Автор: Мухачева Наталья Юрьевна
Проблемы духовно-нравственное образования
и воспитание в начальной школе и пути их решения.
Мухачева Н.Ю.,
учитель начальных классов
МБОУ г. Мурманска «Прогимназия № 61»
muha4ewa2010@yandex.ru
Аннотация: в статье рассмотрены основные проблемы и задачи духовно-нравственного воспитания младших школьников. Обозначены ключевые принципы корректировки поведения учащихся, способы привития нравственных черт младшим школьникам.
Ключевые слова: общеобразовательная школа, гуманизм, нравственность, мораль, духовно-нравственное воспитание, младшие школьники, начальная школа, семья и школа, самооценка, окружающая среда.
Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Причин тому достаточно много и одна из них — абсолютная деидеологизация общества, ликвидация института воспитания. Отказ от идеологии прошлого привёл к распаду «связи времён», чувства сопричастности к истории своей родины. Изменить это могут просвещенные члены общества, особенно те, которые имеют возможность оказывать непосредственное воздействие на подрастающее поколение — учителям, психологам, воспитателям.
Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:
ü Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
ü Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
ü В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность — это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К.Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».
ü В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Психологи установили, что именно младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Это позволяет своевременно заложить нравственный фундамент развитию личности.
Педагогический смысл работы по духовно — нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор.
Задачи духовно-нравственного воспитания и развития:
· Создать единое образовательное и воспитательное пространство, направленное на модель выпускника.
· Расширять кругозор участников образовательного процесса в области истории и культуры своего народа и отечественных традиций.
· Формировать основы гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, чувство патриотизма уважения к истории и культуре народа;
· Воспитывать в каждом ученике трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье;
· Воспитывать нравственные качества личности ребёнка, способствовать освоению ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм;
· Расширять кругозор участников образовательного процесса в области истории и культуры своего народа и отечественных традиций.
· Приобщать детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства.
· Воспитывать здоровый образ жизни.
Каким образом можно корректировать поведение учащихся и формировать нравственные качества?
Прежде всего, нельзя игнорировать обязательные факторы, влияющие на ребенка, это:
ü семья,
ü окружающая среда,
ü самооценка.
Рассмотрим каждый фактор по отдельности. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Влияние семьи объясняется еще и тем, что в ней дети находятся значительный период. Таким образом, поведение родителей служит образцом для ребёнка. Педагогу необходимо не только учитывать факт влияния семьи, но и иметь представление о том, какие моральные ценности и модель поведения выступают дома примером для школьника. Очень важно, чтобы представления родителей о моральных нормах не были противоположными с убеждениями педагога.
Для успешного формирования нравственных качеств и сохранения учительского и родительского авторитета необходимо взаимодействие школы и семей учащихся не только на основе образовательных вопросов, но и задач воспитания.
Окружающая среда неотъемлемо влияет на личность ребёнка. Старшие товарищи могут внушать ошибочные идеи и идеалы, пристрастить к вредным привычкам и т. д. Особенно сложно, исключить негативное влияние на детей, живущих в небольших посёлках и городах, где ограничена и территория, и контингент общения. Выходом из этой ситуации могут служить такие занятия, как общение по Интернету, например, с друзьями-иностранцами, игры на воздухе с домашним питомцем, семейные мероприятия, дополнительное творческое образование и т. д. Вышеперечисленная деятельность займёт значительную часть времени школьника и поможет отвлечь от нежелательного окружения.
Самооценка является важнейшим регулятором деятельности человека. Говоря о нравственных качествах младшего школьника, стоит отметить, что отрицательно может влиять как низкая, так и завышенная самооценка. Наблюдения показывают, что учащиеся с низким уровнем веры в себя в своём поведении руководствуются девизом «я и так плохой» или «у меня всё равно бы не получилось». Такая позиция часто служит оправданием для отрицательных поступков. В работе с такими детьми необходимо показать на жизненных примерах или в искусственно созданной педагогом ситуации картину круговорота жизненных ситуаций. Дети с завышенной самооценкой напротив, излишне веря в себя, убеждены, что их модель поведения является самой правильной. В данной ситуации учащихся можно обратить к истории и рассказать о том, что веками мудрецы эпох формулировали догмы добродетели и весь мир следует им.
Учитывая вышеперечисленные факторы педагогу необходимо правильно выстраивать свою воспитательную работу с учащимися. Рассмотрим способы, которые возможно использовать для формирования нравственных качеств у младших школьников:
1. Работа с малыми литературными жанрами. Чтение и анализ басен, пословиц, притч сначала формирует нравственные представления, а затем формулирует мораль.
2. Проведение внеклассных мероприятий в форме дискуссий, спектаклей, судов и т. д. Учащиеся на таких занятиях должны не только принять и высказать решение, но и доказать его правильность и объективность, руководствуясь моральными правилами и нормами.
3. Введение предмета «Основы религиозных культур и светской этики». Данный курс призван решить следующие задачи: познакомить обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики, развить представления ребёнка о значении нравственных норм и ценностях для достойной жизни личности, семьи, общества, обобщить знания, понятия и представления о духовной культуре и морали, полученные обучающимися в начальной школе.
4. Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Использование вышеперечисленных способов для формирования нравственных качеств у младших школьников будет успешно только при взаимодействии педагога и семьи. При этом важно объяснить ребёнку, что понятие «нравственность» не распространяется на правила, которые предъявляют человеку отдельные социальные группы. Человек может считаться нравственным с позиции какой-то группы (класса, семьи и т. д.) и в то же время быть безнравственным с точки зрения, характеризующей преобладающую в обществе культурную традицию.
Литература:
1. Петракова, Т.И. Духовно-нравственное воспитание школьников в ценностном контексте современного образования / Т.И.Петракова // Ярославский педагогический вестник. – 2016 – №5(113). – С. 15-19. Психология [Электронный ресурс]. — URL: http://www.psychology.ru/ (дата обращения: 24.02.2014 г.)
2. Чумаков, Н.Г. Педагогические подходы нравственного воспитания личности / Н.Г. Чумаков // Вестник НГПУ. – 2011 – №1(1). – С. 7-13.
3. Шаповаленко И. В. Возрастная психология. — М.: Гардарики, 2005–349 с. 3.
4. Шегаева, А. В. Способы формирования нравственных качеств у младших школьников / А. В. Шегаева. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Т. 0. — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 144-145. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/101/5202/ (дата обращения: 02.06.2022).