Роль обобщающего повторения в начальной школе

Автор: Романенкова Мария Александровна

РОЛЬ ОБОБЩАЮЩЕГО ПОВТОРЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

         Обучение ребёнка в начальной школе значительно меняет его место в социальных отношениях. В учебной деятельности появляются права и обязанности, которые ему необходимо реализовывать самостоятельно. Учитель, родители, близкие выстраивают общение с ребёнком, как с человеком, который возложил на себя обязательство учиться.

          В начале обучения у ребёнка игровая деятельность меняется на учебную, которая позволяет определить взаимоотношения ребёнка с учителем и сверстниками. Учебная деятельность – деятельность, непосредственно направленная на усвоение результатов науки и культуры, накопленных человечеством.

          В начальной школе у ребёнка начинает появляться обобщённое отношение к себе. Он понимает, что представляет собой некую индивидуальность, которая, безусловно, подвергается социальным процессам.

          Одним из наиболее значимых компонентов обучения школьников русскому языку в младших классах является формирование у них орфографической грамотности. Изучение орфографии происходит в течение всех школьных лет ученика, однако самостоятельным разделом в курсе русского языка орфография не является.

Следовательно, на уроках обобщающего повторения орфографии дети завершают свою работу по данному курсу, которая способна обнаружить и устранить имеющиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках, которые могли бы иметь место в процессе первичного изучения орфографического материала и его закрепления. Лишь на этапе обобщающего повторения возможно установление логических связей между похожими лингвистическими явлениями и понятиями, которые были изучены в различные периоды, что помогает детям воспринимать орфографию как последовательную систему.

Важность обобщающего повторения приводит к нахождению наиболее оптимальных методик обучения принципам отечественной орфографии.

Учитель должен выстроить свою работу на уроках так, чтобы дети смогли постигнуть и применить изученное правило с как можно меньшей затратой сил и времени. Иными словами, оптимизация учебного процесса предполагает включение наиболее рациональных методов приобретения знаний, которые позволяют экономить силы и время, так необходимых ученику и педагогу.

Обобщения в сознании учащихся при существующей структуре курса и используемой технологии обучения сами по себе, произвольно, не возникают. Школьникам чаще всего трудно осознать, что любой теоретический материал изучаемого курса имеет определенную систему. Иногда у учащихся отсутствует умение обобщать, это является одной из главных причин  слабого овладения ими системой знаний. Следовательно, появляется необходимость перекомпоновки, соподчинения, систематизации материала, выявление новых связей и отношений между элементами изученной суммы знаний.

Один из важных вопросов, который способствует дальнейшему повышению успеваемости, достижению глубоких и прочных знаний у учеников – это вопрос повторения ранее изученного материала.

Прочное сохранение ранее приобретенных знаний, умение воспроизводить их в нужный момент способствует  более легкому усвоению нового материала, отсутствию больших трудностей в обучении.

При правильной организации повторения ученику удается выявить в старом что-то новое. Также повторение устанавливает логические связи между вновь изучаемым материалом и ранее изученным. Память ученика обогащается, расширяется кругозор, знания приводятся в систему, повышается дисциплинированность, воспитывается чувство ответственности.  Ученик приучается находить материал для ответа на любой поставленный вопрос.

При планировании повторения необходимо отобрать материал, установить последовательность и время повторения, распределить отобранный материал по урокам, установить формы и методы для осуществления повторения, разумеется, надо учитывать и свойство памяти.

Основные требования к организации повторения должны исходить из целей повторения, специфики русского языка как учебного предмета, его методов.

Примеры упражнений для обобщающего повторения орфографии в начальной школе:

Упражнение 1.  Подберите слово, противоположное по смыслу и составьте с ним словосочетания, подчеркните орфограммы.

Крупный, ласковый, лёгкий, трудный, мягкий, новый, чёрный, ветхий, глубокий, горький, добрый, больной, могучий, мудрый, приятный, робкий, тонкий, упрямый, тесный, яркий, храбрый, внимательный.

Образец:

Сладкий – кислый напиток, чёрный – белый цвет.

 

Упражнение 2. Подберите подходящее по смыслу прилагательное с безударной гласной в корне.

Роза, ребёнок, щенок, природа, ветер, озеро, дом, игра, дерево, ромашка.

Образец:

Осень дождливая, друг незаменимый.

Упражнение  3. Спишите. Раскройте скобки. Выделите приставки. Обведите предлоги в овал.

(От)летел (от)двери, (от)странился (от)дел, (с)лез (с)дерева,(с)пустился (с)небес, (за)шли (за)дом, (за)платил (за)проезд, (по)смотрел (по)сторонам, (по)бежали (по)улице, (до)топали (до)деревни, (под)прыгнул (под)потолок, (во)шёл (во)двор, (в)лез (в)воду, (в)ступил (в)секцию, (на)рисовал (на)стене, (на)ткнулся (на)знакомого, (над)строил (над)крышей, (у)становили (у)подъезда, (у)крал (у)соседей.

Формирование орфографических умений у младших школьников имеет большое значение  в установке на запоминание, мыслительные процессы, сознательное отношении к работе. Особенно велика роль в этом процессе обобщающего повторения ранее изученных правил.

Обобщающее повторение позволяет углубить, расширить, обобщить и систематизировать знания. Следовательно, помогает установить межпредметную связь, которая ранее была слабо реализована. Обобщающее повторение способствует установке тем связям и отношениям между элементами знаний, которые не были раскрыты.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

1.                Жедек П.С. Пути совершенствования обучения орфографии // Начальная школа. – 2010. – №10. – С.24

2.                Кустарева В.А. Активизация учебной деятельности школьников и их речевая культура // Начальная школа. – 2014. – №6. – С. 43-45.

3.                Савинова З.А. Виды работ по формированию орфографической зоркости // Начальная школа. – 2016. – №1. – С. 54-59.

×
×