8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00

Смольный собор в Сант-Петербурге

Автор: Манеева Наталья Евгеньевна

          Смольный Воскресенский собор

      Смольный Воскресенский собор – одна из самых живописных построек Санкт-Петербурга и часть архитектурного ансамбля Смольного монастыря, который создали по желанию императрицы Елизаветы Петровны, дочери Петра Великого.
Собор возводили на протяжении 87 лет, и это стало рекордно долгим сроком строительства.

       До основания Санкт-Петербурга на левом берегу Невы, около ее излучины, располагалось старинное село Спасское. При Петре I, к 1725 году, на этом месте устроили большой Смольный двор, где хранили смолу и варили деготь для постройки судов.

Смольный собор является центром монастырского комплекса. С четырех сторон вокруг него выстроены церкви, а все пространство архитектурного ансамбля образует форму креста.
Автор проекта – Бартоломео Франческо Растрелли, архитектурный стиль – барокко,дата основания – 1748 год, завершающие отделочные работы – 1835 год, высота собора – без малого 94 метра, количество куполов — пять.
            Угловые церкви больше напоминают дворцовые сооружения. Они соединены между собой галереями двухэтажных жилых корпусов с ритмично повторяющимися арками в фасадах. Голубые стены под золочеными куполами, белокаменная лепнина придают сооружению торжественный вид.

          В 1751 году, когда были завершены подготовительные работы и установлены фундаменты, началось непосредственное возведение собора, щедро финансируемое из государственной казны. Над воплощением проекта в жизнь ежедневно трудились тысячи солдат и мастеровых, строительство продвигалось достаточно быстро.

Но в 1757 году Россия вступила в Семилетнюю войну, что потребовало отвлечения финансирования на военные нужды. Строительные работы замедлились, а после смерти императрицы Елизаветы Петровны в 1761 году и вовсе прекратились.

           Франческо Растрелли в 1762 году вернулся в Италию. После его отъезда главным архитектором назначили Ю. Фельтена, помощника Растрелли еще по сооружению Зимнего дворца. Он работал в Смольном с 1765 по 1775 годы, выпавшие на царствование Екатерины II.

Между тем, сам собор оставался недостроенным на протяжении почти 70 лет, что постепенно ухудшало его состояние

          Продолжили достраивать храм лишь в конце 1820-х годов по распоряжению императора Николая I. Утвердили переработанный проект русского архитектора Василия Стасова, согласно которому:

очистили подвалы храма от воды

заменили поврежденную кирпичную кладку и кровлю

купол покрыли цинковым железом и окрасили в лазоревый цвет с золотыми звездами

в стенах проложили трубы печей

колонны облицевали белым искусственным мрамором

установили мраморные ступени и площадки для алтарей

на фасаде установили скульптурные украшения, выполненные по рисункам самого Растрелли

         Интерьер церковного зала также был оформлен по проекту Василия Стасова:

выполнена облицовка белоснежным искусственным мрамором

множественный лепной декор оформлен в виде ангельских ликов, цветочных гирлянд, пальмовых и оливковых ветвей, морских раковин

установлены три иконостаса

церковная кафедра обрамлена изысканной резьбой

ограждение перед алтарями – балюстрада, изготовлено из граненого хрусталя

История существования

          На протяжении всего времени своего существования Смольный собор выступал в разных ролях.

Учебный храм

С 1764 по 1917 годы в стенах Смольного монастыря действовал институт благородных девиц – первое в России женское учебное заведение. Сразу после своего основания, при императрице Екатерине II – преемнице Елизаветы Петровны, заведение именовалось «Императорское воспитательное общество благородных девиц».

           В 1796 году его взяла под свое ведение императрица Мария Федоровна, супруга Павла I, основав благотворительное Ведомство учреждений. В 1806 году для воспитанниц выстроили отдельное здание — Смольный институт, который стал еще одной частью монастырского комплекса.

            Во время реставрационных работ в Смольном были найдены длинные подземные ходы. Это находка положила началом легенды о том, что от подвалов Смольного выстроили ветку метрополитена для эвакуации представителей власти Ленинграда.  Первое в городе бомбоубежище организовали именно под Смольным собором.

 

×
×