Проблемы духовно-нравственное образования и воспитание в начальной школе и пути их решения.

Автор: Мухачева Наталья Юрьевна

Проблемы духовно-нравственное образования

и воспитание в начальной школе и пути их решения.

 

Мухачева Н.Ю.,

учитель начальных классов

МБОУ г. Мурманска «Прогимназия № 61»

muha4ewa2010@yandex.ru

Аннотация: в статье рассмотрены основные проблемы и задачи духовно-нравственного воспитания младших школьников. Обозначены ключевые принципы корректировки поведения учащихся, способы привития нравственных черт младшим школьникам.

Ключевые слова: общеобразовательная школа, гуманизм, нравственность, мораль, духовно-нравственное воспитание, младшие школьники, начальная школа, семья и школа, самооценка, окружающая среда.

 

Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Причин тому достаточно много и одна из них — абсолютная деидеологизация общества, ликвидация института воспитания. Отказ от идеологии прошлого привёл к распаду «связи времён», чувства сопричастности к истории своей родины. Изменить это могут просвещенные члены общества, особенно те, которые имеют возможность оказывать непосредственное воздействие на подрастающее поколение — учителям, психологам, воспитателям.

          Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

ü Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

ü Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

ü В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность — это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К.Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».

ü В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

         Психологи установили, что именно младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Это позволяет своевременно заложить нравственный фундамент развитию личности.

Педагогический  смысл  работы  по  духовно — нравственному  становлению  личности  младшего  школьника  состоит  в  том,  чтобы  помогать  ему  продвигаться  от  элементарных  навыков  поведения  к  более  высокому  уровню,  где  требуется  самостоятельность  принятия  решения  и  нравственный  выбор.

Задачи духовно-нравственного воспитания и развития:

·       Создать единое образовательное и воспитательное пространство, направленное на модель выпускника.

·       Расширять кругозор участников образовательного процесса в    области истории и культуры своего народа и отечественных традиций.

·       Формировать основы гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, чувство патриотизма уважения к истории и культуре народа;

·       Воспитывать в каждом ученике трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье;

·       Воспитывать нравственные качества личности ребёнка, способствовать освоению ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм;

·       Расширять кругозор участников образовательного процесса в области истории и культуры своего народа и отечественных традиций.

·       Приобщать детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства.

·       Воспитывать здоровый образ жизни.

         Каким образом можно корректировать поведение учащихся и формировать нравственные качества?

Прежде всего, нельзя игнорировать обязательные факторы, влияющие на ребенка, это:

ü семья,

ü окружающая среда,

ü самооценка.

Рассмотрим каждый фактор по отдельности. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Влияние семьи объясняется еще и тем, что в ней дети находятся значительный период. Таким образом, поведение родителей служит образцом для ребёнка. Педагогу необходимо не только учитывать факт влияния семьи, но и иметь представление о том, какие моральные ценности и модель поведения выступают дома примером для школьника. Очень важно, чтобы представления родителей о моральных нормах не были противоположными с убеждениями педагога.

Для успешного формирования нравственных качеств и сохранения учительского и родительского авторитета необходимо взаимодействие школы и семей учащихся не только на основе образовательных вопросов, но и задач воспитания.

Окружающая среда неотъемлемо влияет на личность ребёнка. Старшие товарищи могут внушать ошибочные идеи и идеалы, пристрастить к вредным привычкам и т. д. Особенно сложно, исключить негативное влияние на детей, живущих в небольших посёлках и городах, где ограничена и территория, и контингент общения. Выходом из этой ситуации могут служить такие занятия, как общение по Интернету, например, с друзьями-иностранцами, игры на воздухе с домашним питомцем, семейные мероприятия, дополнительное творческое образование и т. д. Вышеперечисленная деятельность займёт значительную часть времени школьника и поможет отвлечь от нежелательного окружения.

Самооценка является важнейшим регулятором деятельности человека. Говоря о нравственных качествах младшего школьника, стоит отметить, что отрицательно может влиять как низкая, так и завышенная самооценка. Наблюдения показывают, что учащиеся с низким уровнем веры в себя в своём поведении руководствуются девизом «я и так плохой» или «у меня всё равно бы не получилось». Такая позиция часто служит оправданием для отрицательных поступков. В работе с такими детьми необходимо показать на жизненных примерах или в искусственно созданной педагогом ситуации картину круговорота жизненных ситуаций. Дети с завышенной самооценкой напротив, излишне веря в себя, убеждены, что их модель поведения является самой правильной. В данной ситуации учащихся можно обратить к истории и рассказать о том, что веками мудрецы эпох формулировали догмы добродетели и весь мир следует им.

Учитывая вышеперечисленные факторы педагогу необходимо правильно выстраивать свою воспитательную работу с учащимися. Рассмотрим способы, которые возможно использовать для формирования нравственных качеств у младших школьников:

1.    Работа с малыми литературными жанрами. Чтение и анализ басен, пословиц, притч сначала формирует нравственные представления, а затем формулирует мораль.

2.    Проведение внеклассных мероприятий в форме дискуссий, спектаклей, судов и т. д. Учащиеся на таких занятиях должны не только принять и высказать решение, но и доказать его правильность и объективность, руководствуясь моральными правилами и нормами.

3.    Введение предмета «Основы религиозных культур и светской этики». Данный курс призван решить следующие задачи: познакомить обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики, развить представления ребёнка о значении нравственных норм и ценностях для достойной жизни личности, семьи, общества, обобщить знания, понятия и представления о духовной культуре и морали, полученные обучающимися в начальной школе.

4.    Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Использование вышеперечисленных способов для формирования нравственных качеств у младших школьников будет успешно только при взаимодействии педагога и семьи. При этом важно объяснить ребёнку, что понятие «нравственность» не распространяется на правила, которые предъявляют человеку отдельные социальные группы. Человек может считаться нравственным с позиции какой-то группы (класса, семьи и т. д.) и в то же время быть безнравственным с точки зрения, характеризующей преобладающую в обществе культурную традицию.

 

Литература:

1.    Петракова, Т.И. Духовно-нравственное воспитание школьников в ценностном контексте современного образования / Т.И.Петракова // Ярославский педагогический вестник. – 2016 – №5(113). – С. 15-19. Психология [Электронный ресурс]. — URL: http://www.psychology.ru/ (дата обращения: 24.02.2014 г.)

2.    Чумаков, Н.Г. Педагогические подходы нравственного воспитания личности / Н.Г. Чумаков // Вестник НГПУ. – 2011 – №1(1). – С. 7-13.

3.    Шаповаленко И. В. Возрастная психология. — М.: Гардарики, 2005–349 с. 3.     

4.    Шегаева, А. В. Способы формирования нравственных качеств у младших школьников / А. В. Шегаева. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Т. 0. — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 144-145. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/101/5202/ (дата обращения: 02.06.2022). 

×
×