8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00

Игры для развития познавательной и речевой деятельности у детей с ЗПР.

Автор: Чикунова Эльмира Асхатовна, Гафиятуллина Лилия Рафаиловна

Игры для развития познавательной и речевой деятельности у детей с ЗПР.

Учитель – дефектолог: Гафиятуллина Л.Р.

Учитель – логопед: Чикунова Э.А. 

 

В психологических исследованиях по проблеме задержки психического развития в дошкольном возрасте содержатся сведения, позволяющие раскрыть особенности познавательной деятельности дошкольника с ЗПР и охарактеризовать некоторые другие аспекты их развития.

Внимание этих детей характеризуется неустойчивостью, отмечаются периодические его колебания, неравномерная работоспособность. Трудно рать, сконцентрировать внимание детей и удержать на протяжении той или иной деятельности. Очевидна недостаточная целенаправленность деятельности, дети действуют импульсивно, часто отвлекаются. Могут наблюдаться и проявление инертности. В этом случае ребенок с трудом переключается с одного задания на другое. В старшем дошкольном возрасте оказывается недостаточно развитой способность к произвольной регуляции поведения, что затрудняет выполнение задании учебного типа.

Особые трудности дети испытывают при овладении представлениями о величине, не выделяют и не обозначают отдельные параметры величины (длина, ширина, высота, толщина). Затруднен процесс анализирующего восприятия: дети не умеют выделить структурные основные элементы предмета, их пространственное соотношение, мелкие детали. Можно говорить о замедленном темпе формирования целостного образа предмета, что находит отражение в проблемах, связанных с изодеятельностью.

Память детей с задержкой психического развития также отличается качественным своеобразием. В первую очередь ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации. В наибольшей степени страдает вербальная память.

Замедлен процесс формирования мыслительных операций. Отставание отмечается уже на уровне наглядных форм мышления, возникают трудности в формировании сферы образов — представлений, снижение способности к творческому созданию новых образов. У детей не формируется соответствующий возрастным возможностям уровень словесно — логического мышления: дети не выделяют существенных признаков при обобщении, обобщают либо по ситуативным, либо по функциональным признакам. Например, отвечая на вопрос « Как назвать одним словом: диван, шкаф, кровать, стул?», ребенок может ответить: « Это у нас дома есть», «Это все в комнате стоит», «Это все нужное человеку».

Затрудняются при сравнении предметов, производя сравнение по случайным признакам, при этом затрудняются даже в выделении признаков различия. Например, отвечая на вопрос: «Чем не похожи люди и животные?», ребенок произносит: «У людей есть тапочки, а у зверей — нет». Для того чтобы развить внимание, память и логическое мышление необходимо организовывать игры, которые увлекут малыша, будут для него интересными[1].

Остановимся на играх и упражнениях, которые эффективно развивают внимание и память детей.

Во время сборов на прогулку можно предложить ребятам, чтобы они проверили, все ли в порядке в одежде товарищей и своей собственной (правильно ли зашнурованы ботинки, повя­зан платок, все ли пуговицы застегнуты и т. п.), и посоветовали, например, Алеше, что можно еще надеть.

Собираясь с детьми на музыкальное занятие, можно спро­сить их: «Кто за кем стоял на прошлом занятии?», «Кого похва­лил музыкальный работник?», «Кто лучше всех танцевал?» Это будет иметь и воспитательное значение.

На прогулке можно поиграть с детьми в игру «Летает — не летает». Воспитатель произносит слова, обозначающие предме­ты или объекты (ворона, ворота, дверь, лебедь, самолет, авто­мат, вертолет и т. п.). Если они могут летать, дети машут руками. Если нет — приседают. По такому же принципу проводятся игры на выделение любого обобщающего понятия (овощи, одежда, деревья, транспорт, игрушки, продукты, мебель и т. п.). Заду­манное обобщение можно выделять среди других слов хлопка­ми, прыжками, приседаниями и другими действиями.

Еще одно упражнение, которое можно проделать на прогул­ке. Воспитатель просит детей посмотреть вокруг и назвать все зеленое (деревянное, покрашенное, металлическое, живое, высо­кое, толстое, длинное, кирпичное и т. д.). Такое упражнение увеличивает объем внимания и его устойчивость.

Помимо изложенных, полезно также проводить и традици­онные, хорошо известные воспитателям игры: «Чего нет?», «Что изменилось?», «Что прибавилось?», «Разложи предметы так, как я скажу» и т.д.

Игры на развитие внимания:[2]

Задание 1 «Кого не стало?»

На столе выставлены знакомые игрушки (две, три, четыре, пять….. -количество их увеличивается постепенно). Название этих игрушек проговаривается детьми. Далее ребенку предлагается закрыть глаза или повернуться спиной к столу. В это время убрать одну игрушку (а потом можно убрать 2-3). Открыв глаза, ребенок должен угадать, какую игрушку убрали со стола.

Задание 2 «Кто появился?»

На столе выставлены 2 — 4 знакомые ребенку игрушки (их название проговаривается). Предлагается ребенку внимательно их рассмотреть и запомнить. Ребенок становится спиной к столу. В это время добавить еще одну игрушку (потом 2-3). Осмотрев игрушки, ребенок должен сказать, какая игрушка появилась.

                                                         Задание3.

 Ребенка просят нарисовать три дерева (или любые другие предметы): маленькое, среднее и большое, а затем в обратной последовательности: боль­шое, среднее, маленькое. (Обращается внимание на то, как быстро ребенок переключается на другое задание.)

Задание4.  «Что забыл нарисовать художник?»

 Логопед показывает ребенку на законченные ри­сунки, а ребенок должен догадаться, что забыл нарисовать художник ‘(например, у куклы — ногу, у белки — хвост, у собаки — ухо, у зай­ца— лапу, у дома — окно, у чайника — ручку, у велосипеда — колесо, у самолета — крыло).

 

Игры на развитие памяти:[3]

Задание 1 «Посмотри и назови?

На столе выставлены 2-4 игрушки. Ребенку дается время их внимательно рассмотреть. Потом игрушки убираются. Ребенок по памяти воспроизводит те игрушки, которые были выставлены на столе.

Задание 2 «Выбери правильно»

Назвать 3-5 игрушек подряд и ребенок выбирает их из общего ряда игрушек.

 

Задание3 «Рука все помнит»

 

Цель: развитие сенсорной памяти. Количество игроков может быть любым.

Инструкция. Ведущий раскладывает на столе 8—10 различ­ных предметов, которые детям нужно запомнить за 20—30 се­кунд. Затем одному из играющих завязывают глаза, ведущий называет два предмета и предлагает игроку поменять их места­ми, запомнив новое место их расположения. При этом игрок должен безошибочно положить руки на те предметы, которые называет ведущий. При первой же ошибке он выбывает из игры. Если игрок справился с заданием, ему предлагают поменять местами следующие два предмета и т.д. Победит тот, кто пере­ложит большее количество предметов.

Задание 4 . «Где стереть?»

Цель: развитие зрительной памяти, тренировка умения ори­ентироваться на плоскости.

Количество игроков — 4—10.

Инвентарь: бумага, карандаши, старательные резинки.

Инструкция. На листе бумаги участники игры рисуют по рожице. Затем, закрыв глаза повязкой, игрок должен стирать в той последовательности и только те фрагменты рисунка, кото­рые назовет ведущий (например: сначала левый глаз, затем пра­вое ухо, подбородок, нос, волосы и т.д.). Выигрывает тот, кто точнее выполнит задание.

Задание5. «Вспомни, назови»

Берется из детского лото несколько картинок, на которых изображены знакомые предметы (количество этих картинок будет зависеть от возраста ребенка, его речевого и умственного развития). Картинки должны быть одного размера (лучше, если на них будут изображены предметы по тематическим группам: одежда, посуда, транспорт, мебель и т. д.).

Вначале быстро показать ребенку 2—3 картинки из общей стопки. Затем разложить все приготовленные кар­тинки, а ребенок должен показать (если сможет, то и назвать) те картинки, которые ему были предъявлены вначале.

Задание 6

 Является усложненным вариантом задания 4. Ребе­нок должен не только найти картинки, которые ему показывали, но и расположить их в той последовательности, в которой ему показывали

Задание 7 Игра с мячом «Повтори правильно».

Ребенок должен внимательно прослушать те слова, которые ему скажут, запомнить их, а потом повторить. Снача­ла дается два слова, потом — три. Постепенно количество слов увеличивается. Круг предлагаемых слов зависит от того уровня речевого развития, на котором находится ребенок. (Безречевым детям это задание не дается.)

Например:

стол, стул, кровать (мебель);

яблоко, груша, морковка (овощи и фрукты).

 

 

 

Задание 8 «Кто больше?»

Предложить ребенку внимательно рассмотреть сю­жетную   картинку.   Затем,   перевернув   ее,   ребенок   вспоминает   и воспроизводит как можно больше отдельных предметов, изображен­ных на картинке.

Задание 14. «1,2,3, запомни и назови»

Дети встают в круг. Логопед предлагает вспом­нить, кто знает какую посуду (мебель, одежду, транспорт и т. д.). Дети „по цепочке» передают друг другу названия, например мебели. Причем каждый ребенок должен повторить уже сказанные слова и добавить свое: стол—стул, стол—стул—шкаф, стол—стул— шкаф—полка и т. д.

Игры на развитие мышления[4]

При проведении упражнений, направленных на развитие мышле­ния ребенка, необходимо соблюдать принцип постепенного перехода от сравнения по внешним признакам (цвет, размер) к сравнению по существенным признакам.

Задание 1 «Разложи правильно»

 На столе разложены картинки, относящиеся к раз­ным предметным темам. Ребенку предлагается разложить картинки по стопочкам: что мы едим, что надеваем и т. д. Количество сто­почек (т. е. предметных тем) определяется возрастными возмож­ностями детей.

Задание 2 «Четвертый лишний»

Положите перед ребенком 4 картинки с изображен которых относятся к одному общему понятию. Ребенок должен определить «лишнюю», т.е. не подходящую к остальным картинку, и обосновать свой выбор. Если ребенок затрудняется, подскажите правильный ответ. Но это только на первых порах.

Задание 3 « Сложи картинку»

На столе разложены в беспорядке части одной разрезной картинки. Ребенку надо собрать их так, чтобы получилась целая картинка. Сначала дается картинка, разрезанная на 2, потом на 3,4,6,8 частей.

 

Наиболее адекватной формой пре­одоления и компенсации памяти, внимания и мышления является дви­гательная активность, в которой ведущее место принадлежит подвижной игре.[5]

Задание 1.. «Что пропало»

Цель: активизация психических процессов: восприятия, внимания, памяти.

Оптимальное количество игроков — 5—10.

Инвентарь: несколько предметов (игрушки, кегли, обручи, скакалка и др.).

Инструкция. На игровой площадке ведущий раскладывает 4—5 предметов. Дети в течение одной минуты рассматривают предметы, стараясь их запомнить. Затем по команде дети стано­вятся спиной к игровой площадке, а ведущий в это время убирает один из предметов. Дети поворачиваются и называют пропавший предмет. Выигрывает тот, кто ошибется меньшее количество раз.

Варианты

1.  Увеличить количество предметов,

2.  Уменьшить время запоминания предметов.

3.  Убрать два предмета.

Методические указания. Для игры следует подбирать та­кие предметы, которые хорошо знакомы детям.

Задание 2. «Повтори, не ошибись»

Цель: развитие внимания, быстроты реакции; накопление количества и уточнение смысла слов, обозначающих действие.

Количество игроков может быть любым.

Инструкция. Дети стоят полукрутом. Ведущий медленно вы­полняет простые движения руками (вперед, вверх, в стороны, вниз). Дети должны выполнять те же движения, что и ведущий. Допус­тивший ошибку выбывает. Выигрывает оставшийся последним.

Варианты

1.  Простые движения можно заменить на более сложные, включить движения ногами и туловищем, асимметричные дви­жения (правая рука вверх, левая вперед) и т.д.

2.  Ведущий одновременно с показом движения называет имя одного из играющих, который и должен это движение повто­рить, а остальные игроки наблюдают.

3.  Ведущий проговаривает движение


[1] Борякова Н. Ю.Ступеньки развития. Ранняя диагностика и кор­рекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие. — М.: «Гном-Пресс», 2002 —64 с. (Коррекционно-развивающее обуче­ние и воспитание дошкольников с ЗПР)

[2] Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников  Н.С.Жуковой  Е. М. Мастюковой, Т.Б.Филичевой.

[3] Ткаченко Т.А.  Учим говорить правильно.

[4] Н.С.Жукова  Е. М. Мастюкова, Т.Б.Филичева Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников

[5]Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей    с нарушениями в развитии / Под общей ред. проф. Л.В. Шапковой.

 

 

×
×