Почему Пушкинская карта?

Автор: Ольга Николаевна Павлова

Почему «Пушкинская карта» ?

 «Пушкин — наше всё». Эта мысль  была высказана в 1859 году Аполлоном Григорьевым русским писателем  и оригинальным  мыслителем. Что он имел в виду? Споры о значении этого выражения до сих пор не затихают. Возможно,  Аполлон Григорьев  считал, что именно «многоликость» творческого наследия великого поэта позволяет считать его воплощением всего самобытного, особенного, что есть в русском народе, что отличает его сознание и даже образ жизни от представителей других миров. Возможно, скорбь о безвременной кончине светоча русской литературы незаживающей кровоточащей раной сожаления тревожила разум мыслителя… Кто знает…

Однако и спустя столетия мы взрослеем на пушкинских сказках, мудреем вместе с героями «Повестей Белкина», познаем «энциклопедию русской жизни», читая роман в стихах «Евгений Онегин», учимся искренней любви и преданности у лирических героев.

Именно к раннему детству относятся мои первые воспоминания о Пушкине. Сильно болит горло, больно глотать и говорить – у меня ангина. Временами голос мамы, ритмично читающей какую-то сказку, отдаляется и затихает, но через какое-то время будит меня сменой ритма или интонации. Толстая иллюстрированная книга в руках мамы – сборник пушкинских сказок и стихов, но мне не до них сейчас… Все эти королевичи Елисеи, старухи перед разбитыми корытами, золотые петушки так далеки и непонятны, что я опять впадаю в небытие. И вдруг слышу: « Пора, красавица, проснись!»  Я вздрагиваю и просыпаюсь. «Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит», — продолжает мама. И так мне вдруг захотелось прокатиться в зимнем прозрачном  лесу и увидеть это великолепие снежного ковра, что я зажмурила глаза и представила себе это солнечное морозное зимнее утро, несущее радость от осознания своего бытия на этом свете. Простые, понятные слова звали за собой куда-то в тот мир, где нет места страданию  и болезни, где все счастливы от того, что выпал снег и светит солнце. Эта простота пушкинских строк, легко запоминающихся, ясных и светлых, удивила меня тогда, как будто поэт, добрый и ласковый, обращался именно ко мне. Так Пушкин вошел в мою жизнь и остался в ней, думаю, навсегда.

И  как же отрадно было услышать новость, что именем моего любимого поэта названа карта, дающая возможность посетить музей, спектакль или выставку. Как будто Пушкин, улыбаясь, через века протягивает мне руку и снова велит  мне  проснуться, «глаголом» жжет мне сердце, «ибо спокойствие – душевная подлость» (это уже фраза из дневника Л.Н.Толстого). Нельзя успокаиваться на достигнутом,  в мире так много интересного! И как хорошо, что появилась такая «Пушкинская карта», позволяющая раздвинуть культурные горизонты, узнать что-то новое, в конце концов, просто получить эстетическое удовольствие от созерцания картин в художественной галерее.

Но почему же «Пушкинская»? Думаю, потому что  «Пушкин — наше всё».

×
×