Автор: Чугунова Любовь Михайловна
Программа
«Организация научно-исследовательской деятельности
при изучении математики и физики»
«Давно замечено, что таланты являются
всюду и всегда, где и когда существуют
условия, благоприятные для их развития.»
Г. В. Плеханов
Приоритетная задача Российской Федерации – формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины. Ключевым инструментом решения этой задачи является воспитание детей. Стратегические ориентиры воспитания сформулированы Президентом Российской Федерации В. В. Путиным «…Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом».
Основной целью Федерального государственного стандарта образования является «полное и гармоничное развитие личности, интегрированной в мировую и национальную культуру, обладающую ключевыми компетенциями, способной к самореализации и к ответственному поведению в современном обществе». Так же отмечается, что сегодня необходимо уделять пристальное внимание формированию у обучающихся не только глубоких и прочных знаний, но и общеобразовательных умений, универсальных компетенций, функциональной грамотности социально-значимых качеств.
Согласно «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» одним из основных направлений развития воспитания является совершенствование условий для выявления и поддержки одарённых детей. Важнейшей задачей в этом направлении является внедрение в практику обучения новых технологий, обеспечивающих интеллектуальное, творческое и нравственное развитие личности. Специфической формой творчества, способом развития человека являются, по мнению современных ученых, исследовательская деятельность и метод проектов. Сегодня образование должно стать достоянием личности, средством самореализации выпускника средней школы. Учитель в первую очередь должен заботиться о формировании у обучающегося способности к саморазвитию, которое обеспечит интеграцию личности в национальную и мировую культуру. Достичь этой цели можно, вооружив обучающихся исследовательскими умениями и навыками.
Воспитательный проект «Организация научно-исследовательской деятельности при изучении математики и физики» создаёт условия для проведения мною в качестве наставника или тьютора выявления и индивидуализации обучения одарённых детей в школе при изучении наук физико-математического цикла.
Нормативно-правовое обеспечение воспитательного проекта:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Федеральный закон от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
3. Федеральный закон Российской Федерации «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ;
4. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», утвержденная Правительством РФ, Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2015 г;
5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897.
Постановка проблемы
В рамках модернизации российского образования одной из главных задач является вооружение обучающихся умениями и навыками самостоятельно добывать знания, развитие их познавательной самостоятельности и активности.
В 2016-2017 учебном году мною совместно со школьным психологом была проведена диагностика степени готовности обучающихся основной школы к исследовательской деятельности в области математики и физики. Диагностика осуществлялась посредством параллельного проведения двух исследований: готовности обучающихся к осуществлению исследовательской деятельности и их отношения к разным видам экспериментальной деятельности.
По результатам первого анкетирования, проведённого в 5-9 классах, 26% обучающихся имели высокий уровень сформированности познавательной активности, 26% обучающихся обладали средним уровнем и у 48% школьников был определён низкий уровень познавательной активности в области физико-математических наук.
Вторым этапом исследования стало определение отношения самих обучающихся к экспериментированию и опытно-экспериментальной деятельности. Данная оценка производилась следующим образом: обучающимся был предложен ряд ситуаций, в которых они оказались в процессе учебной деятельности. Полученные результаты показали, что в целом экспериментальная деятельность в рамках предметов «математика» и «физика» вызывают положительную оценку у обучающихся (40 баллов максимум), а наименьшее количество баллов набрали вопросы, связанные с необходимостью самостоятельного мышления и действий.
Анализ результатов диагностики позволил выявить проблему: низкий уровень познавательной активности при изучении физико-математических наук и недостаточная сформированность у обучающихся навыков к самостоятельным действиям в результате экспериментальной деятельности.
Приобщение обучающихся к исследовательской деятельности при организации уроков и занятий внеурочной деятельности по математике и физике, на мой взгляд, поможет решить вышеизложенную проблему. Этим обусловлен выбор темы проекта «Организация научно-исследовательской деятельности при изучении математики и физики».
Результаты проведённого мною опроса среди обучающихся выявили определённые противоречия в формах формирования навыков исследовательской деятельности в нашем образовательном учреждении:
— с одной стороны основные нормативные документы предполагают развитие способностей к исследовательской деятельности, — а с другой, обучающиеся слабо владеют технологией исследовательской деятельности;
— с одной стороны обучающиеся имеют повышенный запрос к экспериментальной деятельности, приводящей к знаниям, — а с другой стороны, недостаточным существующим программно-методическим обеспечением и материально-технической базой для проведения опытов в рамках исследовательских работ;
— с одной стороны между потребностями обучающихся в знаниях, выходящих за пределы школьных программ по математике и физике, — а с другой стороны, трудностями в усвоении материала точных наук.
Цель проекта: приобщение обучающихся к исследовательской деятельности, формирование и развитие навыков научно-исследовательской работы и опытно-экспериментальной деятельности при изучении математики и физики.
Данная цель решает как минимум четыре задачи:
1) повысить уровень социальной адаптации обучающихся (так как происходит развитие одного из главных её компонентов – способности к рефлексии собственной деятельности, формируется познавательная самостоятельность и активность);
2) создать условия для личностного и профессионального самоопределения (обучающиеся определяют значимость и ценность данного вида деятельности для себя и возможность её дальнейшего использования);
3) сформировать умения и навыки планирования, организации и контроля собственной деятельности;
4) развить навыки самостоятельной работы с научной литературой, научиться методике обработки полученных данных и анализу результатов, составлению и оформлению отчёта и доклада о результатах научно-исследовательских работ.
Актуальность проекта заключается в формировании условий успешности для школьников в различных активностях физико-математического цикла (призёры и победители научно-практических конференций, трансляция полученного опыта и т. д.).
Принципы, на основе которых реализуется проект:
интегральность – объединение и взаимовлияние учебной и исследовательской деятельности обучающихся, когда опыт и навыки, полученные при выполнении исследовательских работ, используются на уроках и содействуют повышению успеваемости по математике и физике;
непрерывность – процесс длительного профессионально ориентирующего образования и воспитания в творческом объединении обучающихся различных возрастов;
межпредметное обучение, в котором погружение в проблему предполагает глубокое систематизированное знание предмета и широкую эрудицию в разных областях, формирование навыков исследовательского труда.
Для успешной реализации проекта мной за основу были взяты следующие педагогические технологии:
1) Технология научно-исследовательской деятельности в сфере воспитания;
2) Технология коллективного творческого воспитания И. П. Иванова;
3) Личностно-ориентированные технологии (авторы А. Н. Леонтьев, И. С. Якиманская, К. Роджерс);
4) Здоровьесберегающие технологии;
5) ИКТ-технологии;
6) Мультимедийные технологии;
7) Цифровые технологии.
Спрогнозированные условия изменения качества
воспитательного процесса.
В ходе реализации воспитательного проекта я предполагаю следующие изменения:
1. Развитие исследовательской культуры и творческого потенциала личности обучающегося, стремящейся быть успешной;
2. Сохранение, укрепление и поддержание физического и психологического здоровья личностей обучающихся;
3. Увеличение количества обучающихся, заинтересованных в участии научно-практических конференциях по математике и физике;
4. Увеличение доли участников, призёров и победителей научно-практических и научно-исследовательских конференций различных уровней;
5. Повышение качества физико-математического образования в школе;
6. Повышение удовлетворённости обучающихся своими результатами в учебной и внеучебной деятельностях при изучении точных наук.
Изменение качества воспитательного проекта планирую проверить с помощью следующего инструментария:
1) Методика «Сравнение понятий» (источник: Альманах психологических тестов- М., 1995, с. 134-135).
2) Модифицированная анкета «Мой опыт» (источник – Методическое пособие «Оценка качества и анализ воспитания в основной и средней школе», П. В. Степанов, И. В. Степанова, «Просвещение», 2014 год).
3) Пополнение портфолио обучающихся.
Ход реализации проекта
Срок реализации проекта семь лет. Проект реализуется с сентября 2016 года по настоящее время.
Процесс обучения началам исследования представляет собой поэтапное, с учётом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры.
1) 2016 -2017 учебный год – проектировочный (организационный) этап: включает в себя изучение имеющейся и создание новой нормативно-правовой базы; организацию мониторинга (диагностика детей и родителей), анализ информации об исследовательской культуре обучающихся; создание системы взаимосвязей с социумом; организацию информационно-методического обеспечения; разработку программ внеурочной деятельности; обеспечение материально-технической базы.
2) 2017-2018 учебный год –апробационный (формирование исследовательского поведения): включает в себя апробацию программ внеурочной деятельности, изученных технологий.
3) 2018-2021 учебные годы – развивающий этап (этап реализации): ведётся систематическая и целенаправленная работа с обучающимися на уроках и во внеурочной деятельности по плану проекта; проведение мероприятий, участие обучающихся в групповых и индивидуальных исследовательских проектах; взаимодействие с партнёрами; пополнение портфолио обучающихся; обмен опытом и совершенствование профессионального мастерства в рамках семинаров, круглых столов.
4) 2021-2023 учебные годы – завершающий (рефлексивно-обобщающий этап): контроль и анализ результатов проекта; проведение мониторинга удовлетворённости результатами проекта; возможность составления перспективного плана проекта.
Условия и ресурсы для успешной реализации проекта:
Условия:
Для достижения планируемых результатов организуется работа по привлечению к сотрудничеству родителей обучающихся.
Для реализации запланированных мероприятий в рамках проекта активно взаимодействуем с сотрудниками сельского Дома культуры, сельской библиотекой.
Ресурсы:
1. Временные ресурсы для реализации образовательной деятельности.
Для реализации проекта необходимо выделение часов учебного плана из части «внеурочная деятельность» для проведения занятий по программам проекта.
2. Материально-техническое обеспечение:
— цифровые лаборатории «Точки роста»;
— лабораторное оборудование кабинета физики;
— компьютеры, принтер.
3. Программное обеспечение:
— операционная система семейства Windows со стандартным набором прикладных программ;
— наличие высокоскоростного доступа к сети Интернет;
— программы пакета Microsoft Office.
4. Методическое обеспечение:
Воспитательный аспект:
— Д.В. Григорьев, П. В. Степанов. Методический конструктор «Внеурочная деятельность школьников». Просвещение, 2013.
— Методическое пособие «Оценка качества и анализ воспитания в основной и средней школе», П. В. Степанов, И. В. Степанова, «Просвещение», 2014.
Учебный аспект:
— В. А. Саранин, В. Ю. Иванов. Экспериментальные исследовательские задачи по физике 7-11 класс.- М.: Вако, 2015.
— Н. С. Кравченко. Методы обработки результатов измерений и оценки погрешностей в учебном лабораторном практикуме. – Томск, 2011.