8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный
с 6:00 по 21:00
?>

Знаки препинания при прямой речи, цитатах, диалоге

Автор: Неустроева Надежда Николаевна

Тема урока: Знаки препинания при прямой речи, цитатах, диалоге

 

Урок дан в соответствии с рабочей программой по дисциплине «Русский язык» и  тематическим планом.

Формы организации работы: сотрудничество с преподавателем, фронтальная форма познавательной деятельности, групповая, в паре, самостоятельная

Цели занятия: систематизировать знания и умения по  теме правописании (оформлении) прямой  речи, цитат,  диалога в тексте.

Задачи:

1. Повторить, что такое прямая речь, из скольких частей состоит предложение с прямой речью, какие знаки препинания расставляются;

2. развивать умение распознавать предложения с прямой речью;

3.развивать умение расставлять знаки препинания при прямой речи;

4.развивать умение составлять предложения с прямой речью, подбирать к прямой речи слова автора и наоборот;

5. прививать любовь к русскому языку.

            Тип урока: повторение изученного материала.

Вид урока: диалог

Оснащение урока: раздаточный материал, презентация.

Основные понятия и термины: прямая речь, косвенная речь, цитаты, эпиграф, диалог.

                Формируемые УУД: умение выполнять целеполагание; умение контролировать свою деятельность путём сличения результата действия; анализ и синтез информации по теме, приведение разрозненных знаний в систему, рефлексия деятельности; сотрудничество с учителем, в паре, коллективно, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами языка.

          Используемые педагогические технологиитехнология обучения с помощью опорных конспектов (схем) (автор Шаталов В.Ф.), на диалоговой основе + элементы личностно — ориентированного обучения, технология развития критического мышления.  

 

Ожидаемые результаты: правильно оформлять прямую речь, цитаты,  диалог в тексте

Методы обучения: словесный, диалог, наглядные, практические.

Формы обучения: работа в паре,  фронтальная, групповая, самостоятельная формы работы

Информационное обеспечение обучения: Основные источники учебник: В.Ф. Греков «Русский язык»

Дополнительные источники: Точка, Точка, запятая… Саморепетитор по русской пунктуации  под ред. А. М. Ломова.

Электронно-библиотечная система (обеспечивающая доступ, в том числе к профессиональным базам данных)

 

План занятия

 

  1. Организационный момент (3 мин.)

       2.  Целеполагание. (1 мин.)  

      3.  Содержательный:

           Повторение теоретического материала по теме. (2 мин.)

          Задание №1 ( 5мин.)  

           Задание №2 (5 мин.)  

           Задание №3 (8 мин.)  

           Задание №4 (17 мин.)                                                          

5. Рефлексия, дом. зад. (4 мин.)                                                                     

                                                                          Ход занятия

Организационный момент. Мотивация (работа с эпиграфом).

Эпиграф: Грамоте       учиться – всегда пригодиться. В. И. Даль

Целеполагание: Каковы цели урока? Вспомнить, что такое прямая речь, косвенная речь, цитирование, диалог, какие знаки препинания при них

 

расставляются.

Выполнение заданий.

Стадия вызова:

Сформулируйте  способы применения прямой речи.

Преподаватель: 1) Что такое прямая речь? (Прямая речь — высказывание, дословно введённое в авторскую речь (говорящего или пишущего)).

2) Что такое косвенная речь? (Косвенная речь – передача чужой речи не дословно, но с сохранением его содержания).

3) Что называется цитатой? (Цитата — дословная выдержка из какого-либо текста).

4) Какие вы знаете способы цитирования? (Цитирование с помощью предложений с прямой речь, косвенной,  а также предложений с вводными словами).

5) Как иначе назвать беседу двух и более человек? (Диалог).

Стадия осмысления.

Работа с раздаточным материалом

Задание № 1. Объясните постановку знаков препинания в конструкциях, включающих прямую речь, цитаты, слова, употребленные в несвойственном им значении. Составьте схемы предложений с прямой речью.

1.      «Ладно, ладно! – сказал хозяин зевая. – Надо жить мирно и дружно». Он погладил Каштанку и продолжал: «А ты, рыжик, не бойся… Это хорошая публика, не обидит. Постой, как же мы тебя звать будем? Без имени нельзя, брат» (А. Чехов).

2.      И не один Ростовцев не мог гордо побледнеть тогда, повторяя восклицание Никитина: «Это ты, моя Русь державная!» – или говоря про Скобелева, про Черняева, про царя-освободителя. (И. Бунин).

3.      Егор включил магнитофон. И грянул тот самый марш, под который Егор входил в «малину». (В. Шукшин)

4.      «… Высшее назначение искусства – быть учебником жизни», — утверждал Н.Г. Чернышевский.

5.      Получилось то, что незнакомец назвал «египетской пирамидой» (А. Чехов).

6.      По образному определению Л. Леонова, «литературное произведение – это семя», которое  писатель бросает «не в землю, а в душу своего зрителя и читателя, и оно должно прорасти и стать событием, деревом».

(Устно объясняем постановку знаков препинания в конструкциях, включающих прямую речь, 3 обучающихся составляют схемы на доске, коллективно анализируем схемы предложений: находим ошибки, делаем выводы).

Стадия размышления.

 Задание № 2. Спишите предложения, заменяя в них прямую речь косвенной, а косвенную прямой. Обоснуйте постановку знаков препинания во всех предложениях.

7.      «Я бы не хотел врать, Люба, – заговорил он решительно. – Мне всю жизнь противно врать…»

8.      Ему сказали, что директор уже в клубе, на сцене, за столом президиума (из газ.) .

9.       Сколько уж на деле убеждался Егор, что все же человек никогда до конца не забывается …  и успевает подумать, что будет (В. Шукшин).

 (Обосновываем (обобщаем)  коллективно постановку знаков препинания в одном  предложении, остальные предложения обучающиеся выполняют самостоятельно, у доски 2 обучающихся составляют схемы предложений с прямой речью, коллективно анализируем схемы предложений: находим ошибки, делаем выводы).

 

 Задание № 3. Включите всеми возможными способами цитаты в текст.

10.   Слушая Вашу пьесу, думал я о жизни, принесенной в жертву идолу, о вторжении красоты в нищенскую жизнь людей. (Из письма М. Горького А.П. Чехову после постановки спектакля «Дядя Ваня»).

11. «Точность и краткость – вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей – без них блестящие выражения ни к чему не служат» (А.С. Пушкин).

 (Обучающиеся самостоятельно выполняют задания, затем проверяют постановку знаков препинания, меняясь тетрадями (работа в парах)).

Стадия открытого размышления

Задание № 4. Написать диалог с товарищем  о прочитанной книге, просмотренном  фильме или о студенческой жизни, включая в текст  вводные слова.

(Повторяем постановку знаков препинания при оформлении диалога, самостоятельно  (в парах) составляем диалог, озвучиваем у доски готовый продукт).

 

Рефлексия.

Какой вопрос хотели бы задать друг другу? Преподавателю?

Возвращение к эпиграфу.

«Грамоте учиться – всегда пригодится». Нужно ли грамоте учиться? Всегда ли она пригодится?

Дом. зад.: приготовить сообщение или составить все схемы по теме урока.

 Выставление баллов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

×
×

Статьи
«Новый порядок
аттестации» для учителей
и воспитателей

Подпишитесь на нашего бота в
Telegram, чтобы забрать статьи

Получить статьи