Технологическая карта урока музыки. 5 класс. Образы борьбы и победы в искусстве.

Автор: Закирова Фирдаус Исмагиловна

Технологическая карта урока

по теме «Образы борьбы и победы в искусстве».          

Предмет: музыка

Класс: 5 класс

Задачи урока

Образовательные: сформировать представление о специфике отражения образов борьбы и победы в Симфонии № 5 Бетховена, в Симфонии №2 А.Бородина; эмоционально воспринимать героическую музыку, соотносить исполнение музыки с жизненными впечатлениями.

Воспитательные: воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку; воспитывать гордость за русский народ, его решимость и стойкость в борьбе с силами зла.

Развивающие: развивать у обучающихся познавательную активность, умение анализировать, сравнивать; размышлять о музыке и высказывать личное отношение к прослушиваемым музыкальным произведениям; формировать вокально-хоровые навыки.

Планируемые результаты:

Предметные: понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; развивать образное и ассоциативное мышление, творческое воображение; владеть специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства; владеть навыками вокально-хорового музицирования.

Метапредметные

Регулятивные: умение самостоятельно ставить новые учебные задачи урока; планирование своих действий в процессе восприятия и исполнения музыки; проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями; оценка учебно-познавательной деятельности.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; умение размышлять и делать выводы; вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником; ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);     проявлять познавательный интерес к изучаемой теме, уметь результативно мыслить  и работать с информацией.

Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с преподавателем и сверстниками; уметь вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем; передавать собственные впечатления о музыке и других видах искусства в устной речи.  

Личностные: коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в творческой деятельности; понимание жизненного содержания музыкального произведения; осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, традициям, ценностям народов России и народов мира.

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Форма проведения урока: комбинированный урок.

Технологии: проблемно-диалогическая технология; личностно-ориентированной и здоровьесберегающей технологии.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемного обсуждения и эвристической беседы; частично-поисковый.     

Приемы обучения: «Необъявленная тема»; «Учебный диалог»; «Визуализация (видеоматериалы и презентация)».

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Дидактические материалы и оборудование (инвентарь): мультимедийное оборудование, компьютер, презентация; музыкальные аудио и видеозаписи; фортепиано.

 

Этап урока

(название, время, цели)

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Планируемые результаты УУД

Организованное начало урока (продолжительность: 3 мин.)

I. Мотивация к учебной деятельности

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Продолжительность:

1 мин.

Включает для прослушивания песню «Богатырская сила» (слова – Н. Добронравов, музыка – А. Пахмутова).

Дает положительный настрой для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность. Приветствует обучающихся.

Входят в класс под песню «Богатырская сила»; настраиваются на восприятие новой информации.

Приветствуют преподавателя.

 

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с преподавателем и сверстниками.

Регулятивные: планирование своих действий.

 

II. Постановка учебной задачи (проблемной ситуации, проблемной задачи)

Цель: прогнозировать и формулировать тему и задачи урока.

Продолжительность:

3 мин.

Просит прочитать стихи М. Джалиля «О героизме» и сформулировать тему и задачи урока.

Читают стихи М. Джалиля.

С помощью преподавателя формулируют тему и задачи урока.

Коммуникативные: умение вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; умение размышлять и делать выводы.

Регулятивные: умение самостоятельно ставить новые учебные задачи урока.

 IV. Решение учебной задачи (проблемной задачи)

Цель: формирование представления об      образах борьбы и победы в произведениях искусства.    

Продолжительность:

31    мин.

 

 

 

1. Проводит беседу о произведениях разных видов искусства героического характера. (В.Васнецов «Богатыри», С. Герасимов «Мать партизана», М. Лермонтов «Бородино», М.Мусоргский «Богатырские ворота»). Просит привести примеры героических произведений.

2. Предлагает послушать Симфонию №2 А.Бородина, определить характер, дать ей свое название.

 

3. Дает общую характеристику творчества Л.Бетховена.

  

4.Предлагает посмотреть фильм о жизни и творчестве композитора и ответить на вопросы.

5.  Дает представление о симфоническом творчестве Л.Бетховена.

 

6. Предлагает обучающимся послушать первую часть Симфонии №5 Л.Бетховена; определить характер и содержание музыки.

 

7. Подводит итоги урока.

1. Слушают и записывают информацию преподавателя; отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Слушают Симфонию №2 А.Бородина, определяют характер, дают ей свое название.

 

 

3. Слушают информацию преподавателя, записывают ее в тетрадь.

4. Смотрят фильм о жизни и творчестве композитора и отвечают на вопросы.

 

5. Слушают информацию преподавателя.

 

 

6. Слушают первую часть Симфонии №5 Л. Бетховена; определяют ее характер и содержание музыки.

 

 

7. Отвечают на вопросы.

— С какими произведениями вы познакомились на уроке?

— Какими словами вы можете выразить общий замысел симфонии №5?

— Каким представляете героя симфонии?

— Почему так популярна Симфония №5 Бетховена? Какое значение она имеет для современников?

Коммуникативные: уметь вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем; передавать собственные впечатления о музыке и других видах искусства в устной речи.

 

Познавательные: умение размышлять и делать выводы; вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное

источником; умение создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; овладение специальной терминологией и ключевыми понятиями; проявлять познавательный интерес к изучаемой теме, уметь результативно мыслить и работать с информацией.

 

    

Регулятивные: планирование своих действий в процессе восприятия музыки; проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями.

 

   

 

 

 

 

V. Вокально-хоровая работа

Цель: разучивание песни.

Продолжительность:

7 мин.

Предлагает суворовцам разучить 1 куплет песни А. Пахмутовой «Богатырская сила».  Разучивает   первый куплет по фразам; обращает внимание на правильное распевание гласных звуков, ритмический рисунок и дикцию.

 Разучивают 1 куплет песни под руководством преподавателя.  Исполняют его под аккомпанемент фортепиано.

  

Коммуникативные: передавать собственные впечатления о музыке в устной речи.

Познавательные: умение создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого характера.  

Регулятивные: планирование своих действий в процессе восприятия и исполнения музыки.

VI. Рефлексия деятельности

 

Продолжительность:

2 мин.

Организует рефлексию. Анализирует вместе с обучающимися итоги урока. 

— Все ли тебе было понятно на уроке?

— Что нового ты узнал?

— Полезен ли был урок?

Высказывают свои впечатления, оценивают результаты достигнутого на уроке.

 

 

Коммуникативные: передавать собственные впечатления в устной речи.

Регулятивные: оценка учебно-познавательной деятельности.

Личностные: уважительное отношение к иному мнению.

VII. Задание на самоподготовку

Продолжительность: 

1 мин.

Определяет вид и объем работы на самоподготовку.

Повторить конспект.

Выучить названия и авторов музыкальных и художественных произведений.

   

Задают вопросы, записывают задание. 

Коммуникативные: уметь вступать в диалог.

Регулятивные: уметь ставить новые учебные задачи.

 

                                            

                                                                   

                        

×
×