«Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка в 10 классе с использованием технологии пирамиды Блума».

Автор: Гордиенко Елена Владимировна

«Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка в 10 классе с использованием технологии пирамиды Блума».

 

Е.В. Гордиенко, Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия 4 Ворошиловского района Волгограда», учитель английского языка высшей квалификационной категории

 

Уважаемые коллеги, участники конференции. Вашему вниманию предлагается опыт формирования функциональной грамотности на уроках в 10 классе углубленного изучения английского языка с использованием технологии пирамиды Блума.

Современная система среднего общего образования все чаще обращает внимание на вопрос формирования функциональной грамотности как основы развития компетентной личности учащегося. Урок иностранного языка, являющийся по сути метапредмедметным элементом школьного образования, представляет собой широкое поле для использования разнообразных методов формирования функциональной грамотности школьника.

В связке с этим идет и модернизация школьного образования, которая требует новых, более эффективных подходов, в соответствии с требованиями современности. Каждому учителю приходилось сталкиваться в своей работе с тем, что подчас ученики не могут актуализировать полученные в процессе обучения умения, в то время как реалии современного мира требуют от ученика развития не теоретических знаний, а компетенций, то есть знаний, реализованных в навыках – и прежде всего имеется в виду именно навык коммуникации.

В последние годы в научной литературе встаёт вопрос о так называемом «осмысленном обучении», которое подразумевает активную вовлеченность ученика в процесс обучения навыкам общения. Осмысленное обучение должно иметь своим итогом функциональную грамотность, которая представляет собой «способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом, это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней».

Теоретики выделяют следующие направления формирования функциональной грамотности:
математическая грамотность; читательская грамотность; естественнонаучная грамотность; финансовая грамотность; глобальные компетенции; критическое мышление.

Использование пирамиды (таксономии) Блума в организации познавательной деятельности обучающихся на учебных занятиях по английскому языку помогает формированию всех направлений функциональной грамотности и в частности критического мышления школьников.

В 1956 году американский психолог и педагог Бенджамин Блум и его команда представили четкую систему развития критического мышления, при помощи которой можно управлять учебной деятельностью учащегося, прогнозировать желаемый результат и выстраивать четкий план развития мыслительной деятельности. Впоследствии эта система получила название таксономия (классификация) Блума. Б. Блум выделил в учебной деятельности три составляющие: когнитивную (умственные навыки), аффективную (область чувств и эмоций) и психомоторику (физические навыки и умения). Акцентируя внимание на когнитивной области учебной деятельности, Б. Блум создал свою классификацию уровней познавательной деятельности от самого простого (уровень знания) к самому сложному (уровень оценки).

Базовыми уровнями мыслительной деятельности являются уровни знание и понимание, которые максимально представлены в традиционном уроке. Уровнь создание (или творчество) был добавлен в 2001 г. в доработанную классификацию Л. Андерсоном и Д. Красволом. Таксономия уровней развития речемыслительной деятельности предполагает наличие конкретных учебных целей и вопросов обучающего характера. Первый уровень знание (запоминание) является основой мыслительной деятельности. Предполагает запоминание и воспроизведение базовой информации. Является начальным этапом в любом виде речевой деятельности. Представляет, как правило, вопросно-ответную форму работы. Характеризуется следующими заданиями: определите, опишите, назовите, воспроизведите, поставьте в правильном порядке и т.д. Ставятся простые вопросы, ориентированные на знание фактического материала и работу памяти.

Второй уровень понимание требует от учащихся осознанного восприятия учебного материала, умения его объяснить, перефразировать, обсудить, интерпретировать, приводить примеры и т.д. Этот уровень предполагает высказывание в форме текста, состоящего из 5-10 предложений. Используется в любом виде речевой деятельности. На данном этапе используются вопросы уточняющего характера.

Третий уровень – применение. На этом уровне развития критического мышления учащиеся должны уметь применять полученные знания в новых ситуациях, которые определяются следующими заданиями: смоделируйте, решите проблемную ситуацию, воссоздайте, сконструируйте, предположите и т.д. Для того чтобы научить навыкам осознания причин, поступков или мнений, задаются интерпретирующие вопросы.

Четвертый уровень – анализ (доработанная таксономия включает в четвертый уровень также элементы синтеза). Этот уровень мышления предполагает умение разбить информацию на части, сравнить, выделить, разграничить, отобрать и т.д. Уровень синтеза, наоборот, направлен на формирование навыков обобщения, группировки, реконструирования для создания чего-то нового. Четвертый уровень представлен вопросами аналитического характера.

Пятый уровень оценка формирует навыки мышления, с помощью которых учащийся сможет оценить полученную информацию, выполняя задания типа оцените, оправдайте, подтвердите, выскажите своё мнение, выскажитесь критически и т. д. Используются оценочные вопросы.

Шестой уровень творчество – наивысший уровень речемыслительной деятельности, который предполагает создание новых идей. Задания и вопросы носят творческий характер: создайте, придумайте, составьте план, спроектируйте, сочините и т.д.

Формирование коммуникативной компетенции учащихся является основной целью обучения иностранному языку. При коммуникативном методе обучения все упражнения должны быть по характеру речевыми, т.е. упражнениями в общении. Для речевых упражнений характерно то, что при их выполнении учащиеся решают речемыслительную задачу. Таксономия Блума позволяет выстраивать речемыслительные задачи в логической последовательности уровней от простого к сложному, стимулировать мотивацию, вовлекать учащихся в общение, развивать мышление.

Для повышения эффективности мыслительной, познавательной  деятельности учащихся и развития критического мышления мы разрабатываем и применяем на своих уроках задания, отражающие структуру таксономии Блума. Такие упражнения раскрывают цели от запоминания и воспроизведения изученного материала до решения проблем, но уже с переосмыслением тех знаний, которые были получены раннее и умелое их сочетание с новыми идеями. Внедрение упражнений по структуре  таксономии Блума, позволяет отразить дифференцированный подход обучения, так как при их выполнении ученик может остановиться на своем уровне качества знаний или же наоборот постараться расширить свои возможности и подняться до ступени среднего и высокого уровня. Для этого каждое из предлагаемых нами заданий расписано пошагово с постепенным усложнением, при этом есть возможность выбора пройти столько шагов, насколько позволяют познавательные возможности каждого. Оценивая такие задания, учитель четко определяет для себя уровень ученика, видит имеющиеся затруднения, намечает пути их решения.

В качестве примера организации учебного занятия с использованием таксономии Блума по формированию функциональной грамотности учащихся предлагаю вашему вниманию отрывок урока английского языка в 10 классе УМК «Звездный английский» авторы Дженни Дули, Ксения Баранова и др. по теме «Спасти горбатых китов», с использованием технологии критического мышления пирамиды Блума в процессе проектной деятельности.

Этот урок вы можете посмотреть на моем канале в Youtube, перейдя по ссылке.

 

В заключении, можно сделать вывод, что формирование функциональной грамотности – это залог успешного применения иностранного языка в дальнейшем. Все формы работы, все способы организации учебного процесса, каждый вид деятельности на уроке должны быть направлены на формирование компетенций, которые ученики могли бы перенести в другие сферы своей жизни и деятельности и которые могли бы способствовать их дальнейшему саморазвитию и реализации как успешной личности. Решить эту проблему поможет использование современных развивающих педагогических технологий в образовательном процессе и, конкретно, пирамида Бенджамина Блума.

×
×