8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный
с 6:00 по 21:00
?>

Программа «Организация научно-исследовательской деятельности при изучении математики и физики»

Автор: Чугунова Любовь Михайловна

Программа

 «Организация научно-исследовательской деятельности

  при изучении математики и физики»

                                                      «Давно замечено, что таланты являются

                                                      всюду и всегда, где и  когда существуют

                                                      условия, благоприятные для их развития.»

                                                                                                   Г. В. Плеханов

         Приоритетная задача Российской Федерации – формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины. Ключевым инструментом решения этой задачи является воспитание детей.  Стратегические ориентиры воспитания сформулированы Президентом Российской Федерации В. В. Путиным «…Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом».

         Основной целью Федерального государственного стандарта образования является «полное и гармоничное развитие личности, интегрированной в мировую и национальную культуру, обладающую ключевыми компетенциями, способной к самореализации и к ответственному поведению в современном обществе». Так же отмечается, что сегодня необходимо уделять пристальное внимание формированию у обучающихся  не только глубоких и прочных знаний, но и общеобразовательных умений, универсальных компетенций, функциональной грамотности социально-значимых качеств.

Согласно «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» одним из основных направлений развития воспитания является совершенствование условий для выявления и поддержки одарённых детей. Важнейшей задачей в этом направлении  является внедрение в практику обучения новых технологий, обеспечивающих интеллектуальное, творческое и нравственное развитие личности. Специфической формой творчества, способом развития человека являются, по мнению современных ученых, исследовательская деятельность и метод проектов. Сегодня образование должно стать достоянием личности, средством самореализации выпускника средней школы. Учитель в первую очередь должен заботиться о формировании у обучающегося способности к саморазвитию, которое обеспечит интеграцию личности в национальную и мировую культуру. Достичь этой цели можно, вооружив обучающихся  исследовательскими умениями и навыками. 

 Воспитательный проект «Организация научно-исследовательской деятельности  при изучении математики и физики»  создаёт условия для  проведения мною в качестве наставника или тьютора выявления и индивидуализации обучения одарённых детей в  школе при изучении наук физико-математического цикла.

 Нормативно-правовое обеспечение  воспитательного проекта:

1.     Федеральный закон  от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2.     Федеральный закон от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

3.      Федеральный закон Российской Федерации «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ;

4.     «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», утвержденная Правительством РФ, Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2015 г;

5.     Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897.

Постановка проблемы

В рамках модернизации российского образования одной из главных задач является вооружение обучающихся умениями и навыками самостоятельно добывать знания, развитие их познавательной самостоятельности и активности.

В 2016-2017 учебном году мною совместно со школьным психологом была проведена  диагностика степени готовности обучающихся основной школы к исследовательской деятельности в области математики и физики. Диагностика осуществлялась посредством параллельного проведения двух исследований: готовности обучающихся к осуществлению исследовательской деятельности и их  отношения к разным видам экспериментальной деятельности.

   По результатам первого  анкетирования, проведённого в 5-9 классах,  26% обучающихся имели высокий уровень сформированности познавательной активности, 26% обучающихся обладали средним уровнем и у 48% школьников был определён низкий уровень познавательной активности в области физико-математических наук.

Вторым этапом исследования стало определение отношения самих обучающихся к экспериментированию и опытно-экспериментальной деятельности. Данная оценка производилась следующим образом: обучающимся был предложен ряд ситуаций, в которых они оказались в процессе учебной деятельности. Полученные результаты показали, что в целом экспериментальная деятельность в рамках  предметов «математика» и «физика» вызывают положительную оценку у обучающихся (40 баллов максимум), а наименьшее количество баллов набрали вопросы, связанные с необходимостью самостоятельного мышления  и действий.

Анализ результатов диагностики позволил выявить проблему: низкий уровень познавательной активности при изучении физико-математических наук  и недостаточная сформированность у обучающихся навыков к самостоятельным действиям в результате экспериментальной деятельности.

Приобщение обучающихся к исследовательской деятельности при организации уроков и занятий внеурочной деятельности по математике и физике, на мой взгляд, поможет решить вышеизложенную проблему. Этим обусловлен выбор темы проекта «Организация научно-исследовательской деятельности  при изучении математики и физики».

Результаты проведённого мною опроса  среди обучающихся  выявили определённые противоречия в формах формирования навыков  исследовательской деятельности в нашем образовательном учреждении: 

— с одной стороны основные нормативные документы  предполагают развитие способностей к исследовательской деятельности, — а с другой, обучающиеся слабо владеют технологией исследовательской  деятельности;

— с одной стороны  обучающиеся имеют повышенный запрос к экспериментальной деятельности, приводящей к знаниям, — а с другой стороны, недостаточным существующим программно-методическим обеспечением и материально-технической базой для проведения опытов в рамках исследовательских работ;

— с одной стороны между потребностями обучающихся в знаниях, выходящих за пределы   школьных программ по математике и физике, — а с другой стороны,  трудностями в усвоении материала  точных наук.

Цель проекта: приобщение обучающихся к исследовательской деятельности, формирование и развитие навыков научно-исследовательской работы и опытно-экспериментальной деятельности при  изучении математики и физики.

Данная цель решает как минимум четыре задачи:  

1)    повысить уровень социальной адаптации обучающихся (так как происходит развитие одного из главных её компонентов – способности к рефлексии собственной деятельности, формируется познавательная самостоятельность и активность);

2)    создать условия для личностного и профессионального самоопределения (обучающиеся определяют значимость и ценность данного вида деятельности для  себя и возможность её дальнейшего использования);

3)    сформировать умения и навыки планирования, организации и контроля собственной деятельности;

4)    развить навыки самостоятельной работы с научной литературой, научиться методике обработки полученных данных и анализу результатов, составлению и оформлению отчёта и доклада о результатах научно-исследовательских работ.

Актуальность проекта заключается в формировании условий успешности для  школьников в различных активностях физико-математического цикла (призёры и победители научно-практических конференций, трансляция полученного опыта и т. д.).

Принципы, на основе которых реализуется проект:

интегральностьобъединение и взаимовлияние учебной и исследовательской деятельности обучающихся, когда опыт и навыки, полученные при выполнении исследовательских работ, используются на уроках и содействуют повышению успеваемости по математике и физике;

непрерывностьпроцесс длительного профессионально ориентирующего образования и воспитания в творческом объединении обучающихся различных возрастов;

межпредметное обучение, в котором погружение в проблему предполагает глубокое систематизированное знание предмета и широкую эрудицию в разных областях, формирование навыков исследовательского труда.

Для успешной реализации проекта мной за основу были взяты следующие педагогические технологии:

1)    Технология научно-исследовательской деятельности в сфере воспитания;

2)    Технология коллективного творческого воспитания И. П. Иванова;

3)    Личностно-ориентированные технологии (авторы А. Н. Леонтьев, И. С. Якиманская, К. Роджерс);

4)    Здоровьесберегающие технологии;

5)    ИКТ-технологии;

6)    Мультимедийные технологии;

7)    Цифровые технологии.

Спрогнозированные условия изменения качества

воспитательного процесса.

В ходе реализации воспитательного проекта я предполагаю следующие изменения:

1.     Развитие исследовательской культуры и творческого потенциала личности обучающегося, стремящейся быть успешной;

2.     Сохранение,  укрепление и поддержание физического и психологического здоровья личностей  обучающихся;

3.     Увеличение количества обучающихся, заинтересованных в участии научно-практических конференциях по математике и физике;

4.     Увеличение доли участников, призёров и победителей научно-практических и научно-исследовательских конференций различных уровней;

5.     Повышение качества физико-математического образования в школе;

6.     Повышение удовлетворённости обучающихся своими результатами в учебной и внеучебной деятельностях  при  изучении точных наук.

Изменение качества воспитательного проекта планирую проверить с помощью следующего инструментария:

1)    Методика «Сравнение понятий» (источник: Альманах психологических тестов- М., 1995, с. 134-135).

2)    Модифицированная анкета «Мой опыт» (источник – Методическое пособие «Оценка качества и анализ воспитания в основной и средней школе», П. В. Степанов, И. В. Степанова, «Просвещение», 2014 год).

3)    Пополнение портфолио  обучающихся.

Ход реализации проекта

Срок реализации проекта семь лет.  Проект реализуется с сентября 2016 года по настоящее время.

         Процесс обучения началам исследования представляет собой поэтапное, с учётом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры.

1)    2016 -2017 учебный год – проектировочный (организационный) этап: включает в себя изучение имеющейся и  создание новой нормативно-правовой базы; организацию мониторинга (диагностика детей и родителей), анализ информации об исследовательской культуре обучающихся; создание системы взаимосвязей с социумом; организацию информационно-методического обеспечения; разработку программ внеурочной деятельности; обеспечение материально-технической базы.

2)    2017-2018 учебный год –апробационный (формирование исследовательского поведения): включает в себя апробацию программ внеурочной деятельности, изученных технологий.

3)    2018-2021 учебные годы – развивающий этап (этап реализации): ведётся систематическая и целенаправленная работа с обучающимися на уроках и во внеурочной деятельности по плану проекта; проведение мероприятий, участие обучающихся в групповых и индивидуальных исследовательских проектах; взаимодействие с партнёрами; пополнение портфолио обучающихся; обмен опытом и совершенствование профессионального мастерства в рамках семинаров, круглых столов.

4)    2021-2023 учебные годы – завершающий (рефлексивно-обобщающий этап): контроль и анализ результатов проекта; проведение мониторинга удовлетворённости результатами проекта; возможность составления перспективного плана проекта.

Условия и ресурсы для успешной реализации проекта:

Условия:

Для достижения планируемых результатов организуется работа по привлечению к сотрудничеству родителей обучающихся.

Для реализации запланированных мероприятий в рамках проекта активно взаимодействуем с сотрудниками сельского Дома культуры, сельской библиотекой.

Ресурсы:

1.     Временные ресурсы для реализации образовательной деятельности.

Для реализации проекта необходимо выделение часов учебного плана из части «внеурочная деятельность» для проведения занятий по программам проекта.

2.     Материально-техническое обеспечение:

— цифровые лаборатории «Точки роста»;

— лабораторное оборудование кабинета физики;

— компьютеры, принтер.

3. Программное обеспечение:

— операционная система семейства Windows со стандартным набором прикладных программ;

— наличие высокоскоростного доступа к сети Интернет;

— программы пакета Microsoft Office.

4. Методическое обеспечение:

Воспитательный аспект:

— Д.В. Григорьев, П. В. Степанов. Методический конструктор «Внеурочная деятельность школьников». Просвещение, 2013.

— Методическое пособие «Оценка качества и анализ воспитания в основной и средней школе», П. В. Степанов, И. В. Степанова, «Просвещение», 2014.

Учебный аспект:

— В. А. Саранин, В. Ю. Иванов. Экспериментальные исследовательские задачи по физике 7-11 класс.- М.: Вако, 2015.

— Н. С. Кравченко. Методы обработки результатов измерений и оценки погрешностей в учебном лабораторном практикуме. – Томск, 2011.

 

 

 

 

 

 

 

 

×
×

Статьи
«Новый порядок
аттестации» для учителей
и воспитателей

Подпишитесь на нашего бота в
Telegram, чтобы забрать статьи

Получить статьи