РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Автор: Яна Юрьевна Чмыхова

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ

КЛАССОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

 

Чмыхова Я.Ю.

 

Поиск эффективных путей овладения изобразительным искусством младшими школьниками, совершенствование системы художественного образования учащихся является актуальной проблемой стоящей перед современным  учителем изобразительного искусства и вызывает закономерный интерес ученых, педагогов, психологов, методистов. Развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка. Уровень развития мелкой моторики рук и координация движения является одним из показателей интеллектуального развития детей. Как правило, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики рук умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание и память, связная речь.

Учащиеся начальной школы часто испытывают серьёзные трудности в овладении письмом. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики рук может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребёнка в школе. По этому, уже в начальной школе на уроках изобразительного искусства важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком практического двигательного опыта и навыков ручной умелости.

Объектом нашего исследования является процесс обучения учащихся на уроках изобразительного искусства.

Предмет исследования — формирование мелкой  моторики рук у учащихся младших классов на уроках изобразительного искусства.

Целью исследования является выявление эффективных  методов формирования мелкой моторики рук   у учащихся   младших классов на уроках  изобразительного искусства.

Базой исследования являлась МБОУ ДОД «Детская школа искусств д. Добрунь Брянского района ».

Анализ литературы показал, что мелкая моторика рук это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой. Она имеет значение при выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук.

С целью проведения диагностики развития мелкой моторики рук у детей нами были проведены тесты по следующим  методикам:

1. Методика «Домик» (Н.И.Гуткина)

2. Методика «Дорожки» (по А.А. Венгеру).

3. «Мозаика» (Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова)

4. Методика «Рисования простых узоров»

5. Методика «Дорисуй узор».

Среди основных показателей  уровня развития мелкой моторики рук  было определено: умение ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и точной моторики рук; развитие точности движений, подготовка руки к овладению письмом, сформированность внимания и контроля за собственными действиями;  особенности зрительно–пространственного восприятия, речевого планирования деятельности, состояния зрительно–моторной координации;  умение строить свою деятельность по словесной инструкции, соразмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным, и умения самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи; умение детей анализировать образец, устанавливать принцип построения ряда на основе выделения его элементов.

На диагностико- констатирующем этапе нами были получены следующие результаты: среди учащихся экспериментального класса 62%  испытуемых находилось на низком уровне развития мелкой моторики рук, у 23% учащихся уровень развития мелкой моторики рук средний, и только 15 % учащихся показали высокий уровень развития моторики рук.

На формирующем этапе эксперимента после обучения детей нанесению на лист бумаги точек штрихов, линий, пятен и т.п., с помощью кисти или карандаша, а также проведения ряда  уроков с использованием упражнений развивающих навыки кистевой росписи — уровень развития мелкой моторики рук у учащихся повысился.

На контролирующем этапе эксперимента было выявлено количество учащихся с высоким уровнем развития мелкой моторики рук повысилось до 48%, со средним уровнем развития  увеличилось до 29 %, а количество учащихся с низким уровнем развития мелкой моторики рук уменьшилось до 23%, что позволяет сделать вывод об эффективности выбранных нами методов.

Как показало наше исследование мелкая моторика рук — одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка. Развитие мелкой моторики рук у детей происходит благодаря развитию нервной, мышечной, костной системам организма и органам чувств. Все они взаимосвязаны, и развитие одной — дает толчок к развитию другой. Мы можем говорить о взаимосвязанном развитии мелких движений, органов слуха, зрения, осязания, тактильных ощущений и др. Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

Одним из эффективных средств развития мелкой моторики руки у младших школьников является декоративная роспись. Использование упражнений по кистевой росписи и на развитие пальцевой моторики  играет положительную роль в обучении детей, что позволяет:

– регулярно опосредованно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга;

– облегчить младшим  школьникам усвоение навыков письма;                                      

– установить положительное влияние развития пальчиковой моторики на коррекцию звукопроизношения у детей;

– повысить у детей интерес к подобным упражнениям, превратив их в занимательную игру;

– вовлекать в движение больше пальцев, движения должны быть энергичными;

– начинать с простых упражнений, переходя к более сложным (сначала одна рука работает, затем другая, потом — обе);

– упражнения должны выполнятся, непродолжительно;

все упражнения выполняются сначала медленно, добиваясь четкости, постепенно ускоряя темп. Давать сначала словесную инструкцию, сопровождая ее показом, затем показ устранять.

Таким образом, все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что целенаправленная систематическая работа учителя на уроках изобразительного искусства по развитию мелкой моторики рук у школьников при использовании эффективных методов обучения имеет положительные результаты.

Список литературы:

1.      Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем. – М., 1971.

2.      Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г. Развиваем руки — чтоб учиться и писать, и красиво рисовать, — Ярославль, 2001.

3.      Уткин, П.И. Народные художественные промыслы: Учебник для Проф. учебных заведений. / П.И.Уткин – М.: Высшая школа,1992.

 

 

×
×