Правомерное психологическое воздействие и психическое насилие

Автор: Веденеева Анастасия Александровна

УДК 343.139.1

Правомерное психологическое воздействие и психическое насилие

Веденеева А.А.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования “Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина”

Аннотация: в статье рассмотрены различия правомерного психологического воздействия и психического насилия, а также допустимость психологического воздействия в судопроизводстве.

Ключевые слова: психологическое воздействие, психическое насилие, манипуляция.

 

Legitimate psychological impact and mental violence

Vedeneeva A.A.

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education “Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin”

Abstract: the article examines the differences between legitimate psychological impact and mental violence, as well as the permissibility of psychological impact in court proceedings, manipulation.

Keywords: psychological impact, mental violence.

 

Определения «психического воздействия» и «психологического воздействия», имея свои смысловые оттенки, в литературе и практике иногда употребляются как взаимозаменяемые. В частности, так поступают авторы Комментария к Уголовного кодексу РФ.

Психологическое воздействие — преднамеренное, целенаправленное вмешательство в процессы психического отражения реальности другого

человека, в то время как психическое воздействие возможно и без сознательного желания воздействующего субъекта и даже в его отсутствие. Оно произвольное, волевое, как правило, методически подготовленное, зачастую ­− инструментально оснащенное. Итоги его предполагаются и прогнозируются. Именно таковым и должно быть психологические воздействие сотрудника правоохранительного органа.

В психологии выделяют три стратегии взаимодействия: развивающую, императивную, манипулятивную. Первая стратегия основана на сосуществовании и выживании людей, между которыми устанавливается диалог, протекающий на основе равноправия субъектов взаимодействия, их нравственности, альтруизма и коллективистской направленности. Они открыты для общения, доверяют друг другу, искренне выражают свои чувства и находятся в курсе состояния партнера по общению. Такая стратегия является идеальной при условии установления психологического контакта как обоюдной готовности длительное время на основе доверительных отношений, безусловного уважения к личности, ее правам и свободе воли субъекта воздействия находиться в ситуации взаимодействия, обмениваясь информацией, совершая необходимые действия. Это идеальная стратегия, которая в реальной следственной практике встречается нечасто.

Психическое насилие — причинение психического, морального вреда: угрозы, оскорбления, клевета, шантаж, все виды принуждения и ограничения свободы человека; также некоторые виды обмана, психопрограммирования и экономические методы.

Еще одним аспектом оценки психологического воздействия как правомерного или неправомерного является обращение к новым, нетрадиционным для России методам получения доказательств по делу (использование полиграфа и гипноза, иных программных, аппаратных, медикаментозных и прочих разработок).

В межличностном взаимодействии манипулятивная стратегия воздействия очень распространена и используется для негативного психологического воздействия, достижения односторонней цели. Манипуляция — тип социального влияния, который представляет собой деятельность по изменению восприятия или поведения других посредством скрытых, обманных и насильственных тактик в интересах манипулятора. Для иллюстрации этой диспозиции отметим, что манипуляция характеризуется ложью, бессознательностью, контролем, недоверием, цинизмом манипулятора и т.п. В силу вышеизложенного к средствам воздействия Е.В. Васкэ относит такие группы факторов, как: 

• внешние раздражители различных модальностей (визуальные стимулы, звуковые воздействия, темп и ритм, запахи, мультимодальные гештальты); 

• вербальные и невербальные компоненты коммуникации; 

• регуляция уровня удовлетворения потребностей человека, вовлечение субъекта воздействия в организованную деятельность. 

Критерий правомерности не может быть однозначно установлен законом, не может быть установлен раз и навсегда ни в морали, ни в профессиональной этике сотрудников различных служб и правоохранительных органов. Однозначного и даже развернутого толкования в современной юридической и психологической научной литературе нет.

В ст. 164 УПК РФ указывается: «При производстве следственных действий недопустимо применение насилия, угроз и иных незаконных мер, а равно создание опасности для жизни и здоровья участвующих в них лиц».

Психологическое воздействие в уголовном процессе обусловлено его природой, целями и задачами и осуществляется в установленной форме. Но защищенность лица, находящегося в орбите уголовно-процессуальных отношений, от возможного неправомерного воздействия гарантируется не только законом, но и сформированной устойчивой морально-этической основой следственной деятельности, и в частности производства отдельных следственных действий. Этические основы производства следственного действия — это совокупность нравственных заповедей, обязательных для следователя. Следует признать очевидным положение о том, что необходимо говорить о создании такой среды взаимодействия, которая не способствует нарушению психологической безопасности, а не оценивать эту среду с точки зрения того, что способствует ее нарушению.

Необходимо выделить следующие критерии оценки психологического воздействия как насильственного или ненасильственного, а следовательно, определить его допустимость в уголовном судопроизводстве:

1. Отсутствие в действиях официального лица психологических или психофизиологических воздействий и побуждений, ограничивающих свободную волю собеседника, препятствующих выбору образа поведения по своему усмотрению и исключающих альтернативу в высказываниях и действиях каким-либо прямо или косвенно навязываемым формам поведения, позиции, отдельных поступков или высказываний, принуждающих человека к совершению нежелательных для него поступков.

2. Отсутствие деструктивных целей психологического воздействия и негативных для жизнедеятельности человека последствий их реализации (негативные последствия для психического и физического здоровья, социального статуса и/или финансово-имущественного положения). 

3. Соответствие психологического приема, метода, технологий принципам уголовного процесса, нормам морали, нравственности и профессиональной этики воздействующего лица, что исключает ограничение или лишение свободы волеизъявления лиц, подвергшихся воздействию.

Список литературы:
1. Абросимов С.В. “Правомерность и допустимость психологического воздействия при расследовании уголовных дел”

2. Новикова Е.А. Чаплыгина В.Н. “Условия психологического воздействия в сфере уголовно-процессуальных отношений: общие черты и особенности”

3. Васкэ Е. В. Психическое и психологическое воздействие в уголовном процессе — к определению понятий
4. https://upkod.ru/chast-2/razdel-8/glava-22/st-164-upk-rf

 

 

×
×