентация ДОУ;

2. Мини-собрания;

3. Семейные клубы;

4. Вечер вопросов и ответов;

5.Заочная консультация;

6. Школа молодых родителей;

7. Устный журнал;

8. Выпуск газеты;

9. Конкурсы для родителей;

10. Походы, экскурсии, пикники;

11. Дискуссионные клубы;

12. Педагогическая гостиная;

13. Мастер-классы;

14. Копилки идей;

15. Родительская конференция;

16. Деловая игра;

17. Круглый стол;

18. Проведение игровых тренингов;

19. Чаепитие, совместные праздники, досуги;

20. Концерты;

21. Неформальные беседы;

22. Творческие мастерские;

23. КВНы, викторины;

24. Семейные конкурсы;

25. Соревнования;

Таким образом объединение усилий воспитателей, специалистов и родителей помогут создать благоприятные условия для успешной коррекции и  полноценного личностного развития детей. От участия в жизни ДОУ выигрывают все. Дети начинают гордится и уважать родителей. Родители учатся понимать своего ребёнка, приобретают опыт сотрудничества, как со своим ребёнком, так и коллективом специалистов , которые занимаются с их детьми.

«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку

в детские годы, что вошло в его разум и сердце из

окружающего мира – от этого в решающей степени

зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

В.А.Сухомлинский

 

  Используемая литература:

1. В. И. Петрушин «Музыкальная психология». – М., 1997.

2. Дружинина Л.А. –Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения – Москва 2006.

3. Инклюзивное образование: право, принципы, Практика /сост Н.В. Борисова, С.А. Прушинский.- Владимир:Транзит – ИКС,2009.

4. Панфилова М.А. « Игротерапия общения» : Тесты и                       коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М: « Издательство ГНОМ и Д»,2001 – 160 с.

5. Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения – М Город, 1998.

6. Программы детского сада.
Коррекционная работа в детском саду. Под редакцией Л. И. Плаксиной. – М.: издательство «Экзамен», 2003,-256.

 

 

 

×
×