«Работа концертмейстера в классе скрипки»

Автор: Шигалова Ирина Владимировна

Методический доклад

«Работа концертмейстера в классе скрипки»

Шигалова И.В.,

преподаватель по классу фортепиано

                              

Содержание:

  1. Введение
  2. Задачи работы концертмейстера в классе скрипки
  3. Специфические особенности, умения и навыки концертмейстера 
  4. Заключение
  5. Список использованной литературы

 

1.      Введение

  Концертмейстер – пианист-аккомпаниатор, помогающий солисту или коллективу музыкантов в их основной деятельности. Работа концертмейстера занимает значительное место в повседневной профессиональной деятельности пианиста. Существует ошибочный стереотип, что «концертмейстер – это человек на вторых ролях». На самом деле далеко не всегда концертмейстер играет «под солиста», часто его участие в музыкальном ансамбле равноправно, а иногда концертмейстер берет на себя функцию дирижера.

Наряду с тем, что концертмейстер должен быть хорошим педагогом, организатором, психологом, он должен обладать определенными специфическими навыками, отличными от сольного исполнения. Вот основные из них:

— Видеть и слышать партию солиста, очень хорошо ее знать.

— Фразировать аккомпанемент в соответствии с партией солиста.

— Мысленно произносить партию солиста, «дышать» вместе с ним.

-Соизмерять звучность аккомпанемента со звучанием сольной партии.

— В зависимости от распределения сольных моментов и сопровождения, уметь менять характер звучания фортепианной партии.

Обязательные требования к профессионализму концертмейстера скрипичного класса: владение навыками игры в ансамбле, развитые образные слуховые представления, артистизм, эрудированность в вопросах музыкальной формы, музыкальных стилей, гибкость, скорость реакции, понимание исполнительской специфики струнных инструментов. Концертмейстер должен обладать ясным мышлением и хорошей интуицией, крепкими нервами и сценической выдержкой.

Рассмотрим подробнее работу концертмейстера в классе скрипки.

2. Задачи работы концертмейстера в классе скрипки

Основная задача концертмейстера в классе заключается в том, чтобы вместе с преподавателем помочь ученику овладеть произведением, подготовить его к концертному выступлению. Работа над пьесой состоит из следующих этапов: разбор, фрагментарное исполнение, репетиционное (исполнение пьесы от начала до конца).

На начальном этапе работы концертмейстер может очень помочь солисту: пианист может подыграть звуки мелодии, если ученик теряет контроль над интонацией или стравиться с непонятным для него ритмом.

В той ситуации, когда ученики не додерживают длинные ноты во время пауз у фортепиано, полезно бывает временно заполнить эту паузу аккордами.

Вообще, на ранней стадии овладения произведением концертмейстеру необязательно играть свою партию в полном объеме, достаточно ограничиться лишь главными ее элементами: гармониями и важными басами.

Концертмейстер должен быть очень внимателен к таким распространенным ошибкам ученической игры как: потеря текста, «спотыкание», пропуск нескольких тактов текста. Благодаря реакции пианиста, подхвату солиста в нужном месте, эти погрешности становятся почти незаметными для большинства слушателей. Если солист запутался в тексте настолько, что произошла остановка, концертмейстер должен применить подсказку, сыграв несколько нот мелодии. Не всегда это может помочь, тогда надо договориться с учеником, с какого места продолжить исполнение. Лучше обговорить до концерта те места, с которых можно возобновить исполнение в случаях остановок в определенных частях произведения. Выдержка концертмейстера в таких непростых ситуациях поможет избежать развития у учащегося комплекса игры наизусть и боязни публичных выступлений.

Концертмейстеру следует учитывать то, что скрипичные аккорды при исполнении делятся пополам. Соответственно аккорды у пианиста должны приходиться на верхние звуки аккорда у солиста и исполняться как бы с оттяжкой, начало аккорда берется за счет предыдущей доли.

Необходимо добиваться максимальной схожести в звучании при исполнении учеником двойных нот. Как правило происходят трудности, и солист начинает замедлять темп, а при исполнении пассажа мелкими длительностями на один смычок, наоборот, ускоряет. Здесь требуется большое внимание концертмейстера.

Одним из основных пунктов в работе с начинающими скрипачами является совместное начало игры при отсутствии вступления. Сначала концертмейстер может сам показать «ауфтакт», но постепенно следует приучить ученика к тому, что показ начала игры – это его задача как солиста.

Работа над динамикой – одно из самых главных выразительных средств. Концертмейстеру надо развивать творческое воображение. Уметь выразительно сыграть свой текст, услышать фортепианную партию в разных оркестровых тембрах, умело использовать динамические оттенки для раскрытия общего характера музыки, создания художественного образа.

Грамотное ансамблевое исполнение подразумевает единство темпа и ритма партнеров, единство динамики, единство штрихов, приемов, фразировки. И чем точнее отшлифованы все детали совместной интерпретации, тем лучше.

Работая с инструменталистом, концертмейстеру нужно обеспечить взаимопонимание с учащимся, обеспечить двустороннюю обратную связь, так как ансамблевая слитность зависит так же и от качества взаимоотношений.

Перед концертным выступлением концертмейстеру необходимо продумать все организационные детали, включая тот факт, кто будет переворачивать ноты. Пропущенный во время переворота аккорд или бас, может негативно сказаться на солисте и вызвать неожиданную реакцию, вплоть до остановки исполнения. Очень часто, особенно в начальных классах, ученики начинают играть сразу же (когда нет вступления у пианиста). Поэтому во время настройки скрипки нужно очень внимательно следить за учеником и не убирать руки с клавиатуры.

3. Специфические особенности, умения и навыки концертмейстера

Работая в классе скрипки, концертмейстер должен знать специфические особенности скрипки: строение инструмента, способы звукоизвлечения. Особое внимание стоит уделять штрихам. Рассмотрим некоторые из них более подробно.

Первый штрих – «pizzicato», это прием игры, когда звук извлекается щипком струны, а не смычком. Звуки «pizzicato», будут слабее, поэтому концертмейстеру необходимо извлекать звуки на фортепиано острыми кончиками пальцев, близко к клавиатуре, подражая этому щипковому приему. Можно воспользоваться левой педалью.

Разновидность приема, когда на одно движение смычка по струне исполняется одна нота, называется «detache». В отличии от легато, исполняется отдельными движениями смычка. В нотах на «detache» указывает отсутствие лиг над нотами. На фортепиано этот штрих схож со штрихом «нон легато», когда звучание каждой ноты осуществляется снятием пальца с клавиши непосредственно перед взятием следующего. А вот исполнению легато, легатиссимо пианисты учатся у струнников. Пианист извлекает звуки, как бы вытягивая пальцы, «поглаживающим» движением.

«Spiccato», «sautille», «martle» — это разнохарактерное «staccato», в некоторой степени аналогичное фортепианному.

Во время звучания «flageolet» (своеобразный высокий звук, извлекаемый особым способом), сопровождение концертмейстера должно звучать еще тише, для соблюдения звукового баланса.

Скрипка – это инструмент, звучащий, в основном, в высоком регистре. Чтобы общее звучание было выстроенным и гармоничным, концертмейстеру необходимо уделять большое внимание среднему и низкому регистру.

Природа струнных инструментов – певучая и напоминает человеческий голос. Важно в тех произведениях, где пианист исполняет партию оркестра, стремиться тембровой красочности звука.

Соблюдение звукового баланса – это первое, о чем надо помнить концертмейстеру. Вступление к произведению надо играть соразмерив все стороны (возраст ученика, его физические возможности, качество инструмента), чтобы последующая игра скрипача не терялась на фоне игры концертмейстера и была действительно солирующей. При этом нужно следить, чтобы и обратного эффекта тоже не было, когда скрипка остается без поддержки; можно чуть выпуклее сыграть левую руку, и с помощью басов создать некий «фундамент», на который и будет опираться солист.

Перед тем, как начать играть вступление, надо мысленно пропеть первые такты скрипичной партии в нужном темпе, иначе фортепианное начало может оказаться в одном темпе, а вступление скрипача – в другом.

В разных регистрах звучания скрипки требуется разная по окраске поддержка. Одна из важнейших задач концертмейстерского искусства – поиск различных вариантов звучания. Необходимо помнить, что скрипка имеет мягкую атаку и певучее продолжение, длительную протяженность звучания, в то время как рояль имеет ударное начало звука и его последующее неизбежное затухание.

4. Заключение

Концертмейстер в классе скрипки и скрипичного ансамбля в современных условиях – важная составляющая процесса реализации личностно-ориентированной модели обучения и системного подхода к формированию базовых основ скрипичного исполнительства.

Работа концертмейстера в Детской музыкальной школе очень важна и ответственна.  Работа с учеником над музыкальным произведением только тогда будет иметь успех, если концертмейстер будет тактичен, терпелив и наполнен любовью к музыке и детям. Когда работа концертмейстера и солиста опирается на внутренний контакт, связанный общностью эмоций, звучания, фразировки, только в этом случае работа достигает своей цели. Концертмейстер воспитывает у детей интерес и любовь к музыкальному искусству, формирует основу музыкальной культуры, стимулирует творческую активность, создает хорошую благоприятную психологическую атмосферу, вселяющую в учеников уверенность, спокойствие.

                 5. Список использованной литературы:

 1.      Корыхалова Н.П. За вторым роялем. Работа над музыкальным произведением в фортепианном классе. — СПб.: Композитор, 2006.

 2.      Кубанцева Е.И. Концертмейстерский класс. – М.: Академия, 2002.

 3.      Чулаки М.И. Струнные смычковые инструменты.

 4.      Шендерович Е.М. В концертмейстерском классе. Размышления педагога – М.: Музыка, 1996.

 

 

×
×