8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00

публикация Пути и способы совершенствования педагогического мастерства

Автор: Галина Геннадьевна Хурцидзе

Пути и способы совершенствования педагогического мастерства

         Формула успеха педагога – это постоянное совершенствование своей компетентности. Качество знаний учащихся непосредственным образом зависит от того, насколько подготовлен сам учитель.  Квалифицированный,  компетентный,  способный к творческому продуктивному труду. 
            Профессиональное развитие учителя новой формации в значительной степени зависит от мотивации к непрерывному педагогическому образованию. Концепция непрерывного образования приобрела ключевое значение. 

Ускорить процесс достижения педагогического мастерства возможно лишь при овладении им системой необходимых знаний, навыков, умений, формировании профессионально важных качеств, способностей и готовности к педагогической деятельности и изменениям.

 

         Механизмы развития профессиональной компетентности педагога:

 

Этапы работы

Деятельность педагога

Диагностико — концептуальный

Изучение специальной литературы.

Ознакомление с опытом коллег, посещение уроков и воспитательных мероприятий.

Проведение мониторинга личных профессиональных качеств.

Организационный

Создание банка инновационных технологий.

Разработка портфолио творческого и профессионального роста.

Использование средств массовой информации, изучение новых стандартов образования, новинок научно-педагогической и методической литературы.

Практический

Курсы повышения квалификации.

Самообразовательная деятельность.

Участие в конференциях, семинарах, мастер-классах, творческих отчетах.

Использование средств и условий, созданных в школе: методические дни, методические объединения, педагогические чтения, наставничество.

Использование современных информационных технологий.

Презентация деятельности (открытые уроки, выступления, мастер-классы)

Мониторинг учебно-воспитательного процесса.

Обобщение педагогического опыта.

Аттестация.

 

Все эти пути взаимосвязаны, использовать их нужно регулярно, непрерывно, целенаправленно.

Педагогический работник обязан постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство, интеллектуальный, творческий и общенаучный уровень и неотъемлемой частью деятельности педагога становится самообразование и самосовершенствование.

Опыт работы над собой в плане самосовершенствования меня, как педагога, профессионально самовоспитывает, направляет на сознательную работу по развитию своей личности. Использование средств массовой информации, изучение новых стандартов образования, новинок научно-педагогической и методической литературы нацеливает на создание  новых методов и средств разрешения педагогических ситуаций в процессе художественно-психологического общения.

Одним из главных условий совершенствования профессионального мастерства учителя является специально организованная в школе система методической работы. Методическая работа в значительной мере удовлетворяет запросы учителей по совершенствованию научно-методической подготовки.

 В современной школе происходят процессы глобальных преобразований, требующие от учителя переориентации его деятельности на новый педагогический уровень. Освоение педагогом  исследовательского компонента – это последовательная система взаимосвязанных действий на основе творческого подхода к педагогическим явлениям, владение методами научно-педагогического исследования, анализа опыта других учителей и собственного опыта. Это и обучение педагога технологии исследовательской деятельности и трансляция полученного опыта. За предыдущий период я приняла участие во Всероссийской интернет-олимпиаде  сетевого издания «Педагогическая практика»:  номинация «Современные  образовательные технологии основного общего образования» — диплом  1 место; прошла профессиональное тестирование во Всероссийском институте развития образования «Перспективы» на Всероссийском  педагогическом  портале  «ФГОС России» по теме «Работа с одаренными детьми в соответствии с ФГОС» – сертификат; подготовила учащихся к участию в творческих конкурсах: Всероссийский  конкурс для детей и молодежи  «Творчество и интеллект», проводимого на Всероссийском педагогическом портале «ФГОС России»

(Долгалев С. и Саакян И. (4 кл.)  — лауреаты 1 степени финального (очного) тура в номинации: вокальное творчество); муниципальный и региональный  конкурс  творческих работ «Мы первые в космосе: от мечты к реальности» (Борзунова В.,6кл., Денисова А.,10кл., Рычкова А., 6 кл., Пискурова А.,10 кл.);

Одним из основных условий совершенствования профессионального мастерства учителя является повышение его квалификации  и институты повышения квалификации.  В мае 2020г. я прошла курсы повышения квалификации «Современные подходы в преподавании предметов искусства в условиях модернизации образования (с использованием ДОТ). Курсовая подготовка дала возможность:

— обновить и расширить профессиональные знания о современных образовательных концепциях, подходах, об использовании новых технологий обучения и воспитания, направленных на развитие индивидуальных особенностей обучающихся;

— повысить свой профессиональный уровень;

— внедрять инновации в своей профессиональной деятельности.

После окончания курсов появилась возможность поделиться любопытными знаниями и своими небольшими открытиями с самой благодарной аудиторией — своими учениками. Личностный рост и уверенность в себе — это все дает повышение квалификации.
            В нашем Пугачевском районе действует сетевое сообщество учителей эстетического цикла. Целью работы сетевого сообщества является: обмен опытом учителей, дистанционное взаимодействие всех педагогов, где все участники сетевого сообщества выступают в роли партнеров. Сертифицированные учителя стали проводниками перехода от традиционной модели, построенной по структуре науки, к модели, позволяющей воспитать личность лидера, обладающего всеми ключевыми навыками социализации, адаптации и самореализации. Данное направление в работе помогает учителям посмотреть на себя  со стороны найти ответ на вопрос – как научить ученика тому, как учиться. 

Я пришла к выводу, что сегодня работать по-старому – несовременно. По сравнению с традиционным обучением я стала замечать, что у учащихся стало изменяться взаимодействие со мною: моя активность на уроке уступила место активности учащихся, поменялась и моя задача как учителя — создать условия для их инициативы. Мне нужно было перестраиваться самой, осознать, что учащиеся на уроке выступают полноправными участниками, их опыт важен не менее, чем мой опыт, и не мало важное открытие для меня не давать готовые знания на уроке, а побуждать учащихся к самостоятельному поиску, теперь дав ребятам больше самостоятельности, я увидела, что работа учеников на уроке очень активна и учитель теперь является только дирижером урока и смотрит на работу класса со стороны, наблюдая и анализируя учебный процесс. Создавая группы для работы в классе, я наблюдала за учащимися, как они меняются — они учатся самоорганизовываться, увлеченно заниматься, как самостоятельно, так и в сотрудничестве с другими учениками …Я учусь вместе с детьми, учусь у детей. Результаты проведенных мною уроков позволили не только разнообразить формы урока, новые подходы в преподавании и обучении позволили мне по-новому увидеть некоторых учащихся, их индивидуальные особенности. Даже самые пассивные учащиеся включаются в активную деятельность с огромным желанием, у них наблюдается развитие навыков оригинального мышления, творческого подхода к решаемым проблемам.

Большую роль здесь играет использование на уроке информационно-коммуникативных технологий, что в свою очередь позволяет решить многие проблемы, начиная от обеспечения наглядности на уроке (презентации, видеоматериалы, видеоуроки, слайд-шоу) и заканчивая применением всевозможных интерактивных игр («Копилка знаний», «Найди ответ», «Палитра творчества», «Язык ИЗО», «Виды живописи»), квестов (И снова Глинка), музыкальных программ. Результатом использования ИКТ на уроках становится повышение заинтересованности учащихся, лучшее усвоение материала и формирование положительного отношения к предмету.
          В своей работе я стараюсь применять педагогические инновации. Сейчас учитель свободен в выборе современных педагогических технологий: технология проектного обучения, технология развития, критического мышления, мыследеятельностная педагогика, проблемное обучение, проектное обучение, технологии логико-смыслового моделирования и другие. И все эти инновации через самообразование, повышение квалификации и совершенно новую форму — сетевое сообщество. И все это непременно на УРОК. 

 Мне, как и всем учителям, хочется, чтобы на уроке царила атмосфера творчества, чтобы ученики могли сравнивать и ассоциировать, задумываться над проблемными ситуациями и предлагать выход из них. Для этого, безусловно, необходимо творчески мыслить. Можем ли мы научить творческому мышлению? Однозначно ответить нельзя, так как творческие возможности ребёнка закладываются в раннем детстве. Создать условия для развития тех, кто открыт для творчества, – это уже большое дело. А тех, кто не был отягощён интеллектуальным и творческим развитием в дошкольном возрасте, мы можем научить мыслить критически через поиск. Поэтому на уроках музыки  и ИЗО  я применяю приемы критического мышления, так как считаю, что технология развития критического мышления через слушание и исполнение музыкальных, просмотр художественных произведений, развивает интеллектуальные способности учащихся. 

Данная технология во многом была принята мной и стала частью проблемного обучения на уроках. На мой взгляд, наибольшая эффективность образовательного процесса достигается при использовании методик активного обучения, когда все участники оказываются вовлечёнными в процесс познания. Активные методы обучения исключают преобладание какого-то одного мнения над всеми прочими. Ученики в процессе учатся мыслить критически, сопоставляя, анализируя информацию, оценивая разные мнения, общаясь с другими и принимая ответственные решения.
          Вот один из методических приемов технологии критического мышления, применяемых мною на уроках: 
      — Прием «Корзина” идей, понятий, имен… 


Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают, что знают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. 

Обмен информацией проводится по следующей процедуре: 
          — Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме или, скажем, теме.
         — Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме, теме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).

 
          — Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия. 
          — Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей). 
           — Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке” идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать” факты, мнения, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознания ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации. 

            Работая в русле критического мышления, следует уделять большое внимание выработке качеств, необходимых для продуктивного обмена мнениями: терпимости, умению слушать других, ответственности за собственную точку зрения. Таким образом, удается значительно приблизить учебный процесс к реальной жизни, протекающей за стенами классной комнаты.
             Учителя, мыслящие критически — развиваются профессионально, видят как и над чем надо работать, как саморазвиваться.

Таким образом, развитие педагогического мастерства идет по двум основным направлениям, которые тесно взаимосвязаны:

1. Развитие педагогического мастерства, управляемое извне:

 

а) организация методических объединений в школах,

б) курсы повышения квалификации.

 

2. Развитие, рост мастерства, управляемый изнутри, со стороны самого учителя:

 

а) самообразование (приобретение знаний, умений, навыков);

б) самовоспитание (формирование мировоззрения, мотивов и опыта деятельности, качеств личности);

в) саморазвитие (совершенствование психических процессов и способностей);

г) изучение передового педагогического опыта, взаимопосещение уроков . 

 

Для достижения целей и педагогического мастерства эти взаимодополняемые направления должны присутствовать в деятельности каждого педагога. 

Исходя из результатов школьной практики, как учителя, я сделала вывод, что изменения в подходе повышения квалификации учителей – это, прежде всего, требование времени. Внедрение новых технологий в обучение дает возможность развивать критическое мышление, коммуникативные навыки, творческие способности, выявлять одаренных и талантливых детей, планировать дальнейшую работу по развитию этих качеств.
          Каким бы высоким не был уровень или мастерство учителя, его жизненный опыт, он никогда не должен останавливаться на достигнутом результате и считать себя идеальным педагогом. Пока учитель стремиться к самосовершенствованию и саморазвитию, выполняя, при этом, все необходимые требования программы и ориентируется на потребности современного общества, он обязан заниматься самообразованием. 


Г.Г.Хурцидзе – учитель музыки, ИЗО

×
×