8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00

Эссе «Моя философия преподавания»

Автор: Резчикова Оксана Евгеньевна

Эссе «Моя философия преподавания»

Автор: Резчикова Оксана Евгеньевна

                                                                                

 

                                                            Кто с детством свою жизнь связать решил,

                                                         Тот молодым останется навек

                                                         А значит, повезло ему по праву.

                                                          А значит, он счастливый человек.

 

Каждый день я просыпаюсь с осознанием того, что я — счастливый человек.

         Я — воспитатель! У меня самая удивительная профессия! У кого ещё есть возможность заглянуть в страну детства, погрузиться в мир ребенка, только у воспитателя. Дети — самое лучшее и светлое, что есть в  жизни. Я счастлива от того, что мне неведома скучная, однообразная, рутинная работа, наоборот, я с радостью и любовью свои знания, свой опыт отдаю детям.

Детский сад давно стал для меня вторым домом. Ежедневно, приходя сюда, я смотрю в глаза своих милых воспитанников. Сколько в них чувств, переживаний. Глаза ребенка – это состояние души, в которых многое можно увидеть. Чтобы узнать о ребенке больше, сердце воспитателя должно быть не только добрым, но и зрячим. Я все время стараюсь не «работать» с детьми, а жить с ними, делить их радости и печали, успехи и неудачи, не допуская фальши в отношениях.

К.Д. Ушинский писал: «Если вы удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само отыщет вас». А счастливого воспитателя сразу видно – он живет в среде детей, понимает их потребности, налаживает контакты с их родителями, вдумчиво относится ко всему, что окружает его, стойко переносит невзгоды беспокойной педагогической жизни. Труд воспитателя может быть нелегким, отнимающим порой все и физические и моральные силы, но рутинным, неинтересным его не назовешь. Ведь суть профессии – дарить  ребенку этот красочный мир, удивлять прекрасным. Человеку, выбравшему профессию воспитателя, необходимо быть искренне заинтересованным, стремиться познавать новое в мире и науке, повышать уровень методической грамотности. Важно уметь применять профессиональные знания на практике: организовывать образовательную деятельность с учетом личностных особенностей каждого  ребенка, веря в него и уважая внутренний мир малыша.

Ещё со школьных лет моим любимым предметом была математика, потому что в ней все подчиняется определенным правилам, которые легко понять, и которые одинаковы абсолютно для всех. Математика нужна во всех сферах жизни. Каждый день мы пользуемся простыми арифметическими действиями, чтобы делать покупки, планировать свое время. С числами и цифрами приходится иметь дело всем. Вряд ли кто-то станет отрицать необходимость математических знаний. Ведь математика учит человека думать, анализировать, развивает логическое мышление, память. Не случайно ещё в XVIII веке М.В. Ломоносов сказал: «Математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит». Математические знания нужны человеку в любом возрасте.

Наблюдение за образовательным процессом позволило мне сделать вывод о том, что сенсорный опыт и основные логические операции у детей сформированы недостаточно. Для эффективной работы мне необходимо было многофункциональное развивающее дидактическое средство, которое позволит «через руки», в доступной детям форме подвести к пониманию различных абстрактных понятий, которое способно реализоваться в широком спектре видов деятельности, позволяющем вовлечь в общую работу детей с различными интересами, с разными ведущими каналами восприятия, помочь каждому ребенку проявить себя.

В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного, в частности математического развития мыслительные умения, при этом на протяжении всего дошкольного возраста, дают не многие.

На мой взгляд, наиболее эффективным пособием являются палочки Кюизенера – это универсальный дидактический материал, разработанный бельгийским математиком Джорджем Кюизенером  для подготовки детей к усвоению элементарных математических представлений.

Они помогут ребёнку не только разобраться в мире чисел, но и свободно в нём ориентироваться, освоив попутно такие понятия, как «больше –меньше», «на сколько больше – меньше», «длиннее – короче», а также множество других абстрактных понятий.

В чём же заключается методика Кюизенера? Цветные палочки Кюизенера включают набор из пластмассовых призмочек — палочек разной длины и цвета которые еще называют «числа в цвете», «цветными палочками», «цветными числами», «цветными линеечками». Чем больше длина палочки, тем большее числовое значение она выражает. Единице, например соответствует кубик с длиной стороны один сантиметр, десяти – призма-параллелепипед длиной в десять сантиметров. Все палочки разноцветные, но окрашены не беспорядочно , а по условным классам. Например, палочки с длиной, кратной двум – красных оттенков, кратные трём – синих, кратные пяти – жёлтых оттенков. Играя с таким набором, ребёнок запоминает числа, основываясь и на подсчёте (количество палочек), и на размере (длина палочки), и на цвете, в результате процесс обучения идёт быстрее и эффективнее.

Основными  особенностями  данного  дидактического  материала являются  абстрактность, универсальность,  высокая  эффективность. Преимущественно палочки используются в предматематической подготовке, но находят своё применение и в другом – экспериментировании (в качестве объекта экспериментирования или средства измерения), в конструировании (в качестве  материала  для  выкладывания  плоских  изображений  или объёмных построек), в сюжетно – ролевых играх ( в качестве предмета заместителя).

На начальном этапе занятий  палочки Кюизенера используются как игровой  материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу игр и занятий, знакомясь с цветами, размерами и формами. Занятия происходят в виде волшебной игры, где ребенок это волшебник, который сможет из палочек создать любую картинку и фигурку.

На втором этапе палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий. Методика Кюизенера – универсальна, она не вступает в противоречие ни с одной из существующих методик, а наоборот, удачно их дополняет. Палочки Кюизенера просты и понятны детям: они привыкают к ним еще в совсем раннем возрасте и уже воспринимают в качестве игрового материала, а не видят в них скучное заучивание чисел. Помимо явной эффективности обучения методики, палочки Кюизенера задействуют еще и ряд пограничных областей: развивают мелкую моторику, зрительное и пространственное восприятие, способствуют развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности, стимулируют воображение, приучают к порядку. 

Примеры заданий:

·      Покажите палочку, цвет которой не будет красным и чёрным.

·      Какого цвета палочка короче синяя или красная, фиолетовая или чёрная

·      Предложить детям построить лесенку из палочек преимущественно бордового, оранжевого и фиолетового цветов. Затем усложнить задачу – нужно вставить в готовую лесенку синюю и чёрную палочку.

С помощью палочек ребёнок легко осваивает  простые арифметические действия, учится делить целое на части, измерять объекты условными мерками, упражняется в запоминании состава чисел:

·      если положить красный брусочек, а рядом голубой с белым, получатся отрезки одинаковой длины (4=3+1), постепенно усложняя задания;

·      выкладываем 4 кубика белого цвета, чтобы получился квадрат. Спросите его, какая часть больше: целое или половина (одна вторая), половина или одна четвёртая;

·      разными палочками измеряем небольшие предметы, находящиеся в игровой комнате, например, равные длине оранжевого брусочка.

Многие игры и упражнения со счетными палочками носят проблемно-практический характер: хватит ли палочек для домика мышки? Хватит ли палочек для забора, чтобы спасти поросят от волка, или сможем ли мы построить мост через реку, чтобы помочь козленку перебраться на другой берег реки к маме-козе? Это вызывает в детях живой интерес, сочувствие и искреннее желание помочь героям, дает толчок к активной самостоятельной поисково-творческой деятельности. Дети каждый раз включаются в ту или иную игру, «открывают» маленькие математические истины.

Трудности в проведении игровых занятий облегчаются наличием специальных альбомов с яркими рисунками. Изображения выполнены таким образом, чтобы ребёнок мог выкладывать по ним своеобразную мозаику из палочек, в итоге получается объёмная картинка. Например: игра «Посудная лавка Кростики» — представляет собой папку, содержащую листы с заданиями и пояснениями, каждое задание дополнено стихами и загадками, которые помогут сделать занятие веселее и интереснее. На листах изображена самая разная посуда и её схемы, по которым нужно выложить изображение с помощью палочек. Можно также загадать загадку и предложить детям выложить отгадку на чистом рабочем листе.

Еще один альбом с играми к палочкам Кюизинера – «Дом с колокольчиком», для детей 3-5 лет. Предложенные игры этого альбома содействуют интеллектуально-творческому развитию детей, развитию памяти, умению концентрировать внимание, развитию воображения, освоению пространственных отношений.

Игры и упражнения с палочками Кюизенера включаю в занятия. Организовываю работу с учетом уровня развития каждого ребенка. Если ребенок легко и безошибочно справляется с заданием определенной ступени — ему предлагаю игры и упражнения следующей группы сложности. Дети тянутся к мыслительным заданиям тогда, когда они для них трудноваты, но выполнимы.

Для занятий с палочками Кюизенера характерен ряд признаков:

·      к формированию задач для ребенка применяется индивидуальный подход, с учетом его личностного развития;

·      в обучении применяется комплексный подход;

·      все задачи решаются посредством игры, где присутствует общий сюжет и действует принцип постепенности, от простого к сложному;

·      в игре взрослый играет наравне с ребенком и также может ошибаться;

·      взрослый не подсказывает, а побуждает ребенка самому найти решение.

Для успешной работы с пособием я придерживаюсь  некоторых заповедей:

·      поощрять все усилия ребёнка и само его стремление узнать новое;

·      избегать отрицательных оценок результатов деятельности ребёнка;

·      сравнивать результаты работы ребёнка только с его же собственными достижениями.

Важным условием успешного решения задач развития детей является взаимодействие с родителями. Стараюсь вовлечь родителей в процесс: познакомила с развивающим материалом в процессе консультаций, наглядной информации, мотивируя их к использованию данных пособий и игр для закрепления полученных знаний с ребенком дома.

 С помощью волшебных палочек дети научились «оживлять» героев любимых сказок, выкладывать картинки и сюжеты по схемам, обыгрывать их и составлять рассказы о своем герое. Большой интерес вызвало конструирование по образцам и на рабочих листах. С помощью этих заданий дети учились использованию системы координат, умению переносить на схему свои собственные замыслы. Эти игровые задания способствовали развитию исследовательских умений, творчества, фантазии и воображения.

Использование дидактических игр на основе палочек Кюизенера разнообразило процесс развития познавательной активности детей группы и повысило их интерес к образовательной деятельности. Дети научились отстаивать свое мнение, стали более инициативные и самостоятельные в получении новых знаний. Я считаю, целесообразно использовать это дидактическое пособие для лучшего усвоения навыков по формированию элементарных математических представлений, а также для интеллектуально — творческого развития детей.

Развивающие игры не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества. «Давайте же вместе поиграем» — пусть эти слова станут волшебным мостиком между взрослыми и детьми по дороге в страну знаний!

К. Гельвеций сказал: «Воспитатель — это волшебник, который открывает детям дверь в мир взрослых. И от того, что знает и умеет воспитатель, зависит и то, чему и как он научит своих воспитанников».

 

 

 

 

 

 

×
×