Автор: Закирова Фирдаус Исмагиловна
Технологическая карта урока
по теме «Образы борьбы и победы в искусстве».
Предмет: музыка
Класс: 5 класс
Задачи урока
Образовательные: сформировать представление о специфике отражения образов борьбы и победы в Симфонии № 5 Бетховена, в Симфонии №2 А.Бородина; эмоционально воспринимать героическую музыку, соотносить исполнение музыки с жизненными впечатлениями.
Воспитательные: воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку; воспитывать гордость за русский народ, его решимость и стойкость в борьбе с силами зла.
Развивающие: развивать у обучающихся познавательную активность, умение анализировать, сравнивать; размышлять о музыке и высказывать личное отношение к прослушиваемым музыкальным произведениям; формировать вокально-хоровые навыки.
Планируемые результаты:
Предметные: понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; развивать образное и ассоциативное мышление, творческое воображение; владеть специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства; владеть навыками вокально-хорового музицирования.
Метапредметные
Регулятивные: умение самостоятельно ставить новые учебные задачи урока; планирование своих действий в процессе восприятия и исполнения музыки; проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями; оценка учебно-познавательной деятельности.
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; умение размышлять и делать выводы; вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником; ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); проявлять познавательный интерес к изучаемой теме, уметь результативно мыслить и работать с информацией.
Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с преподавателем и сверстниками; уметь вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем; передавать собственные впечатления о музыке и других видах искусства в устной речи.
Личностные: коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в творческой деятельности; понимание жизненного содержания музыкального произведения; осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, традициям, ценностям народов России и народов мира.
Тип урока: урок изучения новых знаний.
Форма проведения урока: комбинированный урок.
Технологии: проблемно-диалогическая технология; личностно-ориентированной и здоровьесберегающей технологии.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемного обсуждения и эвристической беседы; частично-поисковый.
Приемы обучения: «Необъявленная тема»; «Учебный диалог»; «Визуализация (видеоматериалы и презентация)».
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Дидактические материалы и оборудование (инвентарь): мультимедийное оборудование, компьютер, презентация; музыкальные аудио и видеозаписи; фортепиано.
Этап урока (название, время, цели) |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Планируемые результаты УУД |
Организованное начало урока (продолжительность: 3 мин.) |
|||
I. Мотивация к учебной деятельности Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. Продолжительность: 1 мин. |
Включает для прослушивания песню «Богатырская сила» (слова – Н. Добронравов, музыка – А. Пахмутова). Дает положительный настрой для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность. Приветствует обучающихся. |
Входят в класс под песню «Богатырская сила»; настраиваются на восприятие новой информации. Приветствуют преподавателя.
|
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с преподавателем и сверстниками. Регулятивные: планирование своих действий.
|
II. Постановка учебной задачи (проблемной ситуации, проблемной задачи) Цель: прогнозировать и формулировать тему и задачи урока. Продолжительность: 3 мин. |
Просит прочитать стихи М. Джалиля «О героизме» и сформулировать тему и задачи урока. |
Читают стихи М. Джалиля. С помощью преподавателя формулируют тему и задачи урока. |
Коммуникативные: умение вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблемы. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; умение размышлять и делать выводы. Регулятивные: умение самостоятельно ставить новые учебные задачи урока. |
IV. Решение учебной задачи (проблемной задачи) Цель: формирование представления об образах борьбы и победы в произведениях искусства. Продолжительность: 31 мин.
|
1. Проводит беседу о произведениях разных видов искусства героического характера. (В.Васнецов «Богатыри», С. Герасимов «Мать партизана», М. Лермонтов «Бородино», М.Мусоргский «Богатырские ворота»). Просит привести примеры героических произведений. 2. Предлагает послушать Симфонию №2 А.Бородина, определить характер, дать ей свое название.
3. Дает общую характеристику творчества Л.Бетховена.
4.Предлагает посмотреть фильм о жизни и творчестве композитора и ответить на вопросы. 5. Дает представление о симфоническом творчестве Л.Бетховена.
6. Предлагает обучающимся послушать первую часть Симфонии №5 Л.Бетховена; определить характер и содержание музыки.
7. Подводит итоги урока. |
1. Слушают и записывают информацию преподавателя; отвечают на вопросы.
2.Слушают Симфонию №2 А.Бородина, определяют характер, дают ей свое название.
3. Слушают информацию преподавателя, записывают ее в тетрадь. 4. Смотрят фильм о жизни и творчестве композитора и отвечают на вопросы.
5. Слушают информацию преподавателя.
6. Слушают первую часть Симфонии №5 Л. Бетховена; определяют ее характер и содержание музыки.
7. Отвечают на вопросы. — С какими произведениями вы познакомились на уроке? — Какими словами вы можете выразить общий замысел симфонии №5? — Каким представляете героя симфонии? — Почему так популярна Симфония №5 Бетховена? Какое значение она имеет для современников? |
Коммуникативные: уметь вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем; передавать собственные впечатления о музыке и других видах искусства в устной речи.
Познавательные: умение размышлять и делать выводы; вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное источником; умение создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; овладение специальной терминологией и ключевыми понятиями; проявлять познавательный интерес к изучаемой теме, уметь результативно мыслить и работать с информацией.
Регулятивные: планирование своих действий в процессе восприятия музыки; проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями.
|
V. Вокально-хоровая работа Цель: разучивание песни. Продолжительность: 7 мин. |
Предлагает суворовцам разучить 1 куплет песни А. Пахмутовой «Богатырская сила». Разучивает первый куплет по фразам; обращает внимание на правильное распевание гласных звуков, ритмический рисунок и дикцию. |
Разучивают 1 куплет песни под руководством преподавателя. Исполняют его под аккомпанемент фортепиано.
|
Коммуникативные: передавать собственные впечатления о музыке в устной речи. Познавательные: умение создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого характера. Регулятивные: планирование своих действий в процессе восприятия и исполнения музыки. |
VI. Рефлексия деятельности
Продолжительность: 2 мин. |
Организует рефлексию. Анализирует вместе с обучающимися итоги урока. — Все ли тебе было понятно на уроке? — Что нового ты узнал? — Полезен ли был урок? |
Высказывают свои впечатления, оценивают результаты достигнутого на уроке.
|
Коммуникативные: передавать собственные впечатления в устной речи. Регулятивные: оценка учебно-познавательной деятельности. Личностные: уважительное отношение к иному мнению. |
VII. Задание на самоподготовку Продолжительность: 1 мин. |
Определяет вид и объем работы на самоподготовку. Повторить конспект. Выучить названия и авторов музыкальных и художественных произведений.
|
Задают вопросы, записывают задание. |
Коммуникативные: уметь вступать в диалог. Регулятивные: уметь ставить новые учебные задачи. |